Ребенок играет в компьютер целый день: чем можно его отвлечь?

Содержание
  1. Как отвлечь ребенка от компьютера | Портал Кидпассаж
  2. Ребенок и компьютер: “за” и “против”
  3. Как отвлечь ребенка от компьютера
  4. Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений
  5. Как отучить от компьютера ребенка? Влияние компьютера на здоровье
  6. Влияние компьютера на здоровье школьника
  7. Компьютерные игры
  8. Интернет и социальные сети
  9. Опасные развлечения
  10. Стоит ли устанавливать запреты?
  11. Несколько общих советов родителям
  12. Блокировка компьютера и установка родительского контроля
  13. Вопросы самореализации ребенка
  14. Чего делать не стоит?
  15. Вместо послесловия
  16. Компьютерная зависимость у подростков
  17. Причины компьютерной зависимости у подростков
  18. Симптомы компьютерной зависимости у подростков
  19. Признаки компьютерной зависимости у подростков
  20. Лечение компьютерной зависимости у подростков
  21. Системно-векторная психология. Как отвлечь ребенка от компьютерных игр?
  22. Мы созданы для наслаждения
  23. Запретить новые средства связи?
  24. Разные дети – разные игры
  25. Компьютерные ловушки
  26. Делать уроки – это увлекательная игра
  27. Ваши главные помощники — расписание и план
  28. Чего ему не хватает?
  29. Налаживаем контакт

Как отвлечь ребенка от компьютера | Портал Кидпассаж

Ребенок играет в компьютер целый день: чем можно его отвлечь?

Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон – неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.

Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью.

Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:   •    Звонки •    Сообщения •    Фотоаппарат •    камера •    Навигатор •    Игрушка •    Будильник •    Калькулятор •    проигрыватель •    плеер •    Выход в Интернет  

До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту. И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.

Ребенок и компьютер: “за” и “против”

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:

  • Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.  

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:

  • Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
  • Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.  

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером. В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.

Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 – 20 минут.

Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.

Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.

Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?

Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания.

В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.

Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений

Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.

  1. Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
  2. Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
  3. Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
  4. Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
  5. Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
  6. Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное – будьте вместе!
  7. Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
  8. Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
  9. Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
  10. Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево – распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
  11. Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
  12. Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
  13. Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
  14. Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.  
  15. Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.

Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.

Источник: http://kidpassage.com/publications/kak-otvlech-rebenka-ot-komputera

Как отучить от компьютера ребенка? Влияние компьютера на здоровье

Ребенок играет в компьютер целый день: чем можно его отвлечь?

Хотим мы того или нет, современный мир без компьютерной и мобильной техники представить себе уже невозможно. И если раньше ЭВМ использовались больше для создания программ и научных исследований, то сегодня они стали доступны любому ребенку.

К сожалению, постоянное сидение у ПК при прохождении очередного уровня любимой игры или за общением в социальных сетях зачастую приводит к так называемой компьютерной зависимости, которая, по мнению подавляющего большинства психологов, сравнима с зависимостью наркотической и алкогольной. Если вовремя не заняться проблемой, последствия могут быть самыми плачевными.

Это касается и физического здоровья вашего чада, и морального. Итак, можно ли и как отучить от компьютера ребенка любого возраста? Об этом и поговорим.

Данный вопрос в последнее время становится все более актуальным, и среди психологов на эту тему ведутся бесконечные споры. Сегодня без компьютера – никуда.

Заметьте, даже в школах при изучении информатики ученики так или иначе все равно контактируют с компьютерной средой.

При этом зачастую сам предмет интересует их в самой малой степени (в плане использования интернета или прохождения игр нынешние дети знают куда больше своих преподавателей).

А вот дома начинается самое печальное: ребенок сидит за компьютером часами, без еды и сна, игнорируя окружающий мир. В этом и состоит суть проблемы.

Однако в данном случае речь не идет о том, чтобы закрыть ребенку доступ к виртуальной реальности целиком и полностью. Его в этом процессе нужно немного ограничить или показать, что в мире есть более интересные увлечения.

Но делать это следует не в категоричной форме, а мягко и осторожно.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сидит за компьютером целыми днями, то это явный знак того, что из него вырастет настоящий компьютерный гений или великий программист. Увы, процент тех, кто действительно стал таковым, мизерно мал.

Зато потом у родителей начинается настоящая головная боль по поводу того, как отучить от компьютера ребенка. Компьютерная зависимость может зайти в такую стадию, что принимать какие-то меры будет уже поздно.

Останется надеяться только на помощь психотерапевта.

Влияние компьютера на здоровье школьника

Как воздействуют современные компьютерные системы и программное обеспечение на детей? Атака идет по всем фронтам, затрагивая физическое и моральное здоровье пользователя.

Когда ребенок за компьютером проводит очень много времени, прежде всего он наносит урон своему здоровью.

Несмотря на все заявления производителей современных компьютерных систем об их безопасности, сразу же можно отметить воздействие электромагнитного излучения, испускаемого монитором и системным блоком.

Конечно, сейчас речь не идет о некой критической передозировке, тем не менее сбрасывать со счетов такое воздействие нельзя.

Вследствие этого начинает появляться усталость глаз от постоянного смотрения в монитор, головные боли, от пребывания в сидячем положении (чаще всего неправильном) возникает искривление позвоночника, ребенок становится раздражительным, его одолевают стрессы, когда что-то не получается, могут неметь кисти рук и т. д.

Но и физические симптомы переутомления – еще далеко не все. Гораздо хуже дела обстоят с моральным состоянием детей, что, по мнению психологов, наносит куда больший вред.

Не секрет, что ребенок за компьютером в основном большую часть времени проводит за играми или общением со сверстниками (и не только) в социальных сетях и чатах.

А ведь в том же интернете полно мошенников всех мастей, не говоря уже об экстремистских группах, запрещенных ресурсах или «взрослых» сайтах.

Компьютерные игры

Современные игры, большей частью одиночные и командные шутеры, представляют собой реальную угрозу психике детей. Основная-то цель – убить как можно больше противников. Выбора оружия такой, что многие военные позавидуют.

Взрослый человек понимает, что это игра, а вот дети с их неокрепшим мировоззрением способны переносить сюжеты игр в реальную жизнь, особо не задумываясь о последствиях совершенных ими действий.

А они достаточно часто становятся трагичными.

Плюс ко всему, если ребенку не удается пройти какой-то уровень, или он проигрывает, начинается истерика вплоть до разбивания компьютера, мебели или всего того, что оказывается под рукой.

Интернет и социальные сети

Не меньшую опасность представляет собой и современный интернет. Не говоря о сайтах сомнительного содержания, во Всемирной паутине полно ресурсов отнюдь не детской направленности, на которых воинствующие группировки попросту «ломают» психику детей, а те потом становятся настоящими камикадзе, устраивающими террористические акты «за идею».

Даже общение в социальных сетях не такое уж безобидное.

Как родитель, задумайтесь: почему ребенок большую часть времени проводит в таком общении со сверстниками? Да только потому, что им в виртуальном пространстве он может высказать все, а вот вам в реальной жизни на это претендовать не приходится.

Иными словами, в этой ситуации, когда родители начинают решать вопрос о том, как отучить от компьютера ребенка (любого возраста), не стоит забывать, что в первую очередь нужно стать ему другом.

Процесс, конечно, займет не один день, зато потом чадо можно будет вызвать даже на откровенный разговор. Заметьте, разговор с другом, а не с подопечным. И не бойтесь давать детям взрослеть. Они любят считать себя старше, чем есть на самом деле. А постоянные, извините, «сюсюкания» или позиция «я старше, мне виднее» приведут только к обратному эффекту.

Опасные развлечения

Можно было бы, как один из вариантов, предложить ребенку вместо «зависания» в соцсети или игре подвижные игры на улице. Ничего плохого в этом нет. Можно вспомнить игры своего детства, когда можно было погонять в футбол, побегать в поисках команды-соперника, следуя указаниям стрелок на асфальте, да еще и выполняя попутно какие-то задания («Казаки-разбойники»). Ну чем не квест?

Но сегодня такие игры под влиянием интернета приобретают все более извращенные и зачастую пугающие формы. Взять хотя бы так называемые «группы смерти», члены которых называют себя китами (по аналогии с выбрасывающимися животными, как утверждается на страничках, от отчаяния на берег).

Дети попадают под влияние модераторов и начинают выполнять смертельно опасные задания (прыгают с многоэтажек, перебегают дорогу перед быстро движущимся транспортом, режут руки лезвиями и делают еще бог весть что), а потом выкладывают снятые ролики на всеобщее обозрение в Сеть.

И тут есть над чем задуматься.

Стоит ли устанавливать запреты?

Если уж пришлось решать проблему «Как отучить ребенка от компьютерных игр?», примите к сведению: запреты ни к чему хорошему не приведут. Как известно, действие рождает противодействие.

Так что, если постоянно прятать компьютер, ничего хорошего из этого не выйдет. Другое дело, что можно установить для ребенка младшего школьного возраста определенные часы, когда он вдоволь сможет насладиться любимой игрой. Но тут лучше показать ему подсчет бесцельно потраченного времени, ведя записи в дневнике.

Если у вас дети младшего школьного возраста, желательно отключить дома интернет, а если он нужен при изучении школьной программы, можно включать его строго в определенные часы. Полностью отказываться от использования Всемирной паутины смысла нет. Все равно ребенок получит доступ, ведь современные смартфоны на это как раз и ориентированы.

Несколько общих советов родителям

Некоторые родители применяют вполне оправданную тактику: мол, за то время, пока ты играл, можно было бы уже сносно научиться играть на гитаре. Кстати, такой метод хорош и для подростков.

Они ведь скоро начнут собраться компаниями. И как же тут без гитары?

С другой стороны, подросткам можно предложить некую альтернативу компьютерной реальности. Подвижные игры на улице, организованные по аналогии с компьютерными шутерами, станут куда более интересными.

Взять хотя бы тот же пейнтбол. Самый настоящий командный шутер от первого лица в реальном времени и с реальным противником.

Еще одним увлечением для ребенка могут стать интересные книги (фантастика, приключения, детективы и т. д.). Конечно, нынешняя молодежь в бумажном виде литературу не воспринимает.

Посоветуйте обратиться на какой-нибудь литературный портал, онлайн-библиотеку или просто скачайте интересные книги (фантастика, фэнтези) в электронном виде. Такой шаг ребенка от прочтения какого-то литературного произведения не оттолкнет.

Дайте ему посмотреть, например, фантастический боевик, а потом укажите несоответствие с книгой-оригиналом (в фильмах всегда очень многое пропускается). Если подросток заинтересуется фильмом, он и книгу прочтет, чтобы узнать полный сюжет.

Многие специалисты рекомендуют почаще выезжать с ребенком за город. Это может быть семейный пикник или катание на горных байках (велосипедах). Заключите пари по поводу того, кто первым доберется до определенного места.

Положительную реакцию у детей вызывает поиск дров и сухостоя для разжигания костра (кто в детстве не баловался спичками) или совместное приготовление того же шашлыка, ловля рыбы и варка ухи.

Пока все это готовится, можно заняться и активным отдыхом – сыграть в волейбол, искупаться в водоеме и т. д. Вот в этом молодцы американцы, которые придумали движение скаутов.

И нам какой-то его аналог явно не повредит, тем более что в таких лагерях общение происходит между сверстниками в реальной жизни, а не через экран компьютерного монитора.

Вообще тема совместного семейного приготовления и приема пищи является весьма актуальной. Сначала это может вызывать некоторые трудности, но, как показывает статистика, примерно через месяц семейные обеды и ужины могут стать прочной традицией.

Иногда родителям советуют приобщать детей к спорту, разного рода кружкам или группам по увлечениям. Да просто купите ребенку абонемент в фитнес-клуб или в бассейн. В общем, методов избавления детей от компьютерной зависимости хватает. А вот с экстремальными видами спорта нужно быть крайне осторожным.

Блокировка компьютера и установка родительского контроля

Теперь несколько слов о техническом моменте. Поскольку у нас больше используются операционные системы Windows, будет рассматривать именно их. Как заблокировать компьютер от детей? В самом простом случае – установить пароль на вход в систему и вводить его так, чтобы ребенок не видел.

Но в Windows 10 можно создать специальный тип учетной записи ребенка без ввода электронной почты (можно ввести только номер мобильного телефона, если ее понадобится восстановить).

Первый вход следует выполнить самому, а при настройке активировать ведение ежедневных отчетов о действиях, отправку их по электронной почте и блокировку приватного режима просмотра веб-страниц (InPrivate). Для детей возраста младше восьми лет режим заблокирован по умолчанию.

Также в настройках можно указать запрет на запуск отдельных приложений (например, игр). Также желательно активировать таймер, показывающий время, которое ребенок проводит за компьютером, и службу определения местоположения для его мобильного девайса.

То же самое рекомендуется сделать на мобильных устройствах и Smart TV. Хотя… по большому счету, даже не зная родительской учетной записи, соображающий подросток сможет сбросить все эти настройки в течение пары минут. По понятным причинам эти методы не приводятся.

Вопросы самореализации ребенка

Наконец, дайте ребенку не только почувствовать себя взрослым, но и заняться серьезно каким-то своим увлечением, а не тем, что пытаются навязать ему родители.

Вот увидите, пусть даже самое несерьезное хобби все равно отвлечет ваше чадо от компьютера надолго. Само собой разумеется, что его нужно в этом всячески поддерживать, чаще разговаривать на эту тему, поощрять, обсуждать достижения и проблемы.

Чего делать не стоит?

Как заблокировать компьютер от детей, разобрались. Теперь о том, чего делать не стоит ни при каких условиях. Нельзя превращать доступ к компьютеру в некое подобие рыночных отношений.

А то ведь многие родители начинают говорить, мол, ты вынеси мусор и убери в квартире, а я тебе компьютером дам попользоваться. Это не выход. Так можно вообще на самой ранней стадии взросления превратить ребенка в натурального торгаша.

Вместо послесловия

Остается сказать, что здесь были приведены далеко не все методы, позволяющие в полной мере решить возникающие проблемы, ведь в каждом конкретном случае все зависит не только от желания родителей, но и от самого ребенка, его характера, вкусов, наклонностей и т. д.

И конечно же, не стоит бросаться из крайности в крайность, поскольку и абсолютная свобода действий, и полный запрет ни к чему хорошему не приведут.

Если уж совсем ничего не помогает, лучше обратиться к профессиональному детскому психологу, чтобы вместе найти выход из сложившейся негативной ситуации.

Источник: http://fb.ru/article/307503/kak-otuchit-ot-kompyutera-rebenka-vliyanie-kompyutera-na-zdorove

Компьютерная зависимость у подростков

Ребенок играет в компьютер целый день: чем можно его отвлечь?

Компьютерная зависимость у подростков — это патологическое пристрастие к компьютеру с максимальным времяпровождением за ним. Впервые об этой зависимости некоторые специалисты заговорили в 80-х годах прошлого столетия, но многие так и не признали этот диагноз.

Но факт остается фактом и навязчивое, патологическое пристрастие людей к проведению большей части времени за компьютером является более очевидным и в связи с этим с каждым годом проблематичным в современном обществе.

Особенно тревожащим остается тот факт, что компьютерному пристрастию чаще становятся подвержены подростки.

Компьютерная зависимость у подростков обнаруживает себя в нескольких видах: игромания и интернет-зависимость. В настоящий момент лечение компьютерной зависимости должным образом даже не разработано и с этим пугающим явлением многие родители остаются один на один.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение.

Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния.

Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать.

Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании — компьютерной зависимости.

Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами.

Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность.

Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.

Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.

Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.

Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет.

Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск.

Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Игровая зависимость от компьютера опасна своими тяжелыми последствиями. Пребывая в виртуальном мире, подросток никогда практически адекватно не способен контролировать реальное время и везде опаздывает: пропускает уроки, прогуливает школу.

Проблема компьютерной зависимости у подростков предстает в виде агрессии, которая возникает в процессе игр. В случае если у ребенка что-то не выходит, то возникает буря эмоций, дестабилизируется, а также расшатывается психика. Весь негатив подросток переносит в мир реальный.

Проблема виртуального общения проявляет себя также в том, что детская личность сильно разочаровывается в реальной жизни, в которой не все так просто, а общаясь с компьютером, у ребенка рано или поздно все начинает получаться.

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр.

Виды зависимостей у подростков бывают разные: интернет-зависимость и игромания. Зависимость от компьютерных игр различается по типам игр. Выделяют ролевые, стратегические, неролевые игры (аркады, флеш-игрушки, головоломки) и азартные игры.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.

Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно.

Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо.

Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.

Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие.

Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу.

В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.

Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.

Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя.

Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.

Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия.

Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором.

В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.

Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем.

Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение.

Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.

Источник: http://psihomed.com/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov/

Системно-векторная психология. Как отвлечь ребенка от компьютерных игр?

Ребенок играет в компьютер целый день: чем можно его отвлечь?

Вопрос от Натальи:

Подскажите, что делать: сын учится во 2 классе, за уроки не усадить, читать не заставить, он постоянно играет в планшете. Если начинаю делать ему замечания и говорю, что надо делать уроки, он кричит и психует. В итоге он стал нервным и раздражается по любому поводу. Я думаю, что это от интернета и всех этих игрушек. Как отвлечь его от этих вредных игр?

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Здравствуйте, Наталья! Спасибо за вопрос, который актуален для многих родителей. Понимаю ваше состояние, вы в растерянности и не знаете, как поступить. Воспитывая детей, мы хотим, чтобы они занимались только полезными и нужными делами, но это более трудоемко, чем игра, поэтому требует особого подхода.

Сам по себе интернет еще не есть зло. Новые технологии принесли много новых возможностей, в том числе для обучения, хотя одновременно и внесли смятение в умы взрослых, потому что разрушаются устоявшиеся традиции в обучении и воспитании.

Есть и другая сторона – с прогрессом общества удовольствия становятся все более доступными, и для их получения даже не надо идти в парк аттракционов, можно нажать кнопку и погрузиться в виртуальные наслаждения, прямо не выходя из дома.

Как избежать зависимости от компьютерных игр? Как отвлечь ребенка и можно ли это сделать в принципе? Как успокоить ребенка, чтобы он не раздражался?

Разберемся в этих вопросах с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Мы созданы для наслаждения

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, любые наши поступки продиктованы желанием получить максимум наслаждения от жизни или избежать страданий. Это – внутренняя бессознательная программа, она заложена в каждом человеке.

Системно-векторная психология точно очерчивает круг этих особенных бессознательных желаний насладиться. Группы этих желаний называются векторами. Всего их восемь. И каждый из векторов задает своему обладателю особые свойства, диктует поступки, определяет способ восприятия информации. Опираясь на них, мы покажем, как учитывать психологические особенности детей и применять это в воспитании.

Запретить новые средства связи?

Запреты всегда приводят к желанию сделать наоборот, как говорится, «запретный плод сладок». Так что мы не будем запрещать и конфликтовать, а просто направим желания ребенка в созидательное русло. Тем более что без интернета и технических новинок в современном мире не обойтись, и ни один ребенок не захочет быть «белой вороной» среди сверстников.

Все дети играют в компьютерные игры. Действие одно, а вот внутренние причины этого действия у них разные. Мы не знаем, в какие игры играет ваш ребенок, однако и его выбор обусловлен врожденными желаниями – векторами. С этими внутренними причинами вам и предстоит разобраться. В рамках данной статьи для иллюстрации приведем пример с одним из наиболее часто встречающихся векторов.

Разные дети – разные игры

Желание к изменениям и постоянному движению характеризует детей с кожным вектором. Они этакие «живчики» и успевают делать много дел одновременно.

При правильном подходе из этих детей получаются отличные спортсмены, организаторы и новаторы в разных сферах или бизнесмены. Такие дети получают наслаждение от изменений в пространстве и времени, обладают логическим мышлением и способны видеть кратчайший путь к цели.

Новые компьютерные технологии с их скоростью и разнообразием как нельзя лучше отвечают их внутренним потребностям.

У других векторов – другие свойства и, соответственно, другие мотивы для погружения в виртуальный мир.

Компьютерные ловушки

Обратите внимание, в какие именно игры играет ребенок, проявите интерес, пусть он вам расскажет об условиях игры, что он должен сделать, и главное – какой приз в этой игре и за что. Именно это и будет для вас подсказкой в дальнейшем.

Если приз в игре – быть первым по скорости и ловкости, например, какие-нибудь гонки, то с большой долей вероятности можно предположить у ребенка кожный вектор.

Таких детей затягивает в ловушку компьютерных игр стремление подняться на высшую ступеньку пьедестала, быть первыми, стать победителем. Не имея возможности реализовать это стремление в реальной жизни, ребенок погружается в мир виртуальный.

«Хватить играть! Лучше уроки делай!» – говоря так, мы даем неправильную альтернативу. Это навевает скуку и тоску на ребенка, вызывает раздражение.

Как же тогда взаимодействовать? – Через принцип наслаждения. Достигая цели, такой ребенок испытывают огромное удовлетворение. Там, в компьютерном мире, у него есть разнообразие, скорость и драйв, победы, а в реальной жизни – скучные уроки. Чтобы оторвать его от планшета, необходима вовлеченность в реальное действие.

Важно научить его получать удовольствие от других занятий, потому что в потенциале это способно дать ему гораздо больше достижений, а значит и радости, но прийти к этому пониманию он сможет только, почувствовав это удовлетворение на практике. Понять, как это сделать, можно только разобравшись в его внутренних желаниях.

Делать уроки – это увлекательная игра

Попробуйте делать уроки, как бы играя и соревнуясь. Это известные педагогические приемы. Придумайте игру со своими условиями и правилами. Можно даже кидать кубик, на гранях которого написаны названия предметов.

И тут уж, будь любезен, твой ход, ты должен его выполнить – это как «уровень» в компьютерной игре пройти. Попробуйте творчески интерпретировать его любимую игру, но с другими условиями.

Преодолением препятствий будет выполнение домашних заданий на скорость.

И обязательно ограничьте время на выполнение задания. Пусть он попробует 15 минут приложить усилия и получит за это «приз» в виде возможности попрыгать или даже покувыркаться.

Затем еще немного усилий и снова наслаждение в виде активного движения. А главным призом после выполнения всех уроков могут быть как раз игры в компьютер, но опять-таки – ограниченные по времени.

Принцип поощрения в кожном векторе – получение новых возможностей: временных, пространственных, материальных.

Ваши главные помощники — расписание и план

Дети с кожным вектором хорошо реагируют на адекватные запреты (главное, всегда давать альтернативу, если одно нельзя, то говорить, что можно). Они способны к самоорганизации и дисциплине. И здесь очень пригодятся расписания и правила.

Составьте вместе с ребенком особый план и поощряйте его соблюдение подвижными играми, спортивными секциями или компьютерными играми (при условии, что они не несут в себе деструктивного элемента, например, насилия).

В этом случае постепенно все наладится. Но тут уж надо быть строгой и последовательной, если не выполнил план, не сделал уроки, то и игрушек никаких не будет.

Принцип наказания в кожном векторе – через адекватное ограничение.

Так мы используем те свойства кожного вектора, от которых ребенок испытывает удовольствие, просто смешиваем различные занятия и смещаем акценты. Плотное расписание – лучший друг такого ребенка.

Кстати, для составления расписания можно использовать новые технологии, ставить таймеры и ограничивать время на каждое занятие (это стимулирует кожного ребенка, но совершенно не подойдет для ребенка с анальным вектором).

Начните с малого, а затем точно так же, как в компьютерных играх, используйте «уровни» и постепенно усложняйте задания для ребенка.

Сначала пусть он выполняет расписание относительно уроков, а затем вы уже постепенно будете расширять сферы влияния расписания на его жизнь.

У такого ребенка должно быть много разнообразных дел в реальной жизни. Важно оставить место спортивным секциям, где он сможет выбегать свою энергию, научиться подчиняться общим правилам и получить драйв от состязания с другими ребятами.

Это краткий обзор, как, учитывая особенности кожного вектора, поспособствовать его правильному развитию. По той же аналогии можно найти подход к ребенку с любыми векторами, понимая его желания, сильные и слабые стороны. Здесь очень большую помощь оказывает понимание сущности векторов ребенка (что им движет, какие воздействия его простимулируют, а какие лишь затормозят развитие).

Чего ему не хватает?

Уход в виртуальную реальность может быть сигналом того, что ребенку плохо. Одна из частых причин — потеря чувства защищенности и безопасности, которое он в норме должен получать от мамы.

Когда мама спокойна и счастлива, она передает ребенку это чувство спокойствия и уверенности, необходимое ему для нормального развития. Если же мама испытывает стресс, часто нервничает, то это тут же «считывается» ребенком и негативно отражается на его состоянии.

Проявляться это может по-разному, в зависимости от особенностей ребенка и предшествующей ситуации. Когда улучшается состояние мамы, меняется и поведение ребенка.

Немаловажно заниматься с ребенком, уделять ему качественное время, т.е. время, когда вы, понимая его свойства, даете ему ту нагрузку, которая его развивает, делаете это вместе, получая от этого удовольствие.

Это может быть чтение книг на сопереживание (зрительникам), решение головоломок, конструирование (кожникам), кропотливая работа на результат (детям с анальным вектором), просмотр и обсуждение познавательных передач (звуковикам и другим – в зависимости от темы) и т.д.

Если ребенок недополучает от мамы внимания, не может наполнить свои желания, он также попытается компенсировать это доступными ему способами – например, в виртуальном мире.

Какого рода внимание, давление и обратная связь нужны ребенку, опять же зависит от его свойств (векторов).

Зрительному ребенку – эмоциональная связь, ребенку с анальным вектором – поддержка и адекватная похвала, звуковому ребенку – общение тихим голосом, ответы на его экзистенциальные вопросы и т.д.

Налаживаем контакт

Пожалуй, самое важное – наладить контакт с ребенком. Нет смысла пытаться давить авторитетом, попробуйте заинтересовать его тем, к чему он по своей природе склонен, и тогда дело пойдет. Сейчас уникальное время. Не только вы его чему-то учите, но и он вас. И это плюс, который необходимо использовать для укрепления связей с ребенком.

Точнее определить вектора ребенка, чтобы использовать весь арсенал гармоничного взаимодействия с ним, вы можете уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор Виктория Винникова, учитель математики
Раздел: Ответы на вопросы

26 Фев, 2016 Комментариев: 4 1801
Дети ответы

Источник: http://svp.expert/otvety-na-voprosy/kak-otvlech-rebenka-ot-kompyuternyx-igr/

MyMedico
Добавить комментарий