Почему ребенок рисует людей без рук?

Как интерпретировать рисунок человека

Почему ребенок рисует людей без рук?

Голова (лицо, глаза, ресницы, брови, рот, зубы, губы, нос, уши, лоб, подбородок, волосы)

Шея

Туловище (плечи, пупок, внутренности, гениталии)

Конечности (руки, ладони, пальцы, ноги, ступни)

Прочее

Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.

Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.

Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости.

Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека.

И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.

Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

  • непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
  • маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
  • нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

  • тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
  • лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
  • закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
  • роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
  • звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

  • большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
  • маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
  • закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
  • широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
  • глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
  • зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
  • красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
  • скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

  • длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

  • аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
  • густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
  • поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

  • большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
  • рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
  • клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
  • отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

  • четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

  • пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
  • хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

  • широкий, выдающийся – презрение;
  • отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

  • подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
  • маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
  • большие уши рисуют послушные дети.
  • отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

  • отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

  • слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
  • слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

  • сильно заштрихованы – тревога;
  • выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
  • акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Шея

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

  • чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
  • длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
  • короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
  • отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/detki-risujut/kak-interpretirovat-risunok-cheloveka

Что говорят рисунки о вашем ребенке и его характере?

Почему ребенок рисует людей без рук?

Если на рисунке все члены семьи стоят рядом и держатся за руки, ребенок ощущает себя частью единого целого. Он спокоен и уверен во всеобщей к себе любви, чувствует  себя комфортно и защищено.

Ближе к себе ребенок рисует человека, которому доверяет больше всего. Родитель, мало общающийся с ребенком, окажется в отдалении, иногда отделенным чертой или помещенным в окошко. Младшие братья или сестрички нередко тоже оказываются  в стороне от остальных. Если же они еще и микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей.

Интересно и то, в какой последовательности малыш изображает своих родственников. Если первым он нарисовал себя, это значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть! Хуже если он нарисовал только себя одного. Это значит, что ваш малыш не ощущает себя членом семьи, существует изолированно. После себя малыш обычно изображает члена семьи, которого считает самым важным.

Бывает так, что ребенок не нарисовал кого-то из близких – возможно малыш затаил на него обиду или вовсе не любит этого человека. В  конце ребенок обычно рисует домашних питомцев, это правильно. Стоит задуматься, если ребенок рисует их сразу после себя, возможно ребенку не хватает вашего внимания и он чувствует себя одиноким.

Все дети хотят поскорее стать взрослыми, поэтому на рисунках изображают  себя одного роста со взрослыми. Если же ребенок нарисовал себя слишком крошечным, возможно, вы не даете ему проявлять свою индивидуальность.

В каком цвете рисунки?

Очень важны и цвета, которые использует ребенок. Самых любимых ему людей он раскрашивает в тот же цвет, что и себя. Непоседливые малыши выбирают такие теплые энергичные цвета, такие как оранжевый, малиновый.

Тихие и серьезные малыши выбирают холодные и спокойные тона – синий, голубой, бледно-желтый. Если малыш рисует контрастными цветами – черным и белым – это говорит о его внутреннем конфликте, с которым он не в силах справиться.

Обращайте внимание и на то, как раскрашен рисунок. Если карандаш выходит  за контуры, ребенок независим и свободолюбив. Если рисунок раскрашен излишне аккуратно или же между контуром и основным цветом остается белая полоса, значит малыш не достаточно уверен в себе и постоянно нуждается в вашей поддержке.

В 3-4 годика ребенок рисует нечто, больше напоминающее гуманоидов, нежели людей. Сложно понять где голова, а где руки. Шея зачастую отсутствует, а ноги растут прямо из головы. Иногда может быть изображено только туловище.

К 5-6 годам ребенок уже прорисовывает все части тела и лица. Отсутствие какой-либо части тела должно вас насторожить.

Длинные руки кого-то их родственников говорит о страхе ребенка перед ним. Если родители часто ругают ребенка, то малыш может не нарисовать им рот. Толстые ноги у фигурок свидетельствует о том, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно желает более надежного фундамента. Кроха, которому неуютно в мире, рисует страшных людей с раскинутыми руками и большими пальцами.

Особенные дети

Рисунки гиперактивных детей нессиметричны: если это дерево, то ствол искревлен, а листья немногочисленны, не прорисованы или изображены схематично. Фигуры людей никогда не бывают статичными, они как будто размахивают руками, прыгают, бегут.Раскрашивает такой ребенок небрежно, часто не может довести работу до конца.

Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов (клыки, шипы, когти). Персонажи кричат, дерутся, догоняют кого-то. Часто в рисунках присутствует оружие – ножи, пистолеты, мечи.

Дети, привыкшее добиваться своего при помощи кулаков, часто изображают большие заштрихованные руки. Конфликтные дети рисуют большой открытый рот с огромными острыми зубами.  Основные цвета либо темные (черный, коричневый), либо яркие (зеленый, красный).

На рисунках тревожных детей много зачерненных пятен или, наоборот, линии почти незаметны. Изображения людей – с большими темными глазами, которые словно округлились от страха. Позы статичны и однотипны.

Тревожные дети не любят фломастеры, предпочитая карандаш и ластик – чтобы исправлять только что проведенные линии. В этом и проявляется их неуверенность и боязнь сделать что-то не так.

В их рисунках не встречается ярких и насыщенных цветов.

Не стоит впадать в панику, если в детском рисунке вы увидели какие-либо пугающие сигналы. Возможно, у малыша просто было плохое настроение. Оставшись с ребенком один на один, попросите его нарисовать то, что он хочет.

Запишите все комментарии, которые малыш делает в процессе работы, а потом обсудите с ним нарисованное.  Конечно, для того, чтобы делать какие-либо выводы, одного рисунка недостаточно.

Но если из раза в раз в работах ребенка повторяются детали, настораживающие вас, соберите его рисунки и покажите специалисту.

Источник: http://www.e-motherhood.ru/chto-risuet-vash-rebenok/

Тест

Почему ребенок рисует людей без рук?

Почему? Рисунок человека, выполненный ребёнком, очень многое может о нём рассказать: о его эмоциональном состоянии, умственном развитии, о его потребностях, раскрыть внутренний мир ребёнка.

Рисунок человека, мужчины, предлагается сделать будущим первоклассникам при выполнении известного теста школьной зрелости Керна-Йерасика.

С какого возраста выполняется  тест  «Рисунок человека»? 

Этот рисуночный тест может выполняться детьми с трёх лет. Верхней возрастной планки у данного теста не существует.

Что нужно для выполнения теста?

  • лист белой бумаги, желательно формата А4,
  • простой карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М .

Как проводится тестирование?

Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». 

Просьба взрослого может вызвать у ребёнка вопросы,а иногда и отказ рисовать. В последнем случае постарайтесь его убедить. Вопросы ребёнка, как правило, носят уточняющий характер, их можно обобщить в одном вопросе  «А какого человека?» Вы не даёте никаких ответов, содержащих  точную информацию — подсказки для ребёнка. Можно ответить уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». 

Конечно, любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, но тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз. 

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Можно задать ребёнку следующие вопросы:

  1. Кто этот человек?
  2. Сколько ему лет?
  3. Где он живет?
  4. Есть ли у него друзья?
  5. Чем он любит заниматься?
  6. Чем заниматься не любит?
  7. Добрый он или злой? 

Рисунок человека считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. 

Как интерпретировать рисунок человека?

Для начала обратите внимание на размер и расположение рисунка на бумаге.

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности.

Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

 

Каков характер выполнения рисунка  (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)

Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — может быть признаком  высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.

Посмотрите, акцентирует ли ребёнок внимание  на отдельных деталях рисунка (наиболее тщательная, яркая, заштрихованная, несколько раз обведённая или иным способом выделенная часть фигуры).

Внимание нужно обратить и на те детали, которые, наоборот, не проработаны или вовсе отсутствуют на рисунке.

Отметьте, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры.

Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, тело же достаточно восприимчиво ко всему, что может служить причиной нарушения эмоционального состояния ребёнка. Рисунок  будет символически отражать проблемы, которые он испытывает. Чем больше нарушена эмоциональная сфера ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и рисунок, отображающий человеческое тело. 

Рассмотрим кратко символическое значение фигуры человека.

Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. 

Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение.

Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков,но с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность.

Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная.

Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери.

У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость.

Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя.

Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости.

Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. 

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность.

Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Я перечислила основные моменты, на которые можно обратить внимание, анализируя рисунок человека, сделанный ребёнком.  Интерпретируя рисунок, важно помнить, что на основании только одного рисунка нельзя делать однозначных выводов. Тест «Рисунок человека», как и другие тесты, используются комплексно, диагностика проводится неоднократно.

Источник: http://l-pankova.ru/test-risunok-cheloveka/

Что рисует ваш ребенок?

Почему ребенок рисует людей без рук?

Изучая процесс появления рисунков на бумаге, малыш, с одной стороны, познает секреты красок, карандашей, кисточек, мелков, а с другой – учится замечать, что происходит вокруг и размещать на листе картона или бумаги то, что будоражит его формирующиеся мысли.

Рисование развивает интеллектуальные способности крохи, укрепляет мускулатуру пальчиков, развивает тонкие движения рук. Удерживая карандаш или кисточку с краской, ребенок тренирует координацию движений глаз и рук, что обязательно пригодится ему в дальнейшем при обучении чтению и письму.

Неуклюжие детские рисунки часто вызывают у пап и мам умиление, да и только. Но все так просто, лишь на первый взгляд.

Если вы стали свидетелем появления еще одного шедевра кисти “великого” мастера, не спешите называть это никому не понятным творением и класть на дальнюю полку, к коллекции остальных рисунков. Лучше повнимательнее рассмотрите картинку.

Сегодня мы постараемся помочь вам расшифровать тайный смысл композиции и понять, что значат эти странные пятна, загадочные линии, точки, зигзаги в неповторимых полотнах под названием “Мама и папа” или просто “Бябяка”…

Психологи считают, что через рисование дети изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя.

Если вы будете внимательны, то заметите, что в этих, нелепых на первый взгляд, творениях маленького человечка собраны все его интересы, тревоги, ценности, то есть все, что волнует ребенка, но о чем он пока не может спросить или рассказать словами. Именно через изображение на бумаге малыш передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям.

С чего все начинается?

В один прекрасный день ваш малыш, случайно взмахнув зажатым в кулаке фломастером, заметил, что на листе бумаги или обоях остался след в виде какой-то линии. Он взмахнул рукой еще раз, немного сильнее, и линия стала заметнее.

Это открытие привело ребенка в сильнейшее возбуждение, и, чтобы убедиться в “чистоте эксперимента”, он повторял его до тех пор, пока белый лист не превратился в калейдоскоп пестрых черточек и пятен… Наступает время замечательных открытий, и карандаши, краски, фломастеры становятся самым настоящим источником чудес.

Конечно, малышу не сразу удается нарисовать то, что хочется. Сначала годовалый или полуторагодовалый ребенок, изображает более или менее кривые линии. Затем, когда рука немного окрепнет, ближе к двум годам, черточки приобретут форму спиралей, потом овалов, кружочков.

И, наконец, к трем годам из-под пера художника будут выходить углы и ломаные линии, то есть то, из чего можно собрать настоящую картинку.

Что значат цвета?

Для нас, взрослых, цвет часто несет символический смысл: черный олицетворяет печаль, страх; красный – страсть, агрессию; желтый – радость, энергию. Иногда мы невольно принимаемся рассматривать детские рисунки с этой точки зрения, забывая, что взрослое цветовое восприятие не совсем подходит для ребенка.

У малыша процесс изучения красок начинается с того, что какой-то один цвет привлекает его внимание больше и становится предметом экспериментов. Так, в течение некоторого времени все детали рисунка (дома, люди, машины, деревья) будут густого черного цвета.

Не пугайтесь, это не означает, что ребенок переживает депрессию или слишком мрачно смотрит на жизнь, просто сейчас он занимается изучением черного цвета и восхищается его энергичностью, густотой, весомостью. Обычно увлечение одним цветом проходит в течение одной-двух недель. Затем ему на смену может прийти другой оттенок.

И только после того, как малыш познакомится со всей палитрой, мир его рисунков снова станет многоцветным. В более старшем возрасте, когда дети избирательно используют цвета при рисовании, уже можно попытаться определить их темперамент и характер. Напористые и непоседливые выбирают обычно теплые и горячие цвета – малиновый и оранжевый.

Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьезные малыши. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый. Контраст черного и белого – отражение внутреннего конфликта, с которым малыш никак не может справиться. И еще обращайте внимание, как ваше дитя раскрашивает изображение.

Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и наделен даром независимости. Если же рисунок раскрашен канцелярски аккуратно и уж тем более, если между контуром и основным цветом остается белая полоса – это знак, что малыш не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей поддержке.

Нарисуй нас!

Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребенок возьмет карандаши и альбом, и предложите ему нарисовать следующие тестовые рисунки. Начните с семьи (для маленьких можно порекомендовать нарисовать семью в виде растений).

Это классический прием в психологии, который позволяет отразить душевное состояние ребенка и отношение его к близким. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен рисовать. Не мешайте маленькому «Рафаэлю», а тихонько наблюдайте за ним.

Возможно, вас ждут открытия.

Папа, мама, я..

В какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи? Если первым нарисовал себя, это вовсе не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть. Ведь малыш рисует свой мир, в котором он – главный добрый волшебник. Другое дело, если он нарисовал одного себя.

Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребенок рисует того члена семьи, которого считает самым важным. Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие – кошка и собака.

А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит, малышу одиноко. Если ребенок «забыл» нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот «кто-то» малышу неприятен. Может быть, это месть за недавнюю обиду или наказание. Опасный и грозный сигнал, если ребенок не нарисовал себя.

Значит он по каким-либо причинам «не видит» себя в структуре семьи, не чувствует свою нужность и ценность. 

Все дети хотят скорее вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми – ну, может, чуточку ниже. Если же малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность и самостоятельность. Размер в рисунке означает значимость роли человека в семье.

Когда семья нарисована в виде растений, чаще всего мама изображается цветком, а папа деревом. Если кто-либо изображен ромашкой (обычно мама), то это говорит о сомнении в ее чувствах к себе – «любит, не любит». А, если присутствует кактус, то этот человек явно «колит» ребенка своим поведением и контакт с ним болезненный.

Дерево с плодами и листьями – человек, готовый дарить любовь и внимание, делающий добро по отношению к малышу. Дерево без листьев, «голое», сухое – означает скупого на чувства, строгого и «сухого» человека, ребенку не хватает доброты от него.

  Если кто-то изображен травой, то это означает малозначимость, неприметность (не полностью сформированную личность).

Все вместе

Если на рисунке все родственники стоят рядом и держатся за руки, ребенок чувствует себя частью единого целого. Он уверен во всеобщей любви к нему. Ближе всего к себе ребенок рисует самого милого ему человека, которому доверяет всем существом.

Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, появятся на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделенные линиями. Хуже, если они будут стоять спиной друг к другу. Младшие братья или сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей.

А щербатые улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики, бабочки, вокруг – верный признак, что ребенку хорошо в этом мире.

Ноги, руки, голова

Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить.

Если папа часто ругает ребенка, ребенок может «забыть» нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремится к более надежному фундаменту семейных отношений.

Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Автор, рисующий длинноногих, скорее всего стремится к независимости, а если начинающий художник изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо.

Значит, ему нравится внушать страх, нравится, когда его боятся.

«Несуществующее животное»

Попросите малыша изобразить несуществующее животное, которое живет только в его воображении, в его внутреннем мире. Анализируя рисунок в целом, обратите внимание на наличие следующих элементов.

Рога, копыта, когти, иголки, острые углы, зубы, оскал, мускулатура, чешуя, оружие, шлем, латы свидетельствуют об агрессии, о скрытом присутствии страха, выражают желание защититься от страха. Например, это может означать «давление сверху», чрезмерная, излишняя опека.

В 80% случаев это гиперопека родителей и в 20% – учителей в школе. Если у животного есть крылья – ребенку неуютно в этом обществе (с родителями, школой или вообще в этом мире). Большие круглые глаза говорят об испуге, страхе.

Отсутствие ушей, часто свидетельствует о чрезмерных нотациях, нравоучениях родителей, к которым ребенок перестает прислушиваться, не воспринимает, «пропускает мимо ушей». Не нарисованны ноги – отсутствие или плохо сформированная опора.

Отсутствие рук или не прорисованные кисти означают, что страдает коммуникативность, общение с родителями, сверстниками, либо ребенок не находит общего языка в школе. Если в рисунке голова резко превалирует над телом – это означает, что ребенок больше думает (рационалист), чем чувствует.

Обычно в детских рисунках отражается отношение ребенка к самому себе, окружающему миру и ко всему происходящему вокруг. При этом самые главные предметы изображаются яркими и крупными, и это нарушает реальные пропорции.

Малыш может нарисовать себя больше дома, потому что он рисует СЕБЯ, или сделать любимого щенка ростом с папу… Как вы уже успели заметить, не только приятные персонажи становятся самыми заметными на рисунке.

Обычно большими и яркими рисуются переживания, малыш помогает себе справиться с новыми или непростыми событиями жизни. Обычно это проявляется в повторяющихся сюжетах или формах.

Так, дети, чувствующие себя неуверенно в изменчивом и непостоянном мире взрослых, создают упорядоченные рисунки, напоминающие схемы метро, системы водопроводов с кранами, географические карты.

Дети, пережившие сильный испуг, повторяют страшные фрагменты из рисунка в рисунок, изображая напугавший их пожар, собаку или машину. Чаще всего волнующая тема постепенно сходит на “нет”, и у малыша появляются новые сюжеты для рисования.

Однако, если один и тот же эпизод повторяется и становится навязчивым (например, ребенок рисует его в течение двух или больше недель), взрослым стоит обратить на это внимание и, возможно, обратиться за помощью к детскому психологу. Многие рисунки помогают малышу разобраться с самим собой.

Так, пока ребенок воспринимает себя (свое тело) как что-то цельное и единое, на его “полотнах” появляется изображение человека, у которого голова и туловище изображается одним предметом, много-много палочек наверху обозначают волосы, а четыре по бокам – руки и ноги.

Со временем изображение человека становится все более реалистичным и вскоре достигает вполне нормальных форм и очертаний.

Как вести себя родителям?

Обязательно показывайте малышу свой интерес к его творчеству, не ограничивайте его правилами и заданными формами. Подписывайте его рисунки, украшайте рамками, устраивайте выставки картин. Помните: то, что никому не нужно и никого не радует, то не вызывает вдохновения.

Если ребенок рисует агрессивные картины, используя преимущественно темные цвета будьте насторожены – у вашего малыша проблемы. Обратите внимание на обстановку в семье, детском саду, школе. Возможно, вам понадобится профессиональная помощь – консультация психолога. Рисуйте для ребенка и вместе с ним, иллюстрируйте придуманные вместе сказки или истории.

Если вам кажется, что малышу не нравится рисовать, причина, возможно, скрывается в вашем отношении к его творчеству. Может быть, вы многого требуете от него или ждете совершенства там, где он может предложить только непосредственность или спонтанность? Не переживайте, если из вашего ребенка не вырос великий художник.

Главное, что рисование помогло ему развить воображение, научило фантазировать и управлять своими желаниями, заглянуть в свой внутренний мир, перебороть страх и сомнения, жить в согласии самим собой и окружающими.

Гульжан Рустемова Консультант Владимир Стеблянко, психолог центра медицинских и психологических проблем, президент ассоциации психологов РК
Журнал “Кенгуру” № 42

Источник: http://detki.kz/kids/edu/risunok

MyMedico
Добавить комментарий