Научите ребенка играть в ассоциации!

Игры на ассоциации

Научите ребенка играть в ассоциации!

:  5 / 5

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они  дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов. Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на  поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.

Условно разделим их на 2 группы:

  1. игры на словесные ассоциации,
  2. игры на образные ассоциации.

Ассоциации по контрасту

Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

  1. Высокий/низкий.
  2. Далёкий/близкий.
  3. Толстый/тонкий (худой).
  4. Сладкий/кислый.
  5. Злой/добрый.
  6. Слабый/сильный.
  7. Хороший/плохой.
  8. Сырой/варёный.
  9. Длинный/короткий.
  10. Чёрный/белый.
  11. Тонуть/выплывать.
  12. Кричать/молчать.
  13. Бросать/ловить.

Ассоциации по сходству

Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

  1. Арбуз/мяч.
  2. Голова/шар.
  3. Груша/треугольник.
  4. Солнце/одуванчик.
  5. Горбы верблюда/горы.
  6. Заснеженное поле/белое покрывало.
  7. Фонтан/дождь.
  8. Ботинки/ноги.
  9. Замёрзшая река/зеркало.
  10. Лужа/океан.
  11. Цветущий луг/ковёр.
  12. Небо/голубая чаша.
  13. Пушинки одуванчика/вертолёт.

Ассоциации по смежности в пространстве/времени

  1. Зима/снегопад.
  2. Осень/листопад.
  3. Весна/цветение первоцветов (подснежников).

Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.

Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.

Ассоциации причины – следствия

  1. День/светло.
  2. Дождь/лужи.
  3. Вода/мокрый.
  4. Микробы/болезнь.
  5. Солнце/капель.
  6. Капель/весна.
  7. Физкультура/здоровье.
  8. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.

Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:

  1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
  2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
  3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/ картошка, мать/ребёнок.

Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда.

Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.

Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье

Игра «Хвостик к слову»

Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….

Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.

Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:

  • Весна – подснежник.
  • Почему подснежник?
  • Потому что весной растут подснежники.

Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.

Игра «Какого слова не хватает»

Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.

  1. Родственники, карандаш (письмо).
  2. Книга, вагон (чтение, забывчивость).
  3. Праздник, почта (открытка).
  4. Перо стихи (поэт).
  5. Огород, пашня (трактор).
  6. Масло, торт (крем).
  7. Бусы, хоровод (наряд, украшение).

Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей  с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).

Игра «Что подходит?»

Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.

  1. Лёгкий/пушистый.
  2. Светлый/деревянный.
  3. Разноцветный/душистый.
  4. Горький/полезный.
  5. Тёмный/горячий.
  6. Сладкий/молочный.
  7. Любимый/маленький.

Игры на ассоциации пригодятся на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом, везде, где наметилась скука. Продолжение следует.

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/igry-na-assotsiatsii

Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра

Научите ребенка играть в ассоциации!

Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребенок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.

Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди.

Тем не менее, ребенок может выучить и развить эти навыки, и вы можете оказать ему в этом содействие. Совместные игры с ребенком – это отличный способ добиться с ним контакта на доступном ему уровне.

Если у вашего ребенка в настоящее время лишь ограниченный круг игровых интересов, не стоит огорчаться – используйте предметы или животных, которые ему нравится, чтобы побудить его к новым занятиям. Если вашему ребенку нравятся слоны, то предложите ему раскраску со слонами или новую игру, где будут принимать участие игрушечные слоники.

Виды игры

Существует шесть основных видов игр, которые развиваются по стадиям:

В этих играх дети скорее изучают объекты или игрушки, а не играют с ними в полном смысле этого слова. Ребенок может ощупывать мишку или брать в рот кубик, или смотреть на руки куклы. На этой стадии игры, дети узнают об окружающем мире путем восприятия разнообразных форм, цветов, размеров и текстур.

Вы можете помочь ребенку с РАС, создавая условия для такой игры и поощряя его изучать окружающие предметы. Например, вы можете поощрять ребенка хлопать ладошкой по воде в ванной или тереть мыло между пальцами.

  • Игры в причину и следствие

Этот тип игр характерен тем, что ребенку необходимо осуществить какое-либо действие, чтобы достичь желаемого результата – например, нажать на кнопку, чтобы заиграла музыка, или же закрутить пружину, чтобы из коробки выскочил Петрушка.

Этот вид игр учит детей, что у их действий есть последствия, и дает им ощущение контроля над событиями. Дети могут научиться управлять игрушками самостоятельно, через исследовательские игры, или же повторять увиденные примеры.

Похвалы в адрес вашего ребенка с РАС, когда он выполняет какое-либо действие правильно, будут стимулировать его к продолжению подобных игр. Это также поможет ему играть с другими игрушками с позиций причин и следствий.

Такие игры – это еще и хорошая возможность научить вашего ребенка просить о помощи и играть во что-то по очереди. Например, вы можете по очереди нажимать на кнопку, чтобы какой-то персонаж выскакивал из коробки и по очереди запихивать его обратно в коробку.

  • Функциональные игры («Игры в игрушки»)

Эти игры включают в себя «правильное» использование игрушек – так как задумывалось их создателями. Например, машинки катаются, игрушечный телефон подносится к уху, а мячик кидается.

Если эти игры представляют сложность для вашего ребенка с РАС, то вот несколько предложений, как ему помочь.

  • Сядьте перед ребенком, чтобы он мог смотреть на вас, общаться с вами и видеть, что вы делаете. Кроме того, так легче вовлечь ребенка в игру.
  • Предложите ребенку две или три игрушки, которые ему нравятся. Это даст ему ощущение свободы, и не будет сбивать его с толку богатством выбора.
  • Присоединитесь к игре, в которую играет ваш ребенок, а не сразу же показывайте ему, как играть правильно. Например, если ваш ребенок крутит колеса у машины, тоже покрутите их, а потом переверните машину и покатайте ее, говоря «Вжж, вжж» или «Би-би, би-би».
  • Если ребенок не повторяет вас, вы можете вовлечь его в игру, взяв его руку в свою и поместив детскую руку на машинку. Говорите при этом: «Теперь твоя очередь катать машину» и катайте машину вместе.
  • Наградите ребенка – используйте похвалу и слова поощрения: «Ты построил очень высокую башню. Как ты умеешь!» Применяйте и другие виды стимулов: спойте ему песню или выдуйте несколько мыльных пузырей.
  • Очень важно знать, когда следует остановиться: следите за проявлениями скуки и отсутствия интереса.

Умение играть с игрушками – и играть с вами – это важное достижение,  позволяющее перейти к более сложным видам игр.

Созидательная игра – это когда ребенок строит что-то или собирает предметы вместе. Такие игры характеризуются работой по достижению конечной цели – например, полному складыванию паззла или постройке башни, или завершению простой картины.

У некоторых детей с РАС наблюдаются задержки с такими видами игр. При этом, другие дети с РАС развиваются в этом направлении подобно нейротипичным детям, а некоторые даже опережают обычных детей в умении складывать паззлы или рисовать.

Вы можете помочь своему ребенку с РАС начать играть в созидательные игры, показывая ему, что делать. Постойте вместе с ним башню, чтобы он понял, как это делать, или же покажите ему картинки, иллюстрирующие строительство башни.

К этому виду относятся игры, связанные с бегом, карабканьем, балансированием, прыжками и заставляющие ребенка использовать все тело. Такие игры развивают навыки крупной моторики.

Физические игры дают всем детям опыт по взаимодействию с другими людьми и предметами, которые их окружают. Эти игры важны для развития ребенка, не пренебрегайте прогулками и игровыми площадками.

Это такой вид игр, когда дети делают вид что делают что-то и используют во время игры воображение. Примерами таких игр может быт кормление понарошку верблюда, переодевание в Бэтмена,  игры в «вождение» машины, или превращение дивана в корабль, если того требует игра.

Ролевые игры позже других осваиваются детьми (обычно в них начинают играть в возрасте двух лет – в случае нейротипичных детей). Это – самый сложный вид игр.

Ролевые игры особенно важны для развития навыков социального взаимодействия, языка и коммуникации.  Хотя в этом вид игр дети с РАС испытывают наибольшие сложности, очень многие из них в конечном итоге начинают играть в ролевые игры.

Есть множество простых, вполне заурядных действий, которые ваш ребенок может научиться использовать в  ролевой игре – к ним, например, относятся «вождение» машины, «езда верхом» на лошади и бой в барабан.

Когда ваш ребенок освоил отдельные ролевые действия, вы можете развить его способности к воображению и ролевым играм, разбив какую-то ролевую игру на отдельные простые шаги.

Вы также можете использовать рисунки, чтобы помочь ребенку понять, что нужно делать. Также можно подойти к вопросу с юмором – например, используя расческу вместо ложки, чтобы кормить медведя.

Вы также можете поощрять ребенка присоединиться к вам в игру в «понарошку».

Ролевые игры также включают в себя принятие образов других людей или существ.

Вы можете помочь ребенку в этом виде игры, взяв любимую сказку ребенка и разыграв ее с ним и, если требуется, другими взрослыми, по ролям.

Вы можете раздать детям костюмы и предложить им изменить голос, походку и жесты.  Постепенно внедряя новые темы и меняя роли, которые играет ребенок, вы можете подтолкнуть его к независимой ролевой игре.

Социальные игры

Помимо описанных шести видов игры, существуют еще и социальные игры, которые требуют умения играть вместе с другими.

Социальные игры также развиваются по стадиям, но навыки игр с другими детьми могут развиваться с большим трудом у детей с РАС. Вы можете помочь своему ребенку, определить, на какой стадии социальной игры он находится и предлагать ему возможности, поддержку и ободрение, чтобы он перешел на следующую стадию. Стадии социальной игры перечислены ниже.

Нужно отметить, что по мере продвижения ребенка по стадиям социальной игры, они все равно будут хотеть часть времени играть наедине. Это нормально, что ваш ребенок не все время хочет играть с другими.

Такие игры ведутся ребенком самим по себе и независимо от других. Ребенок не пытается приблизиться к другим детям и не обращает внимания на то, что они делают.

В случае детей с РАС можно поощрять одиночные игры, начав с вовлечения его в действия, имеющие четкую цель и окончание. Поначалу такие игры должны быть короткими, чтобы ребенок мог закончить игру быстро и ощутить триумф от достижения цели. Например, выберите простой паззл или пирамидку.

Дети на этой стадии начинают играть, будучи окружены другими детьми, и могут использовать такие же или похожие игрушки, что и у других детей.

Вы можете содействовать развитию навыков игры на этой стадии, поощряя ребенка играть в какую-то игру – например, поезда – самому по себе, но будучи рядом с другими детьми. Вы можете поощрять ребенка имитировать игру других детей, когда он играет сам по себе.

  • Игры и разделение предметов с другими (ассоциативная игра)

На этой стадии дети взаимодействуют с другими детьми – они дают, берут и совместно используют игровой материал. Для нейротипичных детей эта стадия начинается в возрасте примерно трех лет.

Вы можете помочь своему ребенку с РАС научиться навыкам ассоциативной игры, поощряя его меняться предметами, пока он все еще играет сам по себе – например, меняться велосипедами или самокатами, когда он катается вместе с другими детьми.

  • Игры со взаимодействием с другими (кооперативная игра)

Совместные игры с другими требуют умений играть в игры с установленными правилами, самому придумывать правила, а также вместе работать над какой-то большой задачей, например,  строительством башни из песка или шалаша. Кооперативные игры могут быть очень сложными, они требуют развитых навыков коммуникации.

Источник: http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/igry-dlya-razvitiya-detej-s-rasstrojstvami-autichnogo-spektra/

Настольные игры на ассоциации

Научите ребенка играть в ассоциации!

1 января 2012

Игр с ассоциациями много, и все они очень простые и веселые — то, что нужно для компании друзей. В большинстве из них есть карточки со словами, которые нужно объяснять. В некоторых играх даже придумывать новые значения.

Почему одни ассоциации кажутся нам странными, тогда как другие абсолютно понятны и логичны? Все потому, что мы объединяем объекты по разным принципам: по сходству или, наоборот, контрасту, строим причинно-следственные связи и находим общее во времени или пространстве.

Так, для кого-то самолет будет ассоциироваться с птицами, потому что он летает и у него есть крылья, а для кого-то с близнецами, потому что его придумали братья Райт.

Кроме того, на взаимопонимание влияет наша эрудиция: ассоциативное мышление пользуется в первую очередь кладовыми нашей памяти.

Лучший способ понять на практике, как наше сознание строит связи между отдельными событиями, фактами и объектами — сыграть в одну из настольных игр с карточками на ассоциации.

Вам уже не 5 лет, чтобы в игры играть?

Если вы до сих пор считаете, что настольные игры созданы для детей, то вы, вероятно, никогда не играли в Эпоху империй или Игру престолов. Потому что не каждому взрослому под силу разобраться в их правилах, не сойти с ума и дойти до самого игрового процесса.

К счастью, игры на ассоциации обычно очень просты: правила занимают не больше двух листов, быстро читаются и легко понимаются. При этом ассоциативные игры всегда очень позитивны, поэтому они нравятся всем — вне зависимости от возраста, вероисповедания и расовой принадлежности. В них с удовольствием играют дома и на корпоративах, берут с собой на дачу и в отпуск.

Кстати о корпоративах: игры — это отличный вариант тимбилдинга, если вы понимаете, о чем идет речь.

Большая коробка со спокойной стратегией внутри

Одна из лучших стратегий. Мир Мартина

Самым маленьким — свои радости

Так как большинство игр с ассоциациями — это игры со словами, все хиты имеют отдельные версии для детей. Например, Активити для детей отличается упрощенными правилами, а в детском Тик-так-бумм нужно просто придумывать ассоциации к рисункам на карточках, а не мучатся составлением слов, содержащих определенные слоги.

Настольная игра

Хитовая детская игра про составление слов

Кое-что о пользе

Настольные игры на ассоциации развивают:

  • Воображение и творческие способности: они учат мыслить нестандартно, находя оригинальные решения. Ведь количество генерируемых идей напрямую зависит от того, насколько у вас широкий круг ассоциаций;
  • Аналитические способности, помогая находить связи между самыми разрозненными предметами;
  • Логические способности: в играх, где нужно отгадывать слова, например, очень важно проследить нить рассуждений.

Имаджинариум

Имаджинариум — это первая ассоциация к настольным играм на… ассоциации. А все потому, что она практически полностью построена на работе воображения.

Здесь нужно загадывать ассоциации, выбирать под них картинки, а затем пытаться отгадать, где же карта автора фантазии. Игра развивает не только ассоциативное мышление, но так же помогает лучше узнать друг друга.

Ведь через несколько ходов, вы уже будете знать, кто читал Стивена Кинга, а кто нет.

Активити

Активити — самая известная игра, в которой нужно объяснять друг другу слова тремя способами: рисовать, рассказывать и показывать. Способ зависит от того, на каком поле стоит ваша фишка.

А куда она придет, напрямую зависит от вас: вы сначала решаете, какой сложности карточку со словами взять, и только потом ее объясняете, в случае успеха продвигаясь вперед.

Это отличная игра для вечеринки, семейных посиделок или встречи с друзьями.

Экивоки

Экивоки развивают не только воображение, но и самые удивительные умения. Так после сотни партий вы сможете прочитать задом наперед любое слово с первой попытки. Даже синхрофазотрон. А все потому, что здесь куча способов объяснений слов — от рисунка до лепки из пластилина. И каждый ход все решает бросок кубика: берегитесь шестерки — самые безумные задания лежат именно в этой колоде

Элиас Вечеринка

Элиас Вечеринка — еще одна популярная игра, где нужно объяснять друг другу слова. Правда, показывать и рисовать не придется — только рассказывать.

Зато вам вполне может попасться бонусное задание: вы готовы одновременно думать, говорить и скакать на одной ножке? А сможете объяснить несколько слов подряд, сохраняя на лице грозную мину? Да, количество имеет значение: чем больше карточек с заданиями ваша команда выполнит за минуту, тем дальше фишка продвинется вперед. А победит, конечно, тот, кто придет к финишу первым.

Бум

Любители читать светскую хронику автоматически получат преимущество в начале игры: ведь в игре Бум нужно объяснять друг другу знаменитостей. Делается это так: все делятся на команды по два человека, а из колоды набирается определенное количество карточек.

Затем все по очереди рассказывают об известных личностях своим напарникам, не называя их имен. Задача — отгадать как можно больше за отведенное время. Когда карточки заканчивается, фиксируются результаты и начинается второй раунд.

Теперь тех же персон нужно друг другу показывать. В третьем этапе для объяснения у вас будет возможность дать только подсказку — произнести одно, вызывающее ассоциацию, слово.

Бум — это не только возможность весело провести время в компании, но и отличный способ узнать друг друга получше и подружиться.

Испорченный телефон

Нарисовать любое слово легко. Понять, что изображено тоже довольно просто: с этим способны справится сто из ста игроков. А вот чтобы эти ответы совпали, случается редко — только если к игре присоединяется группа профессиональных карикатуристов.

Как вы уже поняли, в Испорченном телефоне нужно сначала рисовать загаданное слово, потом опознавать картину и писать свою версию, которую изобразит уже следующий игрок. Так шериф легко может стать грабителем банка, а девочка — мальчиком.

Изучая цепочки рисунков и слов-ассоциаций к ним, вы точно будете улыбаться, а порой даже смеяться в голос.

Тик Так Бумм Вечеринка

Самое главное в игре Тик-так-бумм вечеринка — пластиковая бомба. Потому что она в любой момент может взорваться у вас в руках, и никто не знает, когда это произойдет. Поэтому выполнять все задания нужно очень быстро: вспоминать знаменитостей, придумывать слова или составлять из них анаграммы.

Справившись, нужно перекинуть бомбу соседу — теперь его очередь волноваться. Тик-так-бумм — безумно увлекательная и очень веселая игра. Пластиковый снаряд издает очень достоверный звук взрыва, веселя всех вокруг, а случайно срабатывающий таймер добавляет в игру адреналина.

Именно поэтому Тик-так-бумм — не просто игра в слова, а настоящая бомба любой вечеринки.

Абракадабра

>Сможете убедить друзей, что «ромайка» — это ямайский алкогольный напиток? А если каждый из них выдвинет свою, не менее убедительную версию? Как вы уже поняли, в Абракадабре нужно путем ассоциаций придумывать разным малоизвестным словам свои новые толкования. А затем ать за тот вариант, который кажется вам наиболее близким к правде. Кстати, на самом деле «ромайка» — это народный греческий танец. Правда, вряд ли кто-то в это поверит.

Крокодил Большая вечеринка

Крокодил — это игра, в которой нужно показывать друг другу слова, стараясь уложиться в минуту. В Большой вечеринке же вам нужно будет их не только показывать, но еще рисовать и объяснять. Только, в отличие от Активити и Экивоки, вы сами выбираете способ донесения мысли до напарника.

Дополнительное веселье обеспечивают специальные карты «плюшек-ловушек»: они разными способами усложняют задание. Каждый ход вы можете взять подобную карточку, и если справитесь с объяснением слова, несмотря на препятствия, то она останется у вас.

И вы сможете сыграть ее против команды-конкурента или использовать ее второе, облегчающее объяснение, свойство в свою пользу.

Источник: https://www.mosigra.ru/blog/igry-na-associacii/

MyMedico
Добавить комментарий