Осталась одна с ребенком: проблемы неполных семей

Содержание
  1. Неполная семья: как преодолеть трудности в воспитании ребенка
  2. Основное понятие
  3. Классификация проблем
  4. Современные причины
  5. Типы
  6. Особенности воспитания
  7. С какими проблемами сталкивается неполная семья
  8. Советы одиноким родителям
  9. Неполная семья: социально-экономические проблемы
  10. Определение, причины неполной семьи
  11. Причины неполных семей
  12. Проблемы неполных семей
  13. Психологические проблемы
  14. Проблема создания новой семьи
  15. Проблемы детей
  16. Проблема взаимоотношения детей
  17. Проблемы неполной семьи
  18. Особенности неполных семей
  19. Воспитание в неполной семье
  20. Неполная семья
  21. Что такое неполная семья
  22. Взгляд психолога: основные проблемы в неполной семье
  23. С отсутствием второго родителя обычно связан ряд проблем:
  24. Как справиться со сложностями
  25. Проблемы воспитания детей в неполных семьях, особенности развития ребенка
  26. Ребенок в неполной семье: в зоне риска
  27. Почему неполная семья — неблагополучная?
  28. Системный взгляд на воспитание ребенка в неполной семье
  29. Мать и дитя — одно целое
  30. Психический инвалид в полной семье
  31. Ребенок в неполной семье: растим и развиваем достойного члена общества

Неполная семья: как преодолеть трудности в воспитании ребенка

Осталась одна с ребенком: проблемы неполных семей

РАЗВОДис.РУ Развод Развод и дети

Статистика неумолима: за последние годы количество неполных семей увеличилось. Подобное явление – следствие многих факторов, проблем и различных жизненных ситуаций.

Основное понятие

Неполная семья – это группа родственников, где ответственность за воспитание несовершеннолетнего ребенка несет один родитель (девушка или мужчина). Социологи также относят сюда семьи с отсутствующей системой отношений. А именно между матерью/отцом, отцом/детьми, бабушками/дедушками – с детьми.

Классификация проблем

Проблемы неполных семей различны. Поэтому невозможно относить такие «ячейки общества» к одной группе. То, что характерно для одной семьи, совершенно неприменимо к другой. Социологи классифицируют их по различным признакам:

  • Пол родителя: может отсутствовать мать или отец;
  • Причина образования неполной семьи;
  • Структура (зависит от количества детей, проживающих вместе родственников). При совместном проживании на одной жилплощади прочих родственников, имеет место расширенная неполная семья. При наличии большого числа родных семья остается неполной, если в среднем поколении нет семейной пары.

Современные причины

Неполная семья образуется по следующим причинам:

  • Расторжение брака. Сегодня разведенная женщина с ребенком – не редкость. По статистике, на каждые 10 браков приходится 4 бракоразводных процесса;
  • Смерть родителя. К естественным смертям относят утрату одного из супругов по причине длительной болезни или старости. Другие причины – несчастный случай, наличие пагубных пристрастий или внезапно возникшей неизлечимой болезни;
  • Внебрачное рождение малыша. Тенденция к так называемым гражданским бракам ведет к неблагополучию в обществе. Каждая девушка, соглашающаяся на подобные отношения, должна понимать, что как потенциальная мать она остается беззащитна. Ничто не заставит отца ребенка признать отцовство и не обяжет его помогать материально. Рождению вне брака способствует также решение матери воспитывать детей самостоятельно.

Типы

Неполные семьи также возможно разделить по типу в зависимости от причины образования:

  • Внебрачные;
  • Разведенные;
  • Распавшиеся;
  • Осиротевшие.

Особенности воспитания

Неполные семьи не всегда бывают неблагополучными. Родитель, самостоятельно воспитывающий своего малыша, одновременно выполняет несколько функций: решение материальных и бытовых проблем, борьба с нехваткой возникшего воспитательного влияния.

Если неполная семья возникла по причине потери матери или отца, особое внимание стоит уделить психологическому аспекту: переживание и горечь утраты может нанести непоправимую травму психике ребенка. Оставшийся в живых родитель (мужчина или девушка) несет колоссальный груз ответственности.

Его задачей является не только ограждение чада от негативных эмоций, но и защита себя от возможных последствий потери любимого человека, часто заключающихся в пагубных пристрастиях.

Психологическая помощь в таких ситуациях особенно необходима, а поддержка родственников – бесценна.

Неполные семьи, образовавшиеся в результате развода, заслуживают отдельного внимания. Обычно дети остаются с матерью. Обиженная на бывшего мужа мать способна сформировать у ребенка неправильный образ отца.

Другой стороной медали становятся семьи, в которых дети воспитываются в атмосфере чрезмерной опеки и ласки.

Несложно догадаться, как могут отразиться такие методы воспитания на детской психике, какие последствия иметь в будущем.

С какими проблемами сталкивается неполная семья

Проблем у семей с отсутствующим родителем предостаточно. Их можно разделить на три группы:

  • Социально-экономические. Обычно неполная семья представлена отсутствием отца. Мать ребенка, оставшись без поддержки мужа, испытывает ряд трудностей, включая малообеспеченность. Особую тяжесть от своего положения претерпевает многодетная мать, вынужденная не только успевать по хозяйству и в воспитании, но и в обеспечении пропитания. Мать нуждается в наличии высокооплачиваемой, близкорасположенной от места проживания работе, желательно со свободным графиком, отсутствием командировок и ночных смен. Однако подобные условия трудоустройства найти очень сложно. Остается надеяться лишь на помощь родственников. По статистике девушка в 20% случаев остается без какой-либо материальной поддержки. Одинокая мать может рассчитывать только на государственные компенсации и льготы, а в случае развода – на алименты от бывшего мужа. Жилищный вопрос – еще один аспект. При расторжении брака, бывшие супруги зачастую не могут договориться о размене жилплощади. Нередки случаи, когда разведенные мать и отец вынуждены жить вместе. Такая ситуация еще больше обостряет отношения между бывшими супругами и ведет к нервно-психическому истощению детей. Нередко мать сдается, оставляя квартиру будущему мужу и удаляясь с малышом к своим родителям;
  • Социально-психологические. Не каждая девушка-мать способна воспитать в одиночестве ребенка гармонично и полноценно, особенно если семья многодетная. Дети могут испытывать угнетение и чувство неполноценности. Одновременно с этим мать может сформировать у него неправильные взгляды на отношения полов, взрастить ненависть по отношению к мужчине. В результате появления чувства вины, девушка может окружить детей гиперопекой. Но, также может быть обратная реакция. Вымещая обиду за развод на малыша, девушка может спровоцировать возникновение конфликтов между ним и собой. Также одинокая девушка или мужчина имеет трудности в полоролевом воспитании малышей. Для формирования у ребенка правильного восприятия жизненных ситуаций необходимо наличие обоих родителей;
  • Медицинские. Качество здоровья детей в неполной семье – еще одна проблема. Девушка, самостоятельно воспитывающая малыша, изначально заботится о материальном обеспечении семьи. Поэтому не всегда уделяет должного внимания здоровью сына или дочери. А мужчина обычно просто не имеет опыта и знаний, чтобы своевременно оказать помощь малышу при возникновении болезни. Также многодетная неполная семья нередко становится свидетелем наличия пагубных пристрастий у одинокого родителя.

Советы одиноким родителям

Соцработники советуют придерживаться некоторых правил:

  • Независимо от того, кто занимается воспитанием – девушка или мужчина, между ребенком и родителем должен быть постоянный контакт. Необходимо чаще говорить по душам, уметь слушать и делиться проблемами и переживаниями. Многодетная семья – не повод отстраняться. Как бы ни было трудно, внимания, теплоты и ласки должно хватать на всех;
  • Любое достижение ребенка должно отмечаться похвалой. Не стоит ругать малыша по пустякам, наказание – не самый лучший метод воздействия;
  • Многодетная семья с разновозрастными детьми не является поводом возлагать на старшего из детей функции отсутствующего родителя.

Девушка, особенно многодетная, обязана уделять особое внимание социальным связям в семье.

При выборе партнера следует учитывать, какой пример он может показать детям.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://razvodis.ru/razvod/deti/trudnosti-i-pregrady-v-nepolnoj-seme-sovety-roditelyam.html

Неполная семья: социально-экономические проблемы

Осталась одна с ребенком: проблемы неполных семей

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.

Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.

Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей.

Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно.

Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины.

Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.

Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации.

Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком.

Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание.

Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

Причины неполных семей

Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.

Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери.

Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.

Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы

Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.

Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

Проблема воспитания и социализации детей.

Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).

Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).

В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс.

Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга.

Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей

Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами.

Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания.

Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Медицинские проблемы.

Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела.

Каждый 2-й ребенок рождается с аномалиейразвития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).

В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.

Источник: https://azbyka.ru/deti/nepolnaya-semya-socialno-ehkonomicheskie-problemy

Проблемы неполной семьи

Осталась одна с ребенком: проблемы неполных семей

Владимир Мананников

Неполная семья – трагедия, с которой можно справиться. Считается, что неполная семья это семья без отца, хотя бывают и обратные ситуации.

Порой отец вынужден героически, в одиночку воспитывать одного или нескольких детей без женской поддержки. И все-таки более 90% неполных семей – материнские.

Выделяют четыре вида неполных семей:

1. Внебрачную. Ребенок может родиться вне брака, причем некоторые женщины сознательно становятся матерями-одиночками и ничуть о том не жалеют.

2. Осиротевшую. Один из супругов умер.

3. Разведенную. В случае развода официального.

4. Распавшуюся. Когда люди по паспорту еще женаты, а на деле живут раздельно.

Особенности неполных семей

Отчасти особенности неполных семей заключаются в нервной, напряженной атмосфере. Женщина раздосадована тем, что лишилась личной жизни, обижена на мужчину. Она может часто плакать и кричать.

В ее поведении с ребенком заметны две крайности – либо чрезмерная забота о пострадавшей стороне («залюбить до смерти»), либо террор на ровном месте (ведь ребенок весьма похож на обидчика или даже стал поводом для расставания).

Мало того, что единственному родителю приходится на себе тащить весь быт и семейный бюджет, особо не рассчитывая на алименты и поддержку от сбежавшей стороны, так еще и воспитывать приходится за двоих. И за маму, и за папу.

проблема неполной семьи – половое воспитание: не так-то просто женщине вырастить настоящего мужчину! И порой ребенок в неполной семье, взрослея, склоняется к гомосексуальной ориентации или же имеет проблемы с личной жизнью.

Девочки же превращаются в яростных феминисток с молотком в руках. Понятно, что женщина может и лампочку вкрутить, и телевизор починить, и засор устранить, но в полноценной семье этим занимается муж.

А потом юные леди, привыкшие, что мама делает все сама, стремятся к самостоятельности, не могут найти себе место в замужестве и часто не доверяют супругам мужские дела.

Роли в семье, понимание ее целостности, модель отношений «муж и жена» – все это остается за кадром в одиноких парах «мать и дитя».

Впрочем, еще неизвестно, что хуже – неполная семья, избавившаяся от балласта из нелюбви и неприятных эмоций, или же полная семья, которая продолжает жить вместе только ради отпрысков.

Конфликты, возникающие во втором варианте, постоянные ссоры и недомолвки создают нездоровый климат для взращивания полноценной маленькой личности.

Гораздо важнее, как распалась семья, и что предприняли оба супруга. Опустим ситуации, когда единственный родитель – вдовец, или же малыш сразу родился вне брака.

Представим себе развод – он был спокойным и адекватным? Ребенку объяснили, что не он причина распада, и его любят?

Продолжает ли отец видеться с ребенком, звонит ли ему, помогает ли финансово, делает ли подарки? Говорит ли мать об отце хорошее, а отец – о матери? Проводят ли они хоть иногда время всей семьей? Чем больше ответов «Да», тем выше шансы, что малыш стойко переживет родительское расставание.

Воспитание в неполной семье

Как воспитывать ребенка в неполной семье: что делать, если вы остались с ребенком одна?

1. Говорите хорошие вещи об отце, что бы вы о нем ни думали на самом деле. Малышу важен положительный образ папы.

2. Объясняйте проблему, говорите о ней всегда, когда у ребенка возникло такое желание. Не отмалчивайтесь, даже очень маленькие дети все понимают и терзаются.

3. Не шантажируйте мужа ребенком. Некоторые хитрые особы, пытаясь вернуть загулявшегося супруга, угрожают, что не дадут увидеться с сыном или дочкой, не пускают на порог, отключают телефон. Не запрещайте контакты, а всячески поощряйте их.

4. Старайтесь сохранить позитивное отношение, не закрывайтесь от мира, занимайтесь собой, общайтесь с друзьями. Ваша кислая мина ничего полезного не принесет, на разводе жизнь не заканчивается. Многие женщины решаются на  повторный брак и живут счастливо!

5. Не скидывайте дитя на бабушку. Проще простого отправить кроху на месяц-другой в деревню, а самой зализывать душевные раны. А фактически вы бросите его в неизвестности, и он разом лишится не одного, а двух родителей. Сильнейший стресс гарантирован.

6. Если вы растите сына, то обеспечьте его примерами мужского поведения на ближайших родственниках и друзьях. Чаще проводите время в мужских компаниях, попросите своего брата или друга пообщаться с сыном по-мужски.

7. Если у вас дочь, помогите ей стать женственной и хозяйственной, познать важность социальных ролей. Пускай она не видит вас с отверткой или дрелью, даже для мелкого ремонта приглашайте мастеров или соседей.

Источник: https://dobro.pw/problemy-nepolnoj-semi/

Неполная семья

Осталась одна с ребенком: проблемы неполных семей

Арина Покровская, психолог, правозащитник:

Что такое неполная семья

За последнее время в нашем обществе многое изменилось, в том числе семья и ее формы. Возросло число детей, рожденных вне брака, увеличилось количество разводов. Как следствие, привычны стали так называемые неполные семьи.

Неполные семьи – это та категория семей, где одинокий родитель проживает с ребенком или детьми несовершеннолетнего возраста и несет за детей основную ответственность: моральную и материальную.

Взгляд психолога: основные проблемы в неполной семье

В России неполные семьи в подавляющем большинстве – это мамы с детьми. Случаи, когда с несовершеннолетними детьми остаются отцы, пока единичны. Тем не менее проблемы в неполных семьях обоих видов бывают схожими.

сложность заключается в том, что у ребенка, рожденного от двоих родителей и предназначенного самой природой к тому, чтобы набираться опыта от двоих, один родитель находится «вне зоны доступа».

И если мы берем семью – хотя и неполную формально, но такую, где второй родитель близко, «на подхвате», поддерживает ребенка морально и материально, видится часто с ним и отношения в порядке, – то с этой семьей, скорее всего, все хорошо, и у нее не больше трудностей, чем у любой полной.

Мы поговорим о сложностях в действительно неполной семье.

С отсутствием второго родителя обычно связан ряд проблем:

– Внешнее восприятие семьи: адресованные ребенку вопросы «Где твой папа?», «Почему мама не живет с вами?» и пр., при случае брошенное одинокому родителю «ну конечно, ребенок-то без матери растет» или «безотцовщина, чего от него ждать».

– Внутреннее ощущение неполноценности семьи: для взрослого это часто нехватка поддержки и чувство одиночества, переживания по поводу возможных отношений с новым партнером, мысли типа «что я могу дать ребенку одна» и пр.

Для ребенка это может быть заниженная самооценка,  постоянные мысли о том, что «со мной что-то не так, раз мама меня бросила», «папа ушел от нас, и теперь он плохой, а я похож на него и скучаю, значит, я тоже плохой»…

– Усталость одинокого родителя: моральная и физическая, нехватка денег, времени и иных ресурсов. Это взаимосвязано с психикой и может становиться как причиной, так и следствием психологических проблем.

Как справиться со сложностями

Направляя взгляд именно на семью (пусть и названную неполной) как на целое и не фокусируясь отдельно на проблемах ребенка или одинокого родителя, можно выделить несколько правил, которые позволят уравновесить ситуацию.

1. Потребности взрослого всегда важнее

Сейчас такой подход не в моде, однако это так. Именно на взрослого опирается ребенок или дети, именно взрослый должен быть способен справляться со всеми сложностями неполной семьи и другими. Поэтому в фокусе нашего внимания прежде всего взрослый.

Что можно делать родителю, который остался один с ребенком (или детьми), для себя самого?

Нужно идти от простого к сложному. Сначала постараться удовлетворять основные физиологические потребности – еда, сон, приятная физическая активность.

Стоит усвоить для себя, что это важно не только для родителя, но и для ребенка, – быть надежной опорой и подавать достойный пример.

Вы ведь не хотите, чтобы ваш ребенок вырос и, как и вы, не досыпал, не обращал внимания на свое здоровье и не заботился о себе?

Также нужно замечать и уделять внимание потребностям взрослого в общении, поддержке, в развитии и пр. Так вы не только восполните свои ресурсы и научите тому же ребенка, но и увереннее будете ощущать себя в обществе – в школе, на работе и среди друзей.

2. Делите с ребенком хорошее

Это о том, что можно разделять с ребенком, – например, прогулки в парке, поход на фотовыставку или катание на роликах с друзьями. А также ваше хорошее настроение, интересные мысли и идеи, планы и мечты.

  • Родители, помните, что, пока дети маленькие, это прекрасный шанс снова побывать в собственном детстве и даже его улучшить. Взрослые, не отказывайте себе в удовольствии покататься с горки, на качелях, построить в песочнице роскошный замок или погонять мяч! Это будет не только отличной разрядкой и снятием стресса для вас, но и важным мостиком между вами и ребенком.

Однако не стоит заставлять себя играть в то, что не нравится – это не принесет пользы ни вам ни ребенку.

3. Будьте искренними с ребенком

Не нужно делить с детьми вашу злость на бывшего мужа или страх, что вы не проживете на эту зарплату. Но говорить о причине вашего настроения нужно!

Дети очень чувствительны, но они не экстрасенсы. Если вам плохо, но вы молчите о причинах, ребенок может связать это с собой, а не с зарплатой. А так как он усвоил от вас, что делиться проблемами не надо, то вы можете узнать об этом от него лет через 20, когда он пройдет свою психотерапию.

  • Говорите о себе простыми словами, удерживаясь от обвинений или сарказма в адрес других, без стеснения плачьте или злитесь, но завершайте уверением, что ребенка вы любите и со всем обязательно справитесь. И обниматься – обязательно! Так ребенок поймет, что выражать свои чувства и не умереть от инфаркта в 50 лет – это нормально; принимать себя можно даже если злишься; мир не идеален, но со всем можно справиться и пр.

К тому же от открытой позиции уровень вашего стресса снижается, а доверие ребенка к вам и миру повышается. Ведь вам не приходится изображать каменную маску из серии «Я-же-сказал-что-все-хорошо!» (произносить сквозь зубы). А ребенку не приходится пытаться в эту маску поверить.

4. Подарите ребенку возможность быть «целым» – разрешите ему помнить и любить отсутствующего родителя

Этот дар для многих выглядит почти роскошным. И потому не таким уж и нужным. «Накормить бы и одеть, пока этот … нехороший человек свою жизнь устраивает!». Тут не до роскоши…

  • Однако помните, что ребенку дали жизнь оба родителя, и каким-то образом в его психике должны ужиться оба. В чем-то ваша дочь или сын будут похожи на вас, а в чем-то – на того самого, который «ушел», «бросил» и даже «пропал без вести»… Вы можете злиться на это, игнорировать или упрекать ребенка: «Весь в отца – никогда тарелки не помоет!», но ребенок не в силах это изменить.

Попробуйте разделить особенности ребенка и вашего «бывшего» или «бывшей». Это два разных человека. Ребенок не отвечает за него, он ваш и любит вас как может. Не заставляйте детей прятать «половину» себя, изворачиваться и страдать, но замечайте лучшее и старайтесь принять все…

Иногда это похоже на долгий и трудный путь, но именно он самый благодарный и именно так расцветают не только дети, но и ваши отношения с ними.

Оригинал

Источник: https://soznatelno.ru/blog/2014/11/14/nepolnaya-semya/

Проблемы воспитания детей в неполных семьях, особенности развития ребенка

Осталась одна с ребенком: проблемы неполных семей

«Ваш ребенок в неполной семье растет и воспитывается — вы понимаете?! А может, он отстает в развитии? И вообще, такие дети часто проблемны! Тем более мальчики! Безотцовщина! Вы нам статистику портить будете… образцовый класс!.. у педагога высшей категории!.. и ваш ребенок из неполной семьи!».

Эти слова звучали больно, резали уши, но еще больнее ранили материнское сердце. Более того, всю эту тираду выдала директор школы, в которую пришли устраивать ребенка в первый класс.

Мало того, что развод стал сильнейшим стрессом, тут еще выясняется, что в неполной семье страдает развитие ребенка, его воспитание не будет качественным и, возможно, вскоре возникнут серьезные проблемы с поведением и учебой.

Так ли это на самом деле? Будет ли ребенок в неполной семье таким «ущербным», как описывает педагог?

Действительно, неполная семья — объект пристального изучения социальной педагогики. Масса учебников, научных работ и статей по педагогике и психологии посвящены вопросам воспитания и развития детей в неполных семьях.

Ребенок в неполной семье: в зоне риска

Неполная семья считается неблагополучной — так пишут в учебниках, так учат педагогов, психологов и других специалистов, которым предстоит работать с детьми и семьями.

Неблагополучные семьи — это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств, полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения, в результате чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучным семьям относятся:

  •  семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;
  •  семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;
  • семьи со стойкими конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;
  • неполные семьи¹.

(¹Шевцов З.М. Основы социально-педагогической деятельности)

Почему неполная семья — неблагополучная?

Этот стереотип сформировался в нашем русском менталитете. Ведь именно мужчина в нашем обществе традиционно считается главой семьи. В обеспечении и воспитании (особенно мальчиков) ему отводится центральная роль, а одинокая женщина с ребенком вызывает жалость и сострадание.

Тогда как в европейских странах и крупных «продвинутых» городах России (Москва, Петербург и др.) этим никого не удивишь: неполных семей больше, чем полных. Причем у ребенка может быть как только мама, так и только папа, а иногда детей воспитывают бабушки.

Для менталитета европейских стран, где права женщин и мужчин уравнены, неполная или однополая семья считаются вариантами нормы. И никто там не задается вопросом о том, что в неполной семье ребенок вырастет «неправильным, неразвитым».

Так как на самом деле? Неужели успехом и залогом гармоничного и правильного воспитания является обязательное наличие двоих родителей — мамы и папы? А воспитание ребенка в неполной семье обречено на провал?

Системный взгляд на воспитание ребенка в неполной семье

Поможет разобраться во всех нюансах и ответить на все возникшие вопросы системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Мать и дитя — одно целое

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана психическое развитие ребенка напрямую зависит от того состояния, в котором находится мать малыша.

Если мама испытывает стресс, психологическое давление или постоянно тревожится, или находится в депрессии, то развитие малыша затормаживается, его поведение становится негармоничным: малыш упрямится, истерит, дерется или ворует.

То есть ребенок считывает состояние матери и страдает независимо от того, полная это семья или неполная.

Существует масса примеров, когда женщины воспитывали детей в одиночку и при этом вырастали полноценные члены общества. Целые поколения детей после Великой Отечественной войны выросли без отцов, которые не вернулись с фронта, и при этом воспитание ребенка в неполной семье не считалось неполноценным или ущемленным.

Как было сказано выше, чтобы воспитание ребенка было гармоничным и полноценным, ему необходимо получать основное базовое состояние — чувство безопасности и защищенности, которое транслирует и передает мама.

Мать, в свою очередь, получает это состояние от отца ребенка — неважно, близко он находится или нет. Родители могут быть в разводе или просто жить порознь (отец постоянно в командировках) — главное, что при этом папа обеспечивает чувство защищенности и безопасности маме.

То есть обеспечивает алиментацию малышу, соблюдает хорошие отношения с мамой, никак не ущемляет ее авторитет в глазах ребенка.

Тогда развитие и воспитание ребенка в неполной семье будет более успешным и эффективным, нежели развитие малыша в полной семье, когда родители ругаются и не могут наладить общий быт.

Что же касается послевоенных лет — тогда функцию передачи женщине чувства безопасности и защищенности взяло на себя государство и общество. Сейчас эта ответственность частично лежит на государстве, но в большей степени — на отце ребенка.

Психический инвалид в полной семье

Как ни прискорбно это отмечать, но порой полная семья как раз может стать причиной того, что ребенок вырастет психически «покалеченным», с комплексами, в нехороших состояниях, с неразвитыми способностями. Ведь немало полных семей, где родители, находясь в плохих состояниях, бьют детей, унижают, ругаются матом.

Если ребенок в семье регулярно наблюдает сцены насилия, видит плохое отношение к одному из родителей (чаще всего к матери), не ощущает себя в безопасности, у него будут наблюдаться задержки психического развития. Терпеть несчастные отношения ради детей — зачастую никому не нужная жертва, которая хуже делает прежде всего ребенку!

Ребенок в неполной семье: растим и развиваем достойного члена общества

У каждого человека есть определенные способности и желания, которые предопределены от рождения. В процессе воспитания важно развивать эти способности и помогать ребенку правильно реализовывать его желания.

Понимать — почему одному важно все доделывать до конца, а другого полезно переключать с одного дела на другое. Почему одному малышу важно оживлять свои игрушки и плакать по любому поводу, а другому — хочется побыть в уединении и тишине.

Именно понимание себя, врожденных свойств своего ребенка создает то самое чувство защищенности и безопасности, которое гарантирует малышу эффективное развитие и благополучную судьбу.

Чтобы вырастить полноценного и счастливого ребенка, независимо от количества членов семьи, приходите на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Первые ощутимые результаты наблюдаются уже после первых бесплатных онлайн-занятий. Регистрируйтесь здесь.

Автор Марина Воронова, психолог 

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Педагогика

23 Фев, 2017 Комментариев: 4 2285
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/pedagogika/rebenok-v-nepolnoj-seme-nepolnocenen-razvenchivaem-mif/

MyMedico
Добавить комментарий