Система Монтессори: минусы для ребенка

Содержание
  1. Минусы и плюсы методики Монтессори
  2. Методика Монтессори
  3. Методика Монтессори плюсы и минусы
  4. Плюсы методики Монтессори
  5. Минусы методики Монтессори
  6. Итоги
  7. Методика Монтессори
  8. Плюсы
  9. Минусы
  10. Организация рабочей зоны
  11. Разделения пространства для разных занятий
  12. Принципы
  13. Для самых маленьких
  14. Коробочка
  15. Клад
  16. Система Монтессори для самых маленьких — плюсы и минусы
  17. Сущность системы
  18. Плюсы и минусы
  19. Музыка и человеческий голос
  20. Безопасность и комфорт
  21. Сон
  22. Занятие «Самообслуживание: чистим ботинки»
  23. Занятие «Усмирение стихии: игры с водой»
  24. Заключение
  25. Почему я не рекомендую заниматься с детьми по системе Монтессори и считаю эти занятия пустой тратой денег
  26. Методика Никитиных
  27. Методика Л. Китаева и М. Трунова
  28. Педагогика Монтессори
  29. Методика Глена Домана
  30. Методика Сесиль Лупан
  31. Кубики Зайцева
  32. Недостатки методики Монтессори
  33. Подводя итог
  34. Раннее развитие по методике М. Монтессори
  35. Личность Мария Монтессори
  36. Основные постулаты системы Монтессори
  37. Основные правила занятий в школе Монтессори
  38. Как организованы школы раннего развития Монтессори
  39. Зоны игрового пространства
  40. Как меняется технология развития для разного детского возраста
  41. Плюсы и минусы методики Монтессори

Минусы и плюсы методики Монтессори

Система Монтессори: минусы для ребенка

На сегодняшний день большинство детских садов считают себя успешными благодаря применению методики воспитания Монтессори. В них создаются отдельные комнаты и группы раннего развития и адаптации к детскому саду.

В них детки вместе с опытными педагогами и родителями (в адаптационных группах) проходят обучение, согласно основным принципам этой методики. Но не все родители осведомлены об основных принципах.

Мы расскажем о методах воспитания, которые предлагаются Марией Монтессори, поймем ее плюсы и минусы.

Методика Монтессори

Мария Монтессори – психолог, работающий с отстающими в развитии детьми.

Еще в начале двадцатого столетия из собственного педагогического стажа работы с ребятишками, сделала выводы о том, как правильно развивать малыша на разных промежутках времени и этапах его развития.

Итог методики – изучение характера малыша, окружающей среды в которой он растет, воспитывать самостоятельность, уверенность в принятии решений и, с поддержкой родителей, ребенок может развиваться по своему избранному пути, который будет со своей уникальностью и индивидуальностью.

На сегодня много теоретических правил воспитания детей и одна из них заключается в том, что за ее основу принят тот факт, что дети умнее родителей. Они сами подсказывают взрослым о любимых занятиях и делах, которые приведут к гармонии личности.

Основной задачей взрослых становится принцип не мешать, а только поддерживать кроху. То есть, основной принцип можно даже понять из девиза сформулированному Марией: «Помоги мне это сделать самому!».

Таким образом, мы просто должны создать необходимую среду для формирования и отработки малышом различных навыков.

Теория этой методики предлагает не делать препятствий занятиям и познаниям интересных для ребенка в настоящий момент. Не стоит навязывать свои интересы и пожелания. Ваша задача только помогать развивать личность в гармонии с собой.

По методике, принципиально (!), дети сами выбирают свой путь развития, познания и совершенствования. Для этого родителям нужно очень аккуратно принимать решения предоставляя крохам полноценный выбор.

Какими игрушками играть сегодня, что выбрать для самостоятельного занятия.

Это поможет в итоге ребенку быть наблюдательным и стремиться к познаниям чего-то нового без страха пробовать и изучать новые материалы.

Главное условие занятий с малышом давать ему свободный выбор обучающего материала, тогда эти игры не утомляют его, а только прибавляют энергии и любопытства. Впрочем, как и у нас взрослых, заниматься любимым делом это всегда здорово.

Методика Монтессори плюсы и минусы

Как и в любой методике у нее есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому сторонники других методов воспитания относятся к Марии Монтессори очень скептически.

В основном их главным аргументом становится отсутствие ролевых игр, как социальной адаптации в обществе. Развитие только логических способностей крохи, то есть без участия эмоций и творческой натуры.

В целом, если вернуться к моменту того, что она занималась с детьми отстающими в развитии и имеющими психологические проблемы развития, то такая методика полностью оправдана за счет того, что можно из отсталых детей вырастить здравомыслящих людей.

Но для полноценного развития эта метода не годится. Только как дополнение в качестве более углубленного развития мелкой моторики и логики ребенка.

Плюсы методики Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – дать возможность воспринимать и познавать окружающий мир самому.

То есть самостоятельность ставиться на первое место! Родитель может присутствовать при играх (в адаптационных группах садиков так и происходит), но в случае создания такой комнаты дома – ребенка в итоге можно будет оставлять одного играть и развиваться в этой среде.

При этом не забывайте, что главная задача родителей – создать среду, организовать пространство, заполнить это пространство инвентарем, которое научит ребенка самообслуживанию, логическому мышлению, моторике, внимательности, счету.

Минусы методики Монтессори

Методика Марии Монтессори имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

  • Одним из минусов является то, что малыш самостоятельно не может творчески мыслить и фантазировать. Родителям необходимо приложить максимум усилий творческому развитию малыша для познания окружающего мира. Но если вы используете данную систему обучения в комплексе, то она даст вам отличный результат для развития мелкой моторики и логического мышления.
  • Отсутствие сюжетно-ролевых игр в раннем возрасте негативно сказывается на общем развитии малышей. Важно, чтобы такие игры как больница, парикмахерская, школа, стоматолог присутствовали в игровом процессе. Иначе страхи и неизвестность жизненных ситуаций, которые малыши спокойно отыгрывают между собой, скажут на эмоциональном состоянии ребенка.
  • По отзывам педагогов детских садов и начальных классов, не все дети, но многие, которые посещали до общеобразовательных мест подобные классы, труднее адаптируются к графику игр и режиму дня. Привычка все делать, когда тебе этого хочется – сильно закрепляется у ребенка и переучивать его под требования школы становится очень сложно.
  • И еще один минус методики Монтессори, который относится к застенчивым, неуверенным деткам. Она (метода) предполагает самостоятельное изучение и работу с дидактическим материалом, а стеснительные детки даже если хотят чего-то, то им нужно, чтобы преподаватель или мама предложила им эту игрушку сама. Или еще вариант, когда у такого малыша не получается что-то – он вряд ли сможет попросить помощи. Поэтому в данном случае мама не дает ему самостоятельности, потому что малыш этого не позволяет сам! И методика Монтессори в итоги утрачивает свое истинное значение и остаются только развивающие логику игры и материал, в который мамы и малыши играют вместе. Если это не смущает, то скорее здесь этот пункт будет плюсом для деток, чем минусом. Но в данном случае сама методики уже не применяется, а только используется материал.

Чтобы понять саму идею, хорошо бы узнать подробности и об авторе методики – Марии Монтессори. Предлагаем посмотреть фильм о ней и условиях в которых создавалась методика

В этом видео вы сможете посмотреть дидактический материал по методике Марии Монтессори, который чаще всего можно приобрести в свободной продаже, узнаете что за что отвечает, как с помощью таких игрушек выучить цвета, формы, счет:

А в этом видео психолог, педагог по раннему развитию расскажет о минусах и плюсах методики Монтессори и подскажет кому она необходима и когда:

Итоги

В настоящее время существует много методов воспитания детей и у педагогов есть право выбирать лучшее. Ведь их опыт никогда не может сравниться с нашим. Они смотрят на нашего ребенка совсем по-другому. Поэтому могут реально оценить его возможности и необходимость применения различных методик воспитания.

В детских садах методика Монтессори была рассмотрена, но не везде ее приняли. В группах раннего развития (на посещение их можно записаться так же как и в обычный сад) занятия проходят по определенному расписанию, в основном это три раза в неделю по несколько часов.

Немногие детские сады взяли эту теорию за основу, поэтому ее можно считать экспериментальной.

По отзывам родителей, которые посещали подобные группы, можно сказать, что логику и пространственное мышление методика Монтессори развивает отлично, но вот в плане общения она хороша, только когда детки не стеснительные.

Применять или нет данную методику дома – нужно решать на семейном совете, ведь для этого нужно выделить достаточно свободного пространства и необходимы также специальные игровые наборы. Не все родители взявшись за обустройство детской по этой методике доводят ее до логичного конца. Возможно для начала будет лучше походить на курсы или группы раннего развития в детских центрах.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/minusy-i-plyusy-montessori.html

Методика Монтессори

Система Монтессори: минусы для ребенка

Методика Монтессори» является самой популярной системой развития маленьких детей. Ее разработала Мария Монтессори, итальянский педагог, психологи и первый в Италии врач женщина. С 1909 года ее книги стали распространятся по миру.

Важно! Главной целью она видела формирования у детей навыков самообслуживания и социализацию ребят, развития таких чувств как зрения, слух, обоняния и вкуса.

Суть данной теории состоит в признании ребенка, как личности. Он стоит на первом месте. Упражнения и задания уже подстраиваются под него, в зависимости от его желаний. Малыш сам выбирает предмет, время и продолжительность занятий.  Главное выражения этой теории, которое передают все суть, звучит так: «Помоги ребенку сделать самому».

Эта методика хорошо работает в коррекционных классах. Многие дети начинают воспринимать материал лучше и с большим интересом.

Справка! Особое внимания при занятиях уделяется осязанию.

Плюсы

  • Ребенок учится самостоятельности;
  • Развивается мелкая моторика;
  • Улучшается координация движений;
  • Формируется логическое мышления;
  • Появляются первые знания в математики;
  • Увеличивается активный и пассивный словарный запас;
  • Рука готовится к письму.

Минусы

  • Уделяется мало внимания ролевым играм вместе с родителями, развитие фантазии, эмоциональной и творческой сфере;
  • Отсутствие обычных игрушек, за ненужностью, и помехой к подготовке ко взрослой жизни и саморазвитию;
  • Детям мало читают сказки и объясняют их суть;
  • Замкнутым и стеснительным детям при такой методики будет сложно.

Организация рабочей зоны

  • Все оборудования должно подходить по росту ребенку;
  • Помещение для занятий должно быть просторное, с большим количеством естественного света;
  • Обязательно должны быть бьющиеся вещи и предметы, для понимания их ценности и хрупкости;
  • Стены должны быть нейтрального цвета, который не будет отвлекать;
  • Доступность к воде и удобность ее набирания;
  • Все пособия должны находится на уровне глаз в единственном экземпляре.

Разделения пространства для разных занятий

  1. Практических – где дети воспроизводят реальную жизнь, получают реально бытовые навыки. Учатся убираться, менять одежду, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, полевать цветы и ухаживать за животными;
  2. Сенсорных – Главное условие чтобы предметы отличались размером, весом, цветом и фактурой, и формой.

    К таким материалам относят шумелки, емкостями с водой разных температур, коробочки с запахом, мешочки с разными вещями, вкусовые баночки, материалы разных фактур;

  3. Языковых – с подписными предметами, книгами, алфавитом, карточками  с изображениями , кубиками и прописями;
  4. Математических – башни, бусины и цепочки, геометрический ящики, треугольники, счетные палочки;
  5. Космических – для знакомства с окружающим миром. С календарями и линиями времени, камушками, ракушками, изображением планет солнечной системы, все что может пригодится при опытах.

Информация! Заниматься по этой методики можно дома, скачав нужную музыку, и грамотно организовав игровое пространство.

Принципы

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку, со своими интересами и предрасположенностями;
  • Дети сами должны заметить свои ошибки и попытаться исправить их;
  • Каждый предмет имеет свое место, должен быть порядок;
  • Разновозрастные дети в группе;
  • Дети учат детей
  • Успехи детей не сравниваются и не поощряются;
  • Дети не соревнуются;
  • Запрещены принуждения и наказания;
  • Воспитатель помогает советом, только когда к нему обратятся;
  • Развитие происходит с помощью настоящих или очень похожих повседневных и бытовых предметов;
  • Использует материал тот из детей, кто первый взял.

Для самых маленьких

  • Занятия проходят вместе с мамой;
  • Вначале идет позитивное приветствие, чтобы создать хорошее настроение;
  • Выполняются координационные движения;
  • Пальчиковые игры;
  • Создаются подделки, лепят что-то из пластилина, рисуют/

Важно! Упор делается на сенсорное восприятия, игры с разными безопасными предметами, выполненных из натурального сырья и формирования элементарных знаний о порядке/

Коробочка

Положите в большую банку, коробочки и баночки более маленького размера, в которых тоже лежать небольшие предметы. Если ребенок еще маленький, нужно постоянно находится рядом с ним, чтобы предотвратить попадания материала в рот

Клад

В большую миску прячут предметы и засыпают крупой, фасолью или манкой. Ребенок нужен отыскать предмет, либо группу одинаковых предметов. Можно положить туда разноцветные предметы, и ребенок будет их сортировать после нахождения.

Методика Монтессори интересна и увлекает детей, которые любят играть с предметами и подражать взрослым. Она учит родителей быть терпеливыми. Помогать и учить их Некоторым детям может быть сложно, поэтому следует обратить внимания и на другие методики.

Источник: http://foxinbox.club/metodiki/metodika-montessori/metodika-montessori.html

Система Монтессори для самых маленьких — плюсы и минусы

Система Монтессори: минусы для ребенка

Одной из самых популярных систем воспитания в настоящее время является система Монтессори, названная в честь ее разработчика – педагога и врача Марии Монтессори.

Система была разработана и предложена автором в начале прошлого столетия, но и сейчас она не потеряла своей актуальности, более того, находится на пике популярности.

Основная суть системы состоит в том, чтобы воспринимать ребенка с раннего возраста как отдельную личность, которая обладает способностями и имеет свои потребности.

Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь развитию ребенка в нужном направлении, а со временем не мешать в самостоятельном и естественном стремлении познавать мир.

Воспитание базируется на принципе: «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребенка, свобода в разумных пределах.

Сущность системы

Автор программы во время своих наблюдений определила наличие у детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет периода нормализации.

Это состояние ребенка, при котором происходит переход от девиантного поведения к фокусировке внимания на увлекающей его деятельности, что приводит к развитию и способности концентрироваться.

Возникает внезапная спонтанная дисциплина, когда ребенок продолжительно и с удовольствием трудится, помогает другим, спокоен, восприимчив.

После того как взрослый поможет достичь ребенку нормализации, он может отстраниться и наблюдать за саморазвитием ребенка.

Помощь взрослого состоит в том, чтобы сформировать подходящую среду, которая является ключевой составляющей в достижении нормализации. Подготовленная среда дает возможность ребенку поэтапно и мягко приобретать независимость от взрослого.

Очень важно, чтобы дома или в учебном заведении мебель и инвентарь соответствовали возрасту, телосложению ребенка.

Занятия должны проходить в просторном, наполненном светом, хорошо вентилируемом воздухом помещении. Оформление должно быть выполнено в успокаивающих, нейтральных и не раздражающих цветах.

Необходимым условием является свободный доступ к воде. Соответственно, раковины и унитазы должны быть удобными для детей. В классе Монтессори обязательно наличие комнатных растений на доступной для детей высоте, чтобы дети имели возможность за ними ухаживать.

Расположение материала в свободном доступе «приглашает» ребенка к действию. Для стимуляции постройки взаимоотношений в группе каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Ребенок самостоятельно выбирает условия и окружение для своей деятельности с условием не мешать другим детям.

Этот интересный, нетрадиционный метод обучения, несмотря на то, что создан более ста лет назад, все еще вызывает споры относительно положительных и отрицательных сторон.

Плюсы и минусы

К плюсам системы относятся:

  1. Нацеленность на формирование свободной личности, проявляющей уважение к свободе окружающих людей.
  2. Предоставление возможности самостоятельно развиваться без назойливых вмешательств взрослых. Темпы учебы также выбирает сам ребенок.
  3. Запрет во время занятий критики и негативных оценок.
  4. Разновозрастной состав групп. В таких группах младшие быстрее развиваются, учась у старших, а старшие проявляют заботу о младших.
  5. Обучение малыша через игру. Увлеченный процессом ребенок более восприимчив.
  6. Акцентируется внимание на сенсорно-моторном развитии учеников, что, в свою очередь, стимулирует умственное развитие.
  7. Дети учатся принимать собственные решения.
  8. Система помогает хорошо развить навыки самообслуживания.

К минусам методики относят:

  1. Главный недостаток – это отсутствие развития воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  2. Отсутствие сказок в процессе обучения. Формируемые с помощью сказок представления о жизни, добре и зле, взаимоотношениях между людьми заменяются сухим описанием предметов.
  3. Игровая деятельность в развитии ребенка также недооценена. По мнению Марии Монтессори, игрушки не практичны и только отвлекают, уводя от реальной жизни. Однако достоверно доказано, что игры имеют очень большое значение в развитии ребенка.
  4. Также немаловажным минусом является отсутствие авторитета педагога, так как взрослый воспринимается лишь помощником или наблюдателем. Такое отношение к преподавателю в будущем при дальнейшем обучении может вызвать проблемы.
  5. Отсутствие потребности прилагать усилия для получения знаний, что в конечном итоге приведет к нежеланию трудиться над собой и развивать свои способности.
  6. Возможно, после обучения по методике Монтессори могут возникнуть трудности при адаптации к школе.

Музыка и человеческий голос

Для знакомства детей с музыкой демонстрируются созданные Монтессори колокольчики. Они представляют собой сенсорный материал, который гармонично и естественно раскрывает музыкальный слух, вне зависимости от того, предназначено ребенку быть музыкантом или нет.

При использовании колокольчиков применяются вводные упражнения, направленные на освоение речи, которые концентрируют внимание учащегося на различении «модуляций человеческого голоса».

Колокольчики Монтессори

Также упражнения приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые легкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам.

Подобное воспитание ценно еще и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни.

Безопасность и комфорт

Трудно переоценить ощущение безопасности и комфорта у детей во время учебы. Ребенок должен быть уверенным в том, что ему ничто не угрожает, чтобы не отвлекаясь заниматься своим самопознанием и саморазвитием.

Сон

Желательно с самых первых дней практиковать естественную способность ребенка засыпать самостоятельно. Безопасной позой является поза на спине, но также важно, чтобы с первых дней малыш проводил некоторое время на животе, что укрепляет мышцы шеи, рук и ног.

Занятие «Самообслуживание: чистим ботинки»

Прививает бытовые навыки, обучает внимательности.

Для детей от 2,5 до 6 лет.

Используются: фартуки для мамы и ребенка, газета, детские ботинки и корзина (или коробка) со сложенными в нее щеткой для обуви, тряпочкой и губкой для блеска.

Занятие — чистим ботинки

Что делать:

  1. Постелить газету на пол, надеть фартуки. Предметы выложить из корзины в той последовательности, в которой они будут использоваться.
  2. Надеть ботинок на руку, упирая в газету заднюю часть, носком вверх.
  3. Со словами: «Сейчас я покажу, как надо чистить ботинки». Продемонстрировать ребенку, как правильно щеткой смести с одного ботинка грязь, а затем протереть его тряпочкой и губкой для блеска.
  4. Предложить ребенку сравнить два ботинка и попробовать почистить второй ботинок самому.
  5. После окончания занятия газету выбросить, снять фартуки, сложить предметы обратно в корзину и оставить ее возле входной двери.
  6. Пояснить ребенку, что это корзина для его обуви и что ботинки надо чистить каждый вечер.

Занятие «Усмирение стихии: игры с водой»

Обучает наблюдению.

Возраст: с 2 лет.

Используется: глубокая чашка, шампунь, венчик, две трубочки для мамы и ребенка.

Что делать:

  1. Для начала предложить ребенку налить шампунь в небольшом количестве в чашку с водой, продемонстрировать, как взбивать пену, и пригласить ребенка повторить эти действия.
  2. Затем дуть в трубку – появятся пузыри. Объяснить малышу процесс и затем наблюдать, как он самостоятельно дует в трубочку, что может далеко не сразу получиться.

Заключение

Безусловно, система Монтессори довольно нестандартная, но она вызывает интерес. Взрослым, возможно, стоит, учитывая минусы, дополнять ее чтением сказок, ролевыми играми по мере потребности, которую, если внимательно наблюдать за ребенком, удастся не пропустить.

Источник: https://momjournal.ru/semya/zanyatiya-s-detmi/sistema-montessori-dlya-samyx-malenkix.html

Почему я не рекомендую заниматься с детьми по системе Монтессори и считаю эти занятия пустой тратой денег

Система Монтессори: минусы для ребенка

В наше время стремительного развития технологий и постоянно движущегося вперед прогресса, чтобы чего-то достичь, нужно быть всесторонне развитым и высокообразованным человеком. Многие родители, к счастью, это понимают и стараются с детства вложить в своих детей по максимуму.

Порой, не понимая, что тем самым они лишают своего ребенка радости и беззаботности детства. Я согласна, что заниматься с детьми нужно обязательно, но всему свое время. Существует огромное количество различных методик раннего развития. Условно можно поделить их на две группы: физического и общего развития.

Как говорится, на любой вкус. Выбирать есть из чего.

  • Виды и принципы методик
  • Недостатки методики Монтессори
  • Подводя итог

Методика Никитиных

Еще в советское время супруги Никитины рассказывали, что с самого рождения ребенку нужно помогать становиться самостоятельной личностью. С момента, когда малыш научился ползать, не рекомендуется его в чем-либо ограничивать (я категорически не согласна с этим!).

цель этой методики – не мешать детскому развитию, не заставлять ребенка что-либо делать, а создавать условия для самореализации и самосовершенствования. Свобода и самостоятельность, но в тоже время постоянное участие в жизни ребенка. Не быть равнодушным к его успехам или неудачам.

Методика Л. Китаева и М. Трунова

Эта методика направлена на развитие двигательных способностей ребенка, способствует развитию врожденных рефлексов. Ребенка берут подмышки и подбрасывают, затем вращают вокруг себя, взяв его за руки и за ноги (когда ребенок становится постарше). Приобретенные навыки и умения в дальнейшем отрабатываются и усовершенствуются в спортзалах, в спортивных играх и упражнениях.

Педагогика Монтессори

Основной принцип: ребенок развивается самостоятельно. В специализированных школах и садах, работающих по этой методике, ребенка окружают различными предметами, чтобы он (ребенок) учился познавать окружающий мир и не боялся экспериментировать. Задача воспитателей не ограничивать, а направлять детей.

Согласно этой методике обучение ребенка делится на несколько этапов:

  • до 7 лет: ребенок получает знания и навыки путем подражания взрослым.
  • с 7 до 14: подключаются эмоции и чувства.
  • с 14 – подключают логику.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие в принципе. Авторы данной методики уверены, учить детей чтению нужно начинать с 3 класса. До школы дети могут только играть игрушками. Компьютерные игры, телевизор и даже мультики, по мнению авторов, детям не нужны.

Методика Глена Домана

Автор утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного. Программа обучения состоит из четырех направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедических знаний.

Методика Сесиль Лупан

Методика основана на принципах предыдущей, только слегка в упрощенном виде. Автор предлагает больше разговаривать с малышом, причем с первых минут его появления на свет. Таким образом, ребенок будет привыкать к родному языку. А как только ребенок начнет говорить сразу же нужно начинать учить читать.

Кубики Зайцева

Самая популярная методика на сегодняшний день. Автор разработал целое пособие по обучению детей письму, чтению, английскому языку и математике.

Принцип данной методики заключается в том, что дети обучаются с помощью различных звуков, воспроизводимых специальными яркими и интересными кубиками. А также распевая веселые песенки. Обучение происходит в игровой форме, что очень нравится детям и родителям. И самое главное – без особых усилий.

На втором месте по популярности находится методика Монтессори.

И если с кубиками Зайцева все предельно ясно и я, во многом, согласна с придуманной ним, системой обучения, то методика Монтессори вызывает массу вопросов и неоднозначное отношение. Давайте узнаем о ней более подробно.

Недостатки методики Монтессори

Как у любой другой, у методики Монтессори есть свои плюсы и минусы. Изначально, когда Монтессори придумывала эту методику, она была рассчитана на детей с ограниченными способностями и направлена на то, чтобы помочь таким детям приспособиться к реальной жизни. И только потом адаптирована под современных детей.

К плюсам можно отнести:

  • Помогает ребенку самообучаться.
  • Не имеет системы наказаний, критики и принуждения (не считаю это плюсом).
  • Дети начинают намного раньше читать и писать (очень спорный довод).
  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Разделение детей в группы по интересам, а не по возрасту.
  • Учит самостоятельно принимать решения.
  • Сколько и чем заниматься – решает сам ребенок.

Некоторые плюсы данной системы лично у меня вызывают вопросы. А самое главное: для того чтобы научить ребенка всему вышеперечисленному, совершенно не обязательно обучать его по какой-то конкретной методике и платить кучу денег за спецсадик или школу.

Что касается минусов, то они как раз-таки мне понятны и я с ними согласна:

  1. Воспитатель не имеет авторитета. Для нашего менталитета и системы воспитания, как мне кажется, это не приемлемо.
  2. Отсутствие игр. Автор методики была уверена, что это мешает полноценному развитию ребенка. В комнате, где занимались дети, не было ни одной игрушки! Считаю это главным недостатком данной методики. Дети должны играть, в процессе игры они учатся многим вещам, необходимым в реальной взрослой жизни.
  3. Запрет на сказки. В таких группах они запрещены. Монтессори считала, что сказки ничего кроме вреда не приносят. Опять же категорически не согласна. Наши сказки учат добру, дружбе, преданности, несут незаменимый поучительный смысл.
  4. Отсутствие творческого развития и способностей детей (все по тем же причинам). Обучение музыке и рисованию отсутствует в данной методике. Такой подход не позволяет развиваться детской фантазии, что в итоге приведет к существенным потерям в эмоциональном развитии ребенка.
  5. Индивидуальный подход. Как ни странно, но в этом тоже ничего хорошего. Ребенок общается только с воспитателем и работает в одиночестве. Тем самым, задерживается его социальное развитие (заключение специалистов). Не приобретаются навыки общения и коммуникабельности, так необходимые во взрослой жизни.
  6. Высокая цена на занятия в Монтессори-центрах и группах.

Подводя итог

Изучив принципы методики Монтессори, прихожу к выводу, что платить деньги за то, чтобы твоего ребенка сделали закрытым для общения, неполноценным и эмоционально недоразвитым, как минимум глупо. Может быть я слишком категорична – не знаю. Но я считаю, что любой нормальный родитель должен сам заниматься воспитанием и развитием своего ребенка.

Вполне возможно, что вы будете использовать некоторые пункты из разных методик, но не отдавайте предпочтение только одной какой-то системе.

И еще: больше разговаривайте со своим ребенком, старайтесь не использовать слова-паразиты и уж тем более жаргонные слова.

Читайте вместе, ходите на экскурсии, в походы, занимайтесь спортом, рассказывайте интересные истории из своего детства, придумайте совместное хобби. И только тогда ваш ребенок будет счастливым и всесторонне развитым!

Оля Светлова

Источник: http://www.OdnaDama.ru/deti/pochemu-ya-ne-rekomenduyu-zanimatsya-s-detmi-po-sisteme-montessori-i-schitayu-eti-zanyatiya-pustoj-tratoj-deneg/

Раннее развитие по методике М. Монтессори

Система Монтессори: минусы для ребенка

Сейчас ответственные родители начинают заниматься развитием малыша практически с пеленок и сталкиваются с муками выбора: какую из методик развития выбрать, какой доверить своего кроху.

Методика Марии Монтессори – одна из самых популярных и востребованных для детей в возрасте от 1 года до 6-7 лет.

Заниматься с крохой по этой технологии можно и дома вдвоем, и в группе одногодок, существуют даже садики, организованные по системе Монтессори.

Личность Мария Монтессори

Эта система раннего развития ребенка названа по имени ее автора – итальянского врача, педагога Марии Монтессори, которая впервые применила собственные разработки для занятий с детьми, имеющими определенные проблемы с интеллектом.

Несмотря на то, что предложенная методика еще была на раннем этапе и представляла собой лишь отдельные элементы развивающей среды, занимаясь с учениками с ограниченными возможностями, Монтессори успешно подготовила их к выпускным экзаменам в младшей школе, которые они блестяще сдали.

 

Затем педагог открыла учебное заведение «Дом ребенка», в котором занималась развитием здоровых детей по собственной методике.

Марией Монтессори издано несколько книг, раскрывающих особенности организации учебно-познавательного процесса по ее системе, выпущено большое количество публикаций, которые применяют для раненого развития детей в садах и развивающих центрах.

Основные постулаты системы Монтессори

Выбирая для своего крохи развитие по методике Монтессори, необходимо четко знать, что главный ее постулат – позволить ему самостоятельно познавать окружающую среду при минимальной помощи взрослого. Педагоги называют эту технологию – «Помоги мне сделать это самому».

Мнение мамы: Начиная заниматься в развивающем центре по Монтессори, было немного странно, что педагоги, работая с детьми, предпочитают не вмешиваться в процесс обучения до тех пор, пока карапуз сам не попросит помощи или не возникнет необходимость вмешаться в конфликтную ситуацию.

Это было немного непривычно, ведь наше воспитание построено на собственном примере, надо показать, как делать и попросить детку повторить. А по Монтессори карапуз сам должен понять, как взаимодействовать с игрой, игрушкой.

Поэтому в группах учитель в большей мере выполняет функции наблюдателя, дожидаясь, когда детка сам обратится к нему.

Основные правила занятий в школе Монтессори

В группах, садах, школах, которые занимаются по этой методике, есть несколько основных правил, которые обязаны придерживаться все ученики, не зависимо от возраста. Они позволяют упорядочить их деятельность, помочь каждому сконцентрироваться на определенное время только на своем занятии, не мешать другим. Кроме того, дети приучаются к порядку, дисциплине и к уважению работающих рядом.

Основные правила таковы: 

  1. каждый занимается только с одним предметом, нельзя брать несколько игрушек;
  2. поиграв с одной игрой, малыш не может взять другую, пока не поставил первую на определенное место;
  3. нельзя отбирать игры у других деток, нужно дождаться, когда карапуз сам поставит игрушку на место;
  4. бегать, кричать, шумно играть можно после занятия в специально отведенной для этого комнате, некоторых особенно нетерпеливых деток выпускают побегать и среди урока.

Занимаясь в таких группах, малыш непроизвольно учится уважать других людей, их права, и, в тоже время, четко обозначать свою зону комфорта, не допуская агрессии, направленной в его сторону.

Мнение мамы: Нам понравилось, что на занятиях педагоги учат кроху останавливать агрессию других, выражая словом «Нет!» с одновременным выставлением вперед руки с раскрытой ладонью. «Нет! Я пока играю в эту игру, нельзя ее забирать».

Потом, во дворе, в саду детеныш также останавливал не в меру активных деток, не давая себя в обиду. 

Как организованы школы раннего развития Монтессори

Основные правила организации занятий по этой технологии одинаковы для всех учебных заведений:

  1. Для занятий необходимо наличие специально организованного пространства. Комнату стеллажами делят на несколько зон. Если позволяют размеры помещения, стеллажи устанавливают вдоль стен, посредине. На них размещают различные пособия: развивающие игрушки, логические игры, конструкторы, другие материалы в зависимости от возраста детей, на которых рассчитана зона, степени их подготовки.
  2. Для занятий в группы набирают деток разного возраста. Обычно объединяют 1-3-леток, 3-6 леток, некоторые центры предлагают так называемые занятия позднего развития для 7-9-летних деток. Находясь в разновозрастных группах, младшие детки тянутся за старшими, стремятся повторить все то, что они делают. Старшие дети заботятся о младших, помогают им. Очень важно, чтобы педагог, который ведет занятия, акцентировал внимание на заботе о младших, хвалил старших за проявленное внимание.
  3. Педагог не вмешивается в процесс познания ребенка, не навязывает игры, вступает только в конфликтных ситуациях, при обращении крохи за помощью или когда нужно урезонить не в меру расшалившегося карапуза.

Зоны игрового пространства

Помещение, в котором проходят занятия по этой методике, поделены на несколько зон, в зависимости от направления сферы познания.

Так, выделяют:

  •  Практическую либо зону домашнего хозяйства. Играя здесь с предметами, малыш сможет усвоить простейшие навыки уборки, одевания, застегивания пуговиц, различных типов замков, то есть того, что он должен будет самостоятельно делать дома, в саду. Для самых маленьких здесь можно найти совок, веник, пуговицы, петельки, застежки-липучки, застежки-молнии, муку, сито, воду, стакан. Освоив навыки одевания, застегивания в игре, на куклах, малыш сможет применять их и в повседневной жизни, эти действия уже не будут представлять для него трудности.
  • Сенсорную. Здесь представлены различные предметы, которые отличаются по форме, цвету, весу, звучанию, структуре поверхности. Это могут быть баночки, тюбики из-под кремов различного размера, наборы крышек, банок. Отличным тренажером для развития слухового восприятия могут служить одинаковые тюбики с разными наполнителями (песком, горохом, камушками), которые по-разному звучат при встряхивании. Задача ребенка – разобрать все крышечки, баночки, потом подобрать пары, найти одинаково звучащие предметы. В такой игре он одновременно получает тактильные, слуховые ощущения, тренирует мелкую моторику рук, память и внимание.
  • Математическую. Здесь главная задача – познакомить малыша с геометрическими фигурами, цифрами, показать, как считать предметы. Для маленьких деток здесь располагают различные вкладыши с математическими элементами, деревянные наборы геометрических фигур, для деток постарше – счеты, наборы целых и разделенных предметов для изучения дробей.
  • Языковую. Здесь малыш может играть буквами, сделанными из дерева, пластмассы, рассматривать различные книги, картинки, озвучивать животных, сопоставлять рисунки из наборов «Кто это?», «Что это»?», «Кто как говорит?».
  • Космическую. Игры, представленные в ней, дают понятия об окружающей нас среде, строении Земли, Вселенной, природе, других народах. Эта зона предназначена для деток постарше, от 5-6 лет. Для малышей, чтобы начать знакомиться с миром, на первых порах достаточно игрушечных животных, имитации их среды обитания.

Как меняется технология развития для разного детского возраста

В зависимости от возраста детей, особый акцент в организации игрового пространства делается на ту либо иную зону. Так, для малышей до 3 лет особо важно тактильное, цветовое, слуховое восприятие, поэтому в практической и сенсорной зоне представлено, как можно, больше игр и предметов, а в языковой могут лежать просто несколько книг с необычными принтами или обложками.

Переживая кризис трехлетнего возраста, карапуз «ищет» и «познает» себя, начинает отделять свою личность от родителей. Поэтому в этом возрасте важно, чтобы игровое пространство предоставляло как можно больше возможностей проявить самостоятельность, самому понять, как взаимодействовать с тем либо иным предметом.

Активный интерес вызывают предметы, которые присутствуют в жизни старших братьев, сестер – школьные доски, мел, губка, различные линейки со сложными геометрическими фигурами.
Развитие старших деток, от 6 лет, должно быть направлено на познание Вселенной, внешнего мира, иных культур, жизни других народностей, поэтому расширяется Космическая зона.

Сейчас в Монтессори-группах появляются новые зоны: музыкального развития, искусства, двигательная, творчества. Методика не стоит на месте, развивается.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Каждый детеныш индивидуален, развивается по-своему. Большинство деток с радостью идут на уроки по этой системе, но есть, такие, кому она не подходит. Это застенчивые, замкнутые в себе дети, которым трудно установить контакты с взрослыми людьми, просить о помощи.

На занятиях они просто замыкаются, не желают включаться в работу группы. Также Монтессори сложна для активных карапузов, которые только и мечтают о том, чтобы погонять мяч, побегать по лесенке. Позволив им «выпустить пар» в течение урока, педагогу достаточно сложно вновь вернуть их интерес к работе в зонах развития.

Для таких малышей лучше подобрать другие методики раненого развития.
 

Также к минусам этой технологии относят:

  1. трудность с дальнейшим привыканием ребенка к обучению в обычном саду, школе;
  2. на уроках развиваются практические навыки, но упускается творческая, эмоциональная составляющая;
  3. отсутствуют подвижные, ролевые игры.

Несомненными плюсами методики являются:

  1.  воспитание дисциплины;
  2. обучение концентрации внимания на одном процессе, изучение его до мелких деталей;
  3. у малыша появляется ощущение самодостаточности, поскольку он самостоятельно открывает для себя новые ощущения, приобретает новые навыки, знания;
  4. научившись поддерживать порядок в учебном классе, детки придерживаются его и дома, аккуратно убирая на места свои игрушки;
  5. детки становятся более уверенными в себе, развитыми, а родители по-новому открывают своих малышей.

Организовать занятия по методике Монтессори можно дома, самостоятельно подобрав рекомендуемые предметы и выстроив обозначенные зоны.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/rannee-razvitie-po-metodike-m-montessori/

MyMedico
Добавить комментарий