Почему ребенок боится глотать?

Содержание

Дисфагия у детей: причины, симптомы, лечение, почему ребенок плохо глотает

Почему ребенок боится глотать?

Дисфагия – патологический процесс, характеризующийся нарушением глотания. В литературе, этот процесс описывается как затруднения проглатывания твердой и мягкой пищи. Стоит понимать, что это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие.

Нарушения могут встречаться как у взрослых, так и у детей, причем у последних дисфагия имеет свои особенности течения, последствий и осложнения.

Каковы основные причины дисфагии, может ли она указывать на серьезные заболевания? Как диагностировать дисфагию и какое лечение предлагает современная медицина?

1. Механизм акта глотания 2. Виды дисфагии 3. Причины дисфагии у детей – ДЦП – Атетоз или гиперкинез – Различные болезни – Наследственность и врожденные дефекты – Увеличение щитовидной железы – Последствия хирургического вмешательства – Онкологические заболевания 4. Как проявляется дисфагия у детей? 5. Необходимые диагностические меры 6. Как лечат дисфагию? 7. Чем опасна дисфагия для детей?

Механизм акта глотания

Акт глотания – процесс сложный, хоть и кажется нам как само собой разумеющееся. Вначале, ребенок пережевывает пищу, измельчает ее, для более легкого проглатывания.

Во время этого процесса стимулируется слюноотделение и выработка желудочного сока. Слюна смачивает каждый кусочек пищи, способствует формированию пищевого комка.

При помощи слаженной работы языка и щек пища проталкивается к корню языка.

На его поверхности расположена рефлекторная зона. При ее затрагивании запускается рефлекс – пищевой комок проглатывается и продвигается в глотку.

Одновременно с этим начинает двигаться мягкое небо, отделяющее полость носа от глотки, также сокращаются мышцы, которые приподнимают гортань – это необходимо для того, что бы пищевой комок попал в то «горло», а не направился в гортань, бронхи и легкие.

Как только в глотке было создано нужное давление, открывается пищевод, пища начинает свое движение к желудку. Кольцевые мышцы пищевода и их попеременное сокращение обеспечивают продвижение пищевого комка и созданию области пониженного давления.

Обратите внимание

Несмотря на всю сложность процесса, сознательно происходит только пережевывание пищи и ее проталкивание к корню языка. В остальном, процесс бессознательный, и поддается контролю нервной системы и глоточно-пищеводным структурам.

Если говорить о дисфагии, то для нее характерно нарушение именно этапов, которые не поддаются сознательному контролю, что может проявляться в следующем:

  • обратное забрасывание пищевого комка из глотки в полость рта;
  • появление боли в центре грудины, можно сказать по ходу продвижения пищевого комка;
  • формируется «ком» в горле, дети ощущают, как у них застрял пищевой комок.

Виды дисфагии

В клинической практике выделяют несколько видов дисфагии, которые можно условно квалифицировать по его локализации:

  • ротоглоточный или орофарингеальный. Этот вид дисфагии характеризуется затруднением перехода пищевого комка из глотки в пищевод. Основные причины сводятся к различным мышечным патологиям или нарушения в работе нервной системы;
  • пищеводный или эзофагеальный, когда происходит перекрывание просвета пищевода или нарушается двигательная способность его мышц;
  • несогласованность сокращений круговых волокон верхнего пищевого сфинктера;
  • дисфагия, которая связана с передавливанием пищевода сосудами, что формируется при их патологии.

Кроме видов дисфагии, выделяются еще и степени тяжести, коих 4:

  • отсутствие возможности проглотить лишь некоторые виды твердой пищи;
  • проглатывание твердой пищи затрудненно, с мягкой, полужидкой – проблем не возникает;
  • остается возможность проглотить только жидкий вид пищи;
  • проглотить что-либо вообще нет никакой возможности.

Причины дисфагии у детей

Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

ДЦП

ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.

Атетоз или гиперкинез

Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.

Различные болезни

К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.

Наследственность и врожденные дефекты

В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность.

Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития.

Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.

Увеличение щитовидной железы

Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.

Последствия хирургического вмешательства

Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.

Онкологические заболевания

Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.

Как проявляется дисфагия у детей?

Чем младше ребенок, тем труднее диагностировать у него проблемы глотания, да и любые другие заболевания. Дети старшего возраста могут объяснить и рассказать родителям о беспокоящих симптомах. Но даже младенцы пытаются рассказать о своем состоянии единственным доступным способом – плачем.

Родители и доктора могут диагностировать дисфагию по некоторым признакам:

  • мать должна наблюдать за малышом во время кормления грудью или из бутылочки. При дисфагии малыши длительно держат грудь губами, но не глотают материнское молоко, так как этот процесс связан с неприятными и даже болевыми ощущениями. Дети постоянно капризничают и плачут, несмотря на боль при глотании, кушать все равно хочется;
  • появление в полости носа грудного молока или смеси – также тревожный симптом, который можно объяснить нарушением нормального акта глотания;
  • при попадании еды в трахею развивается кашель. Если кроха часто кашляет при кормлении необходимо обратиться за помощью к специалистам;
  • необычная поза или поворот головы во время кормления малыша также будет требовать консультации со специалистом. Стоит напомнить, что спровоцировать дисфагию могут сбои в работе нервной системы, а состояние мышц напрямую с этим связаны;
  • проблемы с формированием речи. Этот признак чаще заметен у детей старшего возраста. Если родители начали замечать подобную проблему, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту;
  • дисфагия у детей после 5-6 лет связана не только с дискомфортом при глотании, но и с общим недомоганием. Такие дети отстают в школе, склонны к простудным заболеваниям. Из-за нарушения глотания страдает аппетит, формируется дефицит массы тела.

Важно

Отдельного внимания заслуживает так называемая нервная (функциональная) дисфагия, связанная не только с болезнями нервной системы, но и с особой впечатлительностью детской психики. Дисфагия нередко начинается с пережитого сильного стресса или фобии. Пережитые события становятся причиной невроза, и лечение не может проходить без участия психотерапевта.

Необходимые диагностические меры

Для подтверждения диагноза необходим целый комплекс исследований, при участии сразу нескольких специалистов. Первое, с чего начинается диагностика – опрос и осмотр маленького пациента.

При подтверждении предварительного диагноза, деткам назначают проведение контрастного рентгенологического исследования. В качестве контраста используют барий.

Этот визуальный метод исследования позволяет обнаружить возможные опухоли, наличие язв глотки и пищевода.

Несмотря на всю информативность рентгенографии, этого недостаточно. В обязательном порядке необходимо назначение эндоскопического исследования, УЗИ щитовидной железы, МРТ головного мозга.

В процесс диагностики и дальнейшего лечения привлекаются и другие специалисты: невропатолог, ЛОР, эндокринолог, гастроэнтеролог и др.

Как лечат дисфагию?

Только после подтверждения диагноза в индивидуальном порядке разрабатывается план лечения, которое проводят в стационаре под присмотром докторов. За счет того, что причины дисфагии могут быть более чем разнообразными, следовательно, лечение будет направлено именно на ее устранение.

Для примера: диагностированная опухоль, будет требовать соответствующего лечения: хирургическое вмешательство, химио-, лучевая терапия. Если же дисфагия спровоцирована воспалительными заболеваниями ротоглотки, назначаются медикаментозная терапия: противовоспалительные и антибиотики. В диагностировании функциональной дисфагии в обязательном порядке участвует психотерапевт.

Кроме лечения дисфагии, которое направлено на устранение причины, в обязательном порядке маленькому пациенту назначают диету. Несмотря на то, что дети могут беспроблемно проглатывать жидкую пищу, есть список продуктов, способных усугубить течение дисфагии. К их числу можно отнести:

  • быстрые углеводы;
  • крепкий чай или даже кофе;
  • лимонады, газированные напитки;
  • некоторые виды цитрусов;
  • жаренное и копченое.

Обратите внимание

Такие продукты питания могут стать причиной увеличения внутрижелудочного давления и простимулировать кислотообразующую функцию желудка, что и становится причиной нарушенного глотания.

Дисфагия опасна своими острыми симптомами: во время приема пищи кусочки пищи могут направляться в дыхательные пути и ребенок может поперхнуться и начать задыхаться. Родители должны уметь правильно оказать первую помощь. Во избежание несчастных случаев, лечение должно проводиться в стационаре, где доктора смогут своевременно и правильно оказать первую помощь.

Важно

В запущенных случаях, кормление ребенка может осуществляться при помощи специальной трубки.

Чем опасна дисфагия для детей?

Дисфагия у детей – опасное состояние, особенно если не было начато своевременное лечение и произошло запускание самой дисфагии, и причины, которая спровоцировала ее появление.

Если запустить затрудненное глотание, оно может стать причиной серьезных осложнений. Есть большой риск воспаления пищевода, который может переходить в хроническую форму. Такая форма воспаления – фактор риска для формирования опухолевых процессов, причем не только в пищеводе, но и в других органах.

Важно

Если у ребенка нет возможности нормально глотать пищу, то он может совершенно отказаться от ее употребления, что грозит развитием анорексии. А, как известно, это состояние уже угрожает здоровью и даже жизни. Отказ от приема пищи – это стресс для детского организма.

Доктора напоминают, что дисфагию и ее причину необходимо своевременно диагностировать, и составить эффективный план лечения.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

3,929  2 

(98 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/disfagiya-u-detej-prichiny-i-sposoby-lecheniya/

Что такое фагофобия и как ее преодолеть

Почему ребенок боится глотать?

Фагофобия – одна из фобий для человеческого организма, проявляющаяся как боязнь глотать пищу или жидкость.

Страх подавиться едой называется фагофобия

Основные характеристики фагофобии – постоянность и навязчивость. причина – боязнь подавиться и получить удушье. Человек не может нормально употреблять пищу. Появляются проблемы с пищеварением и желудочно-кишечным трактом. Благодаря развитию медицины от этой фобии можно избавиться.

Причины фагофобии

Недостаток кислорода как следствие механического удушья – одна из причин, почему возникает фагофобия.

Другие причины появления страха подавиться:

  1. Генетическая предрасположенность. Появляются негативные ассоциации, из-за которых укореняется страх глотать еду. Такие нервные потоки могут передаваться по наследству.
  2. Темперамент. От него зависят врожденные свойства нервной системы. Пессимисты, мнительные и тревожные люди больше всего подвержены фагофобии.
  3. Дефицит нейромедиаторов в головном мозге. Они способны спровоцировать негативные потоки и вызвать боязнь глотать пищу.
  4. Детская травма возникает у ребенка, которого заставляли есть нелюбимую пищу. Ассоциируется с отвращением и тошнотой.
  5. Визуальное восприятие. Иногда человек за просмотром фильма употребляет пищу и во время внезапных сцен может поперхнуться.

Фагофобия заставляет полностью менять рацион питания. Больной отказывается употреблять крупные продукты. Предпочитает мелконарезанную, рубленую или жидкую пищу

Человек будет избегать такие продукты:

  • хлебобулочные изделия из-за наличия мелких крошек;
  • рыбу из-за наличия мелких костей;
  • отдельные мясные блюда из-за наличия костей;
  • фрукты (арбуз, тыкву, дыню, персик, нектарин) и ягоды (черешни, вишни) и т.д.

У большинства людей на ранней стадии отсутствует страх употребления жидкости.

Фагофобия опасна своими последствиями. Из-за нее человек болеет анорексией и кибофобией (боязнь еды и ее приема), чувствует упадок сил и отсутствие жизненной энергии.

Тот, кто болеет фагофобией, боится настраивать новые социальные контакты или поддерживать старые. Он считает, что никто не сможет принять его странное поведение.

Больной перестает посещать общественные места и мероприятия с большим скоплением людей. Игнорирует приглашения в заведения общепита, на семейный ужин. Сам себе составляет индивидуальное «жидкое» меню, что занимает много времени.

Такой личности сложно пойти на контакт с деловыми партнерами, коллегами, поддерживать отношения с родственниками, друзьями, любимым человеком. Как следствие, возникает депрессия, пропадает желание развиваться, нет интереса к ранее любимым вещам.

Симптомы фагофобии

На начальной стадии несложно определить наличие фагофобии. Человек боится поперхнуться собственной слюной, твердой пищей, жидкостью, но в силах преодолеть страх.

Данное расстройство сопровождается симптомами:

  • учащенным сердцебиением;
  • внутренней дрожью;
  • головокружением;
  • частым и быстрым, затрудненным дыханием;
  • усилением потоотделения;
  • нервозностью;
  • суетливостью;
  • постоянной раздражённостью;
  • ощущением мышечной слабости;
  • дезориентацией;
  • нарушением режима сна и т.д.

Больной фагофобией очень долго и тщательно пережёвывает пищу. Акт глотания происходит, когда пища по густоте равна слюне.

Перед приемом пищи каждый продукт проходит проверку на наличие запретных и опасных компонентов. Человек, удостоверившись в качестве, покупает продукцию определенных производителей, зная состав каждого блюда.

Фагофоб очень долго пережевывает пищу

Страх подавиться таблеткой

Некоторые фагофобы боятся глотать таблетки. Это связано с их внешним видом. Проглатывание твердых предметов противоестественно.

У людей с этим расстройством процесс глотания вызывает панику и ужас. Ученые разработали несколько действенных способов употреблять таблетки без опаски подавиться.

Способы глотания лекарств при фагофобии:

  1. Таблетки. Возьмите бутылку с водой и необходимую пилюлю. Расположите ее на языке. Губы плотно прижмите к горлышку бутылки. Голову запрокиньте назад и выпейте воду. Ее количество неограниченное. В ходе исследования ученые увидели, что большинству людей достаточно 20 мл жидкости.
  2. Капсулы. Плотность капсулы меньше, чем воды, ее проще проглотить. Выпейте воду вместе с капсулой.

Те, кто сумел справиться с расстройством, советуют дробить таблетки до состояния порошка и употреблять с водой.

Капсулу рекомендуют замочить в стакане воды на 3-5 минут. Оболочка станет мягче и будет легко проглатываться. Один из способов – смешать содержимое капсулы с небольшими кусочками банана.

Многие фагофобы боятся подавиться таблеткой

Лечение фагофобии

Лечение расстройства необходимо для возобновления нормальной деятельности организма. Нужно пройти обследование у невропатолога и психиатра. Важно нормализовать питание, наладить процессы пищеварения, обмена веществ.

Этапы лечения

Консультация. Врач рассказывает пациенту о строении системы пищеварения и основных процессах в ней, отвечая на вопросы:

  • как двигается пища от гортани к желудку;
  • почему может возникнуть удушье;
  • каковы последствия неудачного акта глотания;
  • почему необходимо лечение и как быстро будут первые результаты.

Необходимо уделить внимание теме о безопасном глотании твердой пищи. Важно рассказать, как действовать в случае, если подавился сам или кто-то рядом.

  1. Психотерапевтическая работа с пациентом. Выясняются детские страхи и травмы, негативный опыт, переживания. Одновременно клиенту предлагается пробовать снова принимать пищу в твердом виде. Делается это постепенно, без спешки.
  2. Медикаментозное лечение. Учитываются особенности организма и психического состояния больного. Назначаются лекарства.

Завершающий этап является успешным, если врач вылечил пациента. Средний срок лечения – 3 месяца.

Психолог поможет выявить причину страха

Методики лечения

В зависимости от стадии фобии применяют разные методики, основанные на психотерапии. Основные среди них — нейролингвистическое программирование и когнитивно-поведенческая терапия. Необходимо сформировать адекватное восприятие состояния пациента и симптомов проявления фобии.

Нейролингвистическое программирование

Давно используется для лечения фобий, в том числе и боязни глотать пищу. Состоит из 5 компонентов: симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты. Последовательность лечения:

  1. Собрать информацию о симптомах болезни. Обсудить их с пациентом, выяснить причины.
  2. Помочь клиенту поставить цели. Нужно спросить, что он ожидает от лечения и как будет действовать после его окончания.
  3. Анализ целей. Если человек настроен позитивно, дополнительно мотивировать его.
  4. Бороться самому с собой сложно. Разговор с пациентом о необходимых ресурсах для устранения фобии.

Такая терапия позволяет дать базовую информацию для назначения схемы лечения.

Анализ помогает пациенту увидеть суть проблемы и возможные пути ее решения. Бывает, что для полного выздоровления хватает 2-3 сеансов.

Нейролингвистическое программирование — эффективный метод лечения фобий

Когнитивно-поведенческая терапия

Методика утверждена ВОЗ и является одной из самых эффективных. Суть лечения – определить и устранить негативные мысли. В процессе терапии даются ответы на вопросы:

  • кто сказал, что так будет плохо;
  • почему тебе это не нравится;
  • кто решил, что это будет длиться вечно и т.д.

Главное, чтобы клиент сам отвечал. Задача врача – задавать правильное направление. В результате человек должен изменить негативное мышление на позитивное.

Методика помогает устранить вымышленные убеждения. Человек учится самостоятельно определять и отвергать негатив, выявлять ошибочные мысли, из-за которых возникает чувство тревоги.

Первый этап лечения — консультации, второй — применение услышанного на практике.

Медикаментозное лечение

Оптимальное решение — соединить медикаментозное лечение и психотерапию.

  1. Антидепрессанты отлично подойдут препараты класса СИОЗС. Они стабилизируют душевное состояние, нормализуют эмоциональный фон, улучшают настроение, положительно влияют на аффективную сферу.
  1. Анксиолитики подавляют стресс, устраняют тревогу. Снимают эмоциональное напряжение и беспокойство. Не вызывают зависимости.
  1. Антиконвульсанты. У них отсутствуют побочные эффекты.Лечение не занимает много времени.

Заключение

Фагофобия – страх глотать пищу или подавиться ей. Возникает из-за детских психологических травм, боязни удушья. Основной симптом – человек отказывается от твердой пищи и все измельчает до состояния жидкости или пюре.

Фобия лечится на основе психотерапии. Эффективные методы — нейролингвистическое программирование и когнитивно-поведенческая терапия. Важно обратиться к невропатологу и психиатру на начальной стадии, чтобы предотвратить развитие фагофобии.

Источник: https://urazuma.ru/strahi-fobii/fagofobiya-kak-izbavitsya.html

Как научить ребенка глотать

Почему ребенок боится глотать?

Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.

Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.

Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.

Особенности процесса глотания

Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.

В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до прорезывания зубов. С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.

На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.

Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание.

Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи.

Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.

Почему отсутствует соматическое глотание

Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:

  • чрезмерно затянулся период сосания соски;
  • не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
  • зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
  • уздечка языка короткая и неэластичная;
  • привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.

К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.

Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.

Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.

Ход лечения

Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.

Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.

Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что жевать и глотать.

Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.

Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:

  • Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
  • Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
  • Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
  • Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
  • Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
  • Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
  • Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.

Приучаем глотать:

  1. Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
  2. Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
  3. Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
  4. Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.

Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.

Приучаем глотать таблетки

Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.

Тренироваться рекомендуется на витаминах. При этом обязательно объясните, что лекарство могут давать только взрослые, самостоятельно нельзя брать даже витамины.

Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:

  • объясните ему последовательность действий;
  • дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
  • попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
  • дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.

Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул. Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык.

data-matched-content-rows-num=”9, 3″ data-matched-content-columns-num=”1, 2″ data-matched-content-ui-type=”image_stacked”

Источник: http://vskormi.ru/children/kak-nauchit-rebenka-glotat/

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу и глотать её: советы Комаровского и других специалистов + фото и видео

Почему ребенок боится глотать?

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью.

Процесс «научения» запускается с введением прикорма.

Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания.

В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды.

Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж.

Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц.

Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Опыт родителей

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка.

Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

  • Наталия Волобуева
  • Распечатать

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/17609.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.