Развитие познавательных способностей у дошкольников: интересные задания

Содержание
  1. Развитие интеллекта и познавательных способностей у дошкольника
  2. Линии развития интересов
  3. Условия развития процессов
  4. Влияние познавательной деятельности на процесс развития познавательных способностей
  5. Познавательные способности, или Что должны уметь дошкольники
  6. Задания для развития дошкольников
  7. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей
  8. Восприятие
  9. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста
  10. Память
  11. Метод проектов и познавательное развитие дошкольников
  12. Предметный мир «Детство»
  13. Учимся наблюдать
  14. задания для детей на развитие мышления
  15. Особенности детского мышления
  16. «Раздели на группы»
  17. «Мама и малыш»
  18. «Волшебный мешочек»
  19. «Лишний предмет»
  20. «Дикие и домашние животные
  21. «Профессии»
  22. «Разложи по порядку»
  23. «Дорисуй картинку»
  24. «Нестандартное применение»
  25. Условия эффективности развивающих занятий
  26. Типичные ошибки детей при решении задач
  27. Развитие познавательных способностей у дошкольников
  28. Немного психологии
  29. Правильное развитие: как, когда и сколько
  30. Учимся запоминать
  31. Резюмируя прочитанное
  32. Познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста
  33. Тренируем внимание и память
  34. Стимулируем желание изучать мир, развиваем восприятие
  35. Воображение и мышление развиваем вместе
  36. Младшие школьники
  37. Репродуктивно-познавательная активность
  38. Поисково-исполнительная активность
  39. Творческая активность

Развитие интеллекта и познавательных способностей у дошкольника

Развитие познавательных способностей у дошкольников: интересные задания

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет — это наиболее подходящее время.

Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей к развитию сразу в нескольких сферах деятельности.

Живой познавательный интерес поможет ребятам в дальнейшем проявить себя успешными учениками в школе, станет залогом эффективной деятельности в любом направлении.

Развитие познавательных способностей у детей будет способствовать развитию у них интеллекта и становлению гармоничной целостной личности.

Особенно это важно, когда речь идёт об одарённых интеллектуально и творчески детях, демонстрирующих с раннего дошкольного возраста активное стремление к исследованию и познанию окружающей среды.

Такие малыши не могут смириться с ограничениями исследовательской деятельности, и именно это их отличает от обычных ребят в первую очередь.

Самый эффективный способ ускорить развитие личности — это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности и желании постоянно и с удовольствием чему-то учиться.

Каждый малыш, появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за её счёт у него получается адаптироваться в незнакомых для него условиях жизни.

По мере роста и развития крохи познавательная направленность перерождается в познавательную активность, и ребёнок внутренне готовится к ведению активной познавательной деятельности.

Эта готовность проявляется в ряде поисковых действий, большая часть которых связана с желанием получения новых эмоций и впечатлений. Чем старше становится дошкольник, тем более активной будет его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.

Линии развития интересов

Выделяют две линии развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

  1. Перманентное и поэтапное обогащение детского опыта с пополнением его новой информацией и знаниями об окружающей среде, что вкупе стимулирует развитие познавательной активности. От того, насколько доступными будут для малыша все стороны окружающей действительности, зависит развитие его познавательных способностей и интересов.
  2. Поэтапное расширение с углублением познавательных интересов в той или иной сфере деятельности.

Для дошкольников характерен разный уровень и направленность познания в зависимости от их возраста.

Начало дошкольного возраста. Главный объект познания — это предметы в пределах доступа детей и действия с ними. Для ребёнка на этом этапе жизни важно познавать мир по мере знакомства с предметами и исследования их функций. Стимулировать развитие познавательных способностей на этом этапе можно путём постоянной смены предметной сферы в окружении крохи.

Ранний дошкольный возраст. На этом этапе жизни дети уже имеют определённый жизненный опыт, часто основанный на не связанных между собой представлениях и знаниях. Именно в этот период малыш учится эстетическому восприятию окружающей среды, у него совершенствуется развитие основных познавательных способностей,  среди которых восприятие и ощущения.

Середина дошкольного возраста. В этом возрасте развитие познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, отчасти благодаря совершенствованию речевых навыков. Дети не только лучше доносят информацию – они её лучше понимают, усваивают и анализируют. Активно пополняется словарь малыша.

Завершение дошкольного возраста. На этом этапе жизни развитие познавательных интересов дошкольника связано с познанием мира взрослых. Малыши начинают проявлять такие качества, как заботливость, сочувствие, доброта; появляются способности классифицировать получаемую информацию, делать сложные логические заключения, сравнивать, анализировать, обобщать.

Информация об окружающей среде, накопленная к этому времени, станет основой для развития познавательной сферы в дальнейшем.

Условия развития процессов

Чтобы поддерживать интерес у детей дошкольного возраста на стабильно высоком уровне, необходимо подготовить соответствующую для этого базу, в которую должны входить:

  • подходящие внешние условия для получения новых впечатлений и ведения разного рода деятельности;
  • сбор практического опыта, позволяющего упростить производимую деятельность за счет понимания процесса.

Кроме того, поддерживать познавательный интерес у детей дошкольного возраста можно, воспитывая в них положительное отношение к предмету или деятельности и мотивируя этим заниматься. Добиться этого можно следующими способами.

  1. Создавая положительное отношение к деятельности на базе положительных эмоций к процессу, объекту, а также с помощью поощрения, одобрения, веры в силы малыша. Чем больше новая деятельность будет перекликаться с уже устоявшимися интересами, тем проще будет положительно настроить дошкольника по отношению к ней.
  2. Создавая положительное отношение к деятельности того или иного рода за счёт формирования понимания её значимости, как в личном плане, так и в общественном. Рассказы взрослых о том, насколько важной является та или иная деятельность, с демонстрацией её результатов помогут ребёнку заинтересоваться ей по-настоящему.

Влияние познавательной деятельности на процесс развития познавательных способностей

Важно понимать, что на развитие познавательных способностей у малышей дошкольного возраста влияет постоянное желание контактировать с окружающей средой, получать новые впечатления, решать интересные задачи. Развитию малыша в этой сфере будет способствовать предоставление ему возможности активного изучения окружающего мира с воздействием на него.

От того, насколько малыш будет активен в творческом поиске, будет зависеть развитие его познавательных способностей, приобретение новых знаний.

Чтобы исследовательское обучение действительно стимулировало развитие познавательных интересов, необходимо:

  • научить детей самостоятельной работе без использования памяток и подсказок;
  • поощрять инициативу малышей;
  • не пытаться делать за них работу, которая им под силу;
  • не судить строго и поспешно;
  • направлять процесс усвоения знаний у детей;
  • помогать дошкольникам выявлять связи между явлениями, предметами и событиями;
  • стимулировать у них желание решать проблемы без помощи взрослых;
  • учить малышей управлять информацией, анализируя, классифицируя, синтезируя и обобщая данные.

Правильный подход к детям дошкольного возраста на предметных занятиях позволит ускорить развитие мышления, речи, кругозора и других познавательных способностей.

Нужно принимать во внимание, что дети могут работать как в небольших группах, так и индивидуально. В небольших группах у малышей появляется больше возможностей для развития во всех отношениях, в том числе за счёт решения возможных всплывающих трудностей сообща.

Показатели познавательной деятельности — это:

  • особое внимание к тому или иному предмету;
  • эмоциональное отношение к нему;
  • направленные на изучение предмета действия, которые должны быть не просто разнообразными, а в первую очередь помогать понимать особенности предметов;
  • стремление к предмету даже в его отсутствие.

Важно, чтобы действия детей дошкольного возраста в этом направлении всегда завершались успехом. Только в этом случае можно будет говорить о появлении окрашенных яркими эмоциями новых знаниях.

Познавательные способности, или Что должны уметь дошкольники

Малыши на каждом из этапов дошкольного возраста могут осваивать новые навыки. К окончанию дошкольного возраста судить о том, что развитие познавательных способностей протекает успешно, можно будет по следующим достижениям:

  • умению видеть и понимать проблемы;
  • умению задавать вопросы, позволяющие познавать мир;
  • развитому логическому мышлению;
  • способности работать с информацией;
  • умению наблюдать, мыслить, слышать и осязать с описанием чувств и эмоций.

Чем больше малыши дошкольного возраста будут иметь возможностей для экспериментов, тем активнее у них будет протекать развитие познавательных способностей. Важно, чтобы дети научились строить собственные умозаключения на основании работы над упражнениями, делая выводы, проводя эксперименты, проверяя собственные теории на практике.

Пользуясь специальными методическими материалами, стимулирующими развитие дошкольника, нужно следить за тем, чтобы они отвечали уровню ребёнка на момент занятий. Завышенные требования к малышу могут стать причиной снижения интереса к деятельности.

Кроме того, нужно помнить, что игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей малыша, обязательно должны быть построены на личном примере взрослых. Только подражая старшим, дети в дошкольном возрасте научатся чему-то новому.

Задания для развития дошкольников

Ниже несколько вариантов заданий, с помощью которых можно положительным образом повлиять на развитие познавательных интересов у малышей дошкольного возраста.

  1. Пусть ребёнок посмотрит на картинку с животными, изображёнными в паре с детёнышами. Задание для малыша – найти животное, у которого не будет детеныша, и дорисовать его после выяснения подробной информации об изображённых на картинке животных.
  2. На картинке изображены объекты, которые ребёнку нужно будет рассмотреть и сравнить с геометрическими фигурами, на которые они больше всего похожи. Так, например, озеро — это круг, гора — треугольник, и так далее.
  3. Для развития фантазии и мышления ребёнку предлагают из рисунков с предметами и животными выбрать один, после чего представить себя предметом или животным с этого рисунка и описать один день из жизни этого объекта во всех подробностях.
  4. На рисунке изображены объекты: насекомые, птицы, животные, растения, предметы и пр. Задание для малыша — выделить живые и неживые объекты, после чего разбить их на отдельные подгруппы.

В заключение отметим, что на развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте сильно влияет поддержка и похвала взрослых. Адекватная похвала подкрепит мотивацию малыша. В повседневной жизни такой ребёнок будет смело использовать полученные знания, получая удовольствие от процесса и результата.

Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/razvitie-intellekta-i-poznavatelnyh-sposobnostej-u-doshkolnika.html

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей

Развитие познавательных способностей у дошкольников: интересные задания

Кулемина О.А., старший воспитатель МАДОУ №311, г. Казань.

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Восприятие

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук.

Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Далее, я хотела бы представить ряд игр и упражнений, используемых мною в работе с детьми, которые позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, структурным, целостным, что очень важно для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка в целом.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.

Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.

Игра «Сделай так»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:

1. По образцу построить из кубиков такое же строение.
2. По образцу нарисовать узоры.

Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки.

Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки.

Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет.
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти:Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.

;Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти.

Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.

Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Метод проектов и познавательное развитие дошкольников

Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями».

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы. Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «.

В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные. Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить.

Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей.

Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации.
Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:

1. Эколог и его помощники.2. Цветы природы.

3. Где работает эколог.

Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта.

Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.

Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

Предметный мир «Детство»

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.

Программа «Детство» предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного детства. Организуя познание предметного мира старшими дошкольниками, педагог развивает логику, исследовательский подход, способность к детальному сравнению сходных предметов.

Развивая познавательные интересы старших дошкольников, педагог учитывает их пол: мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование. Детей этого возраста интересует история появления и изобретения вещей, поэтому особенно значима роль книги как источника новых знаний.

Всему этому учит комплексная программа «Детство».

Учимся наблюдать

Наблюдение – самый популярный и доступный метод . Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.

2. Эксперимент.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:

Определим плавучесть предметов.Как вода исчезает.Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).Эксперимент с магнитом и металлами.

Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

Упражнения:

– Нарисуй букеты в каждой вазе.- С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.

– Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений.

Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др.

(например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).

Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.

Скачать статью «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/razvitie-sposobnostei.html

задания для детей на развитие мышления

Развитие познавательных способностей у дошкольников: интересные задания

Мышление – это один из фундаментальных познавательных процессов человека. Оно дает возможность решать задачи, встающие перед ребенком, изучать окружающий его мир и накапливать знания о нем.

Три вида мышления у детей

Особенности детского мышления

Психологи различают несколько основных типов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Развивается одним из первых. Обеспечивает возможность детей познавать мир через непосредственное взаимодействие с предметами, доступными ему.
  2. Наглядно-образное позволяет оперировать не самими предметами, а их образами и представлениями о них. Оно развивается ближе к дошкольному периоду и дает ребенку возможность производить операции с предметами, не имея их в наличии.
  3. Словесно-логическое учит ребенка обращаться уже со словами, обозначающими тот или иной предмет или явление. Его навыки приобретаются ребенком только к окончанию старшего дошкольного возраста.

Сформированное образное мышление детей впоследствии становится хорошей базой для развития другого типа мышления – логического. Оно дает ребенку возможность рассуждать и делать правильные выводы, анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Этапы формирования логического мышления

Какие задания на развитие образного, творческого логического мышления наиболее эффективны? Как помочь ребенку развить навыки мышления?

Основной деятельностью детей на этапе дошкольного детства является игра. Она позволяет ребенку приобрести новые навыки, а также закрепить и развить уже имеющиеся.

Мышление развивается в игровой форме

Для того, чтобы игра была максимально эффективной, полезной и, что немаловажно, интересной для ребёнка, необходимо чтобы задания отличали:

  • продуманный сюжет;
  • четко сформулированные понятные ребенку правила;
  • минимальное количество подсказок. Акцент на поиске самостоятельных решений;
  • яркий наглядный демонстрационный материал.

«Раздели на группы»

Цель игры: развития навыка классификации предметов, выделение общих признаков.

Ход игры: перед ребенком раскладываются разноцветные детали конструктора, кубики, шарики и т.д. Задача ребенка – разделить предложенные ему вещи:

  • по цвету;
  • по размеру;
  • по форме.

Логические игры в продаже

Для детей более старшего возраста можно несколько усложнить задачу, предложив ему игрушки и выделить группы соответственно:

  • животных (диких и домашних);
  • растений;
  • предметов мебели;
  • посуды;
  • инструментов.

«Мама и малыш»

Цель игры: расширить представления детей о живой природе.

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные и их детеныши. Задача ребенка – разложить их парами так, чтобы в каждой оказалось взрослое животное и детеныш.

«Волшебный мешочек»

Цель игры: развитие аналитико-синтетических свойств мышления, расширение представлений о цвете и оттенках.

Ход игры: для этого задания на стол кладутся предметы разных цветов (это может быть красное яблоко, зеленый лист, желтый цветок и т.д.). В непрозрачный мешочек также складываются всевозможные игрушки. Ведущий достает один за другим предметы из него, задача ребенка – найти среди них «друзей» для игрушек на столе, подходящих ему по цвету.

Игра «Волшебный мешочек» с различными предметами

Со временем игру можно немного усложнить, дополнив чистые цвета более сложными. Либо подбирая к базовому цвету различные его оттенки.

«Лишний предмет»

Цель игры: научение ребенка выделению значимых признаков предмета.

Ход игры: ребенку предлагается ряд картинок или игрушек, все предметы которого кроме одного будут объединены каким-либо признаком. Задача ребенка – найти лишний предмет, который не подходит другим и объяснить свой выбор.

Игра «Лишний предмет» для малышей

«Дикие и домашние животные

Цель игры: усвоение ребенком различий между дикими и домашними животными.

Ход игры: Ведущий последовательно достает из мешка фигурки диких и домашних животных, а ребенок пробует определить их к той или иной категории. Со временем игру можно усложнить – ребенок, например, может доставать фигурки с закрытыми глазами и на ощупь определять, кто перед ним.

«Профессии»

Цель игры: расширение представлений ребенка о мире профессий, правах и обязанностях человека.

Игра «Профессии» с карточками

Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением представителей различных профессий. Задача – обозначить род деятельности каждого человека и объяснить, чем он занимается.

«Разложи по порядку»

Цель игры: развитие представлений ребенка о причинно-следственных связях, развитие элементарных операций мышления у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ребенку предлагаются картинки, по которым нужно составить рассказ, предварительно разложив их по порядку.

Игра «Найти такой же предмет» — для детей 5-6 лет

«Дорисуй картинку»

Цель игры: развитие творческого мышления, нестандартного взгляда на вещи. Подобные задания также работают на развитие логики.

Ход игры: на листе бумаги изображается ряд одинаковых геометрических фигур (например, кругов, квадратов, треугольников и т.д.). Задача каждого участника игры – по очереди дополнить фигуру какими-либо деталями так, чтобы получился законченный рисунок (например, круг можно «превратить» в солнце, циферблат часов, яблоко и т.д.)

Игра на логику «Продолжи ряд»

«Нестандартное применение»

Цель игры: развитие креативности и оригинального мышления.

Ход игры: ребенок последовательно предлагает нестандартные способы использования предметов, которые выбирает ведущий. Чем проще и привычнее предмет, и чем оригинальное будут способы его применения, предложенные игроком, тем сильнее будет эффект от упражнения.

Условия эффективности развивающих занятий

  1. Задания для детей-дошкольников на развитие мышления и логики должны проводится регулярно примерно в одно и то же время.
  2. Необходимо поощрять ребенка за каждый, даже самый незначительный успех, достигнутый им. Это послужит для него отличной мотивацией для дальнейших достижений.
  3. Очень важно стимулировать детей мыслить самостоятельно. Даже если предложенное решение покажется неправильным, ребенка стоит поощрить хотя бы за то, то он нашел оригинальный и нестандартный способ.
  4. По мере продвижения усложнять задания и деть их более разнообразными.

    Игра «Найти отличия» развивает внимательность

Типичные ошибки детей при решении задач

  • Переход от частного к частному.
  • Выделение у предметов несущественных признаков в ущерб существенным.
  • Незнание особенностей предметов.
  • Использование ложной детской логики.

Совет родителям: В случае если ребенок выполнил задания неправильно, не стоит сразу же исправлять его ошибку: пусть ребёнка попробует самостоятельно найти и исправить ее.

Собирание пазлов — отличная игра на развитие мышления

Не стоит вмешиваться и в тех случаях, если ребенок испытывает трудности или решает задачу в замедленном темпе.

В дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления; активно развиваются его наглядные и словесные формы. Очень важно помочь ребенку в этом обогащая интеллектуальную среду, в которой он находится.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/zadaniya-na-razvitie-myshleniya.html

Развитие познавательных способностей у дошкольников

Развитие познавательных способностей у дошкольников: интересные задания

Здравствуйте, дорогие читатели и гости моего блога. Вчера с подругами у меня разгорелся спор: стоит ли «нагружать» ребёнка перед школой массой знаний или нужно дать им набраться сил перед одиннадцатью годами тяжёлого труда.

Данная тема меня немало заинтересовала: какие изменения происходят в развитии ребёнка перед школьной порой? Какие особенности в развитие познавательных способностей у дошкольников? И как воздействовать на процесс изменений? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Немного психологии

Развитие ребёнка в данный период происходит через творческие процессы и познавательную активность. Он наблюдает за тем, что происходит вокруг него, изучает взрослых, их поведение и роли в социуме для того, чтобы «копировать» полученные навыки в своей будущей жизни. Об этом говорил ещё Лев Семёнович Выготский, выдающийся советский психолог, которого называют «Моцартом психологии».

Какова роль взрослых в этом? Мы должны играть не только роль родителей, но и помощников, миссия которых – сделать окружающий мир детей не только безопасным, но и полезным. Согласна, снизойти с небес доминирующего положения над ребёнком не просто, но без взгляда изнутри на детский мир расширить кругозор дошкольника попросту невозможно.

Александр Романович Лурия, ещё один известный советский психолог, утверждал, что в дошкольном возрасте ребёнок проводит много времени в беспрерывном общении с окружающими людьми, а также в активном взаимодействии с предметами.

Дети копируют разговоры взрослых и активно вовлекают в лексикон нечаянно оброненные ими фразы (для взрослых это отличный стимул прекратить сквернословить), с увлечением и радостью разбирают предметы (несмотря на строгие запреты), рвут бумагу и бросают кусочки на работающий вентилятор для того, чтобы понаблюдать за тем, как они будут разлетаться по комнате, пытаются беседовать с животными.

Таким образом, ребёнку нужно давать не готовые знания, а раскрывать природу вещей через проведение интеллектуальных игр и исследований.

Кроме того, в данный период идёт активное развитие речевых процессов. Заметили, как бегло заговорила девочка в свои пять лет, тогда как в четыре года она не совсем понятно формулировала свои мысли? Это ещё один вид активности, над которым нужно работать.

Правильное развитие: как, когда и сколько

Многие родители думают следующим образом: «Мы водим ребёнка в сад, пусть там его и развивают». Такое безразличное отношение к воспитанию ребёнка может сильно аукнуться в будущем. Лучше всего сесть вечерком рядом со своим сыном или дочкой, отказаться от просмотра сериала и начать занятия.

В данном возрасте дети активно развиваются через игру. Отличным упражнением на развитие мышления будет следующее. Разложите перед ребёнком листочки, на которых изображены животные по принципу «мама-детёныш» (на одной карточке изображено одно животное).

Спросите у вашего дошкольника, по какому принципу их разделили, как всех животных можно охарактеризовать одним словом, кого из животных не хватает. Во время проведения упражнений разговаривайте с ребёнком, стимулируйте его познавательную активность.

Ещё одно эффективное упражнение для развития исследовательской сферы – это «мысленный эксперимент». Разложите перед ребёнком рисунки, на которых изображены различные животные или же неживые предметы.

Он должен подумать, выбрать понравившийся ему, а затем описать один день из жизни изображённого предмета, проникнув в его суть. Выводите ребёнка на вопросы, давайте ему дополнительную информацию.

Третье увлекательное упражнение тоже связано с карточками. На них изображены различные предметы, силуэт которых напоминает фигуру. Ребёнок не только должен назвать изображённый объект и геометрическую фигуру, на которую он похож, но и нарисовать рядом с предметом фигуру.

Очередным действенным упражнением для развития логического мышления станет дифференциация объектов, изображённых на карточках, на группы по принципу «живой-неживой», а также их разбивка на небольшие группы в соответствии с определёнными признаками.

Таким образом, ребёнок сможет не только оперировать с предметами, но и узнать о них много нового. Вы научите его сравнивать их между собой, выстраивать структуру и устанавливать между ними связь. Помните, конечная цель подобных занятий: развитие у ребёнка способности самостоятельно получать знания, приводить их в систему и делать на основе полученной информации определённые выводы.

Учимся запоминать

Как и в случае с познавательной активностью, развитие памяти тоже происходит через игру. Одной из известных мнемотехник является запоминание простых стихотворений. Детям раздаются карточки, на которых подле каждой стихотворной строчки есть своя картинка.

Вспомните себя в детстве: запоминали ли вы новую информацию сразу? Нет. Детям нужно все действия, сказки, условия игры повторять по нескольку раз. Это нисколько не умаляет их возможностей: наоборот, они лучше утверждаются в приобретённых ими навыках.

Кроме того, необходимо учесть, что дети в данном возрасте хорошо воспринимают информацию не на слух, а зрительно: им нужна масса картинок и красочности – это не только привлечёт их внимание, но и заинтересует надолго.

Резюмируя прочитанное

Правильное развитие ребёнка в дошкольном возрасте – это залог его будущих школьных успехов и соответствие ФГОС. Будьте терпеливы, а самое главное – не ленитесь заниматься своим чадом. Думаю, такими аргументами я убедила своих подруг в том, что развивать ребёнка нужно и самим, не дожидаясь школьной поры и не возлагая всё бремя ответственности на плечи работников детского сада.

 Вам понравилась статья? Ставьте лайк, и поделитесь ею в социальных сетях. До скорого свидания!

Похожие темы:

С Уважением Екатерина Богданова

Сайт «Семья и детство»

Источник: https://semya-i-detstvo.ru/razvitie-poznavatelnyx-sposobnostej-u-doshkolnikov.html

Познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста

Развитие познавательных способностей у дошкольников: интересные задания

Дошкольники активно познают окружающий мир, задают бесконечное множество вопросов и фантазируют. На каждый ответ родителя ребёнок мгновенно задаст новый вопрос. Порой такое поведение раздражает родителей, и дети все чаще слышат от них: отстань, не мешай, я занят. К сожалению, это сильно замедляет развитие познавательной активности дошкольников.

Развитие ребёнка – это процесс, требующий одновременного участия педагогов, родителей и самого ребёнка.

Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:

  1. любопытство;
  2. восприятие окружающего мира;
  3. развитие наглядно-образного мышления;
  4. использование приобретённых навыков.

Любопытство

Любопытством наделен любой ребёнок от природы. Задача родителей дошкольника не ограничивать ребёнка в стремлении к познанию окружающего мира.

Восприятие окружающего мира

Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.

Развитие наглядно-образного мышления

У ребёнка начинает развиваться воображение, он много фантазирует и придумывает. Он сочиняет истории и одушевляет свои любимые игрушки. У них появляются имена, ребёнок придумываем за них «игрушечную» жизнь.

Использование полученных навыков

Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста становится основной задачей родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях. В чём же заключается это самое развитие познавательной деятельности дошкольников? В этой статье мы рассмотрим, как можно развить следующие особенности личности ребёнка:

  • внимание;
  • память;
  • восприятие;
  • воображение;
  • мышление;
  • усидчивость.

Замечу, дошкольники изучают мир исходя из своих ощущений, поступков и эмоций. Чем больше он видит, слышит или чувствует, тем больше он запоминает и анализирует. При этом его творческая деятельность будет значительно продуктивнее.

Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.

Тренируем внимание и память

Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания.

Родитель рассказывает ребёнку небольшую историю, сильно загруженную подробными описаниями, но начинается она с фразы, о которой он спросит ребёнка в конце: «Представь, ты машинист поезда. Поезд состоит из 7 вагонов, в каждом вагоне 8 купе.

Вагоны зелёного цвета…» Ребёнок может и сам предложить, как будет выглядеть поезд и куда он поедет. В конце ключевой вопрос от родителя: «Как зовут машиниста поезда?» или «Сколько лет машинисту поезда?»

Существуют и более короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.

Стимулируем желание изучать мир, развиваем восприятие

Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое.

Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации.

Когда моя подруга училась в университете, она готовилась к экзаменам, рассказывая билеты своей сестре, которой было 4 года. Девочка не только мгновенно запоминала информацию, но и старалась понять, о чём ей рассказывает сестра. Потом она приходила в садик и пересказывала своим друзьям и воспитателям все, что ей удалось узнать.

Это подтверждает, что дети открыты всему новому, они с удовольствием выслушают все, что им расскажут взрослые. Не забывайте о том, что дети прекрасно слышат то, во что им не стоит вслушиваться и о чём говорят взрослые между собой. У них есть удивительная способность выдавать подслушанную информацию в самые неподходящие моменты.

Воображение и мышление развиваем вместе

У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурированно и развить логику. Однако, не следует злоупотреблять такими игрушками, которые можно назвать «однозадачными».

«Однозадачными» назовём те игрушки, с которыми можно выполнить только одно действие или, к которым производитель приложил подробную инструкцию.

Следование инструкции можно сравнить с ездой в машине по навигатору: когда вы слушаете команды навигатора, вы значительно меньше обращаете внимание на дорожные знаки и указатели, хуже запоминаете дорогу.

Когда вы едете без подсказок, вы видите значительно больше, замечаете альтернативные маршруты. Также и ребёнок.

Однажды я подарила моей 5-летней племяннице набор для плетения животных из бисера. Сначала она обрадовалась подарку, но когда открыла коробку и достала длинную инструкцию, она сказала, что это скучно, хоть и была зачарована бусинами. Из них она в итоге сделала себе бусы и браслет, потому что так хотела она, а не авторы набора.

Такая реакция ребёнка на подарок в очередной раз доказывает, что дети не признают ограничений, которыми полон мир взрослых. Благодаря этому они развивают мышление и мыслят нестандартно. Точнее, это взрослым детское мышление кажется таковым.

Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.

Чтобы ребёнок был более усидчивым, нужно постараться оградить его от внешних отвлекающих моментов и по возможности не давать ему отвлекаться на что-то новое, пока он не закончит делать что-то одно.

Младшие школьники

Немного другим будет развитие познавательной активности младших школьников.

 В отличие от деток детсадовского возраста, дети младшие школьники запомнили, что что-то изначально может быть сложным и непонятным, к некоторым предметам они относятся с предубеждением.

Уже гораздо меньше места в его развитии будут иметь игры и загадки, если ребёнок неусидчив, у него могут быть сложности с восприятием школьной программы.

Новым стимулом для школьников станет успех среди сверстников. У ребёнка есть возможность получить новые знания, и даже сравнить свои достижения с одноклассниками. Оценки – очень удобный критерий для сравнения.

Развитие познавательной активности младших школьников требует объединённых усилий со стороны родителей и учителя. Если ребёнок не может похвастаться отличными оценками или ему кажется, что его одноклассники более успешны, чем он, то в таком случае ребёнок может стать замкнутым и отстранённым и не захочет учиться.

Как же тогда стимулировать развитие познавательной активности младших школьников? Педагоги выделяют 2 условия, при соблюдении которых познавательная активность будет формироваться, укрепляться и развиваться у них:

  1. создание почвы для решения познавательных задач, активного поиска новых знаний самостоятельно, догадок, размышлений, а также противоречивых мнений и столкновения разных позиций;
  2. создание оптимального уровня ведения учебного процесса для всех учащихся одновременно.

Познавательную деятельность подразделяют на 3 различных уровня активности:

  1. репродуктивно-познавательный (низкий);
  2. поисково-исполнительный (средний);
  3. творческий (высокий).

Репродуктивно-познавательная активность

Данный вид активности отличается стремлением учащегося запомнить и воспроизвести материал урока или овладеть новыми умениями и применить их по назначению. Это одна из первичных форм проявления познавательной активности. Собственный опыт приходит через познание опыта предшественников. Задачи, которые решает школьник на этом уровне, сводятся к одному образцу.

Поисково-исполнительная активность

Это следующий уровень познания, поэтому в нём уже больше места для самостоятельного изучения. Школьнику необходимо понять суть задачи и решить её, используя свои собственные опыт и навыки. При этом он получает новые умения в решении задач и развивает интеллект.

Творческая активность

Это высший уровень познания, потому что школьник самостоятельно может выбрать или создать себе задание и выполнить его. Или задачу можно решить несколькими различными способами. Или школьник придумывает оригинальное решение поставленной задачи. Самым сложным является отход от привычного шаблона, здесь и развиваются творческие способности.

Школьники с удовольствием будут откликаться на предложение сыграть в игру, направленную на внимание и память, будут слушать с интересом то, что рассказывают взрослые.

Если родители не препятствуют развитию изначально заложенного в ребёнке стремления исследовать окружающий мир и познавать новое, то и в будущем он будет так же любопытен, как раньше, сможет мыслить нестандартно и не будет предвзято относиться к «сложным» предметам.

Вебинары на тему познавательного развития детей:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/poznavatelnoe-razvitie-detej.html

MyMedico
Добавить комментарий