Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

Содержание
  1. По методике Монтессори: учим буквы, осваиваем счет, развиваем речь
  2. Методика Монтессори. Учимся читать
  3. Методика развития речи по методу Монтессори
  4. Математика по Монтессори методике
  5. Итоги
  6. Монтессори материалы своими руками
  7. Делаем игрушки по системе Монтессори своими руками
  8. Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами
  9. Пирамидка-подушка
  10. Цветные ёжики
  11. Геометрическая доска
  12. Юный химик
  13. Цифры и буквы из проволоки
  14. Рамка на застежке
  15. Методика Монтессори раннего развития детей и занятий в домашних условиях
  16. Немного об авторе
  17. В чем заключается суть методики?
  18. Особенности обучения по Монтессори
  19. В чем недостаток методики монтессори?
  20. Принцип метода Монтессори — как создать материалы своими руками
  21. Принципы метода
  22. Основные зоны
  23. Практическая жизнь
  24. Развитие сенсорное
  25. Цифровая зона
  26. Зона развития языка
  27. Зона космоса
  28. Как создать данные зоны в домашних условиях
  29. Принципы изготовления пособий
  30. Занятия по методике Монтессори
  31. Рамки-вкладыши со шнуровкой «Бусинки»
  32. Радужная паутинка «Звездочка»
  33. Рамки-вкладыши по методике Монтессори
  34. Рамки-вкладыши «Домашние животные»
  35. DVD «Вы и ваш малыш». Занятия по методике Монтессори
  36. DVD «Творческая мастерская детского развития»
  37. Инновационный подход к использованию аналогов Монтессори-материалов, изготовленных своими руками, для развития мелкой моторики рук в системе самообразования дошкольников в возрасте от 3-6 лет

По методике Монтессори: учим буквы, осваиваем счет, развиваем речь

Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

Методика Марии Монтессори стала популярной в России не так давно, буквально последние 5 лет стали активно внедряться в детские сады специально оборудованные комнаты для обучения согласно основным принципам методики. Все чаще в магазинах развивающих игрушек можно встретить наборы с дидактическим материалом для изучения букв, развития речи и основным правилам в математике.

Не все родители готовы применять данную методику, так как кроме плюсов, у нее есть ряд недостатков. Но и для обучения буквам и счету, например, она показывает лучшие результаты, нежели остальные варианты.

Хотя, совершенно бесспорно, каждому малышу подойдет свой метод, каждому нужно объяснять понятие числа и варианты работы с ним по-разному.

Кому-то доступно все с помощью пальцев, кто-то просто заучивает и оперирует уже известными понятиями, а кто-то хорошо вникает в суть с помощью специальных простых карточек или красно-синих штанг.

Методика Монтессори. Учимся читать

Прежде чем научиться читать, каждый малыш должен выучить буквы. Без знания букв у него не получится начать полноценный процесс обучения чтению даже по системе Монтессори. Вопрос в данном случае следует начать изучать с момента как нужно учить буквы по методике Монтессори. 

Согласно методу Марии, которая опытным путем выяснила, что детки лучше всего воспринимают информацию, когда одновременно слушают, видят и чувствуют. В связи с этим она применила технику шершавых букв для обучения.

С помощью карточек с буквами малыш не только укрепляет мышцы руки, которые в итоге контролируют передвижение пальцев, но и запоминает как эта буква выглядит, пишется и читается.

С одной стороны сложно – все сразу крохе не поспеть, но с другой – малыш с удовольствием проводит занятия во время которых он в легкой игровой форме изучает каждую букву.

Для применения данной методики при обучении чтению и буквам по методу Монтессори выпускается множество дидактических пособий. По отзывам родителей, обязательно обращайте внимание на то, является ли карточка двухсторонней или нет. Удобнее всего учить буквы, когда карточка именно односторонняя. Ну и, конечно же, идет разделение по цвету фона.

Посмотрите видео, чтобы понять как именно выглядят карточки и что в них особенного:

Методика развития речи по методу Монтессори

Чтобы речь малыша была разнообразной ему нужно знать и понимать как называются различные фигуры, чувствовать разницу в названии между мамой и ее детенышем у животных, например.

В общем, он должен постоянно пополнять свой словарный запас, и понимать когда различные названия и предметы в речи можно применять.

Развитие речи у ребенка происходит с помощью разных способов, в том числе сенсорно, применяя разные на ощупь предметы и игры он рассказывает о своих ощущениях вам, придумывает с разными предметами игру или сказку.

Передвигаясь в помещении, оборудованном согласно методике Монтессори, каждый из малышей останавливается на зоне “космоса”.

В ней собраны начальные знания по биологии, физике, зоологии, космосе и других науках, постигать которые кроха может с самого детства.

Поэтому создавая зону, обращайте внимание на возможность всестороннего развития вашего ребенка, пусть зон с вкладышами и пальчиковым театром будет больше.

Математика по Монтессори методике

Математику изучать не так сложно, как может показаться. Но здесь главное не просто заучить цифры, вызубрить наизусть прямой и обратный счет, а еще осознать сколько эти цифры означают, и как с их помощью можно делить числа, складывать.

Самый интересный метод с использованием красно-синих штанг. Ребенок, изучая каждую штангу отдельно понимает число, насколько оно велико относительно самого маленького. С помощью них наглядно можно рассказать разницу между 5 и 9. Показать четность и нечетность числа.

Опять же чтобы выучить как пишутся числа, и как они выглядят, используются шершавые цифры. Методика Монтессори для изучения их такая же, как и при обучении буквам.

Третий этап это совмещение штанг и шершавых цифр. Стройте ряды, играйте с положением цифр, предлагайте ребенку самостоятельно расставить таблички и найти закономерности в рядах.

Ребенок должен во время обучения математике в Монтессори группах свободно оперировать цифрами и дидактическим материалом к ним.

Посмотрите подробное видео в котором описаны способы работы с материалом для обучения математике по Монтессори методике:

Итоги

Если вы, применяя методы изучения букв, развития речи и математические понятия, не можете достучаться до своего малыша, используя только метод Марии Монтессори – поищите другие варианты. Наверняка вы найдете более простые, с точки зрения понимания малышом, способы.

А еще, берите во внимание тот факт, что совершенно не зря детей отдают в школу с 7 лет! Ведь именно в этом возрасте его мозг готов воспринимать и переваривать информацию в должном объеме, при этом не перегружая его.

Поэтому всегда подходите к вопросу рассуждения здраво, не исключайте факторы, которые присуще только вашему крохе. Не оглядывайтесь на соседских детей, которые по словам мамочек и бабушке, уже во всю читают и считают – не факт, что это так. Поэтому всему свой возраст, и каждому малышу свою адекватную нагрузку.

Пусть у вашего ребенка будет детство, а не бесконечные перемещения между занятиями по развитию речи и изучению букв и цифр.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/montessori-bukvy-schet.html

Монтессори материалы своими руками

Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.

Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.

Делаем игрушки по системе Монтессори своими руками

Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.

На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.

Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.

Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами

Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.

Исходные материалы:

  • коробка из-под конфет или жесткий картон;
  • ватман или альбомный лист;
  • цветная бумага.

Коробка или картон разрезается на прямоугольники.

Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.

В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.

Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.

На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.

Пирамидка-подушка

Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.

Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.

Для работы понадобится:

  • лоскутки ткани различного цвета;
  • липучая лента;
  • для набивки: синтепон или поролон, шуршащая слюда, гречка, горох или другие крупы.

Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.

На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй — мягкий.

Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.

Рекомендуется стороны соседних подушек делать из одной ткани для того, чтобы малыш мог сам подобрать нужные цвета, тем самым правильно выстроив пирамидку.

Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.

Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие — легким: слюдой или синтепоном.

Цветные ёжики

Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.

К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.

Материалы для работы:

  • цветной картон;
  • прищепки разного цвета.

Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.

Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.

Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.

Геометрическая доска

Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.

Потребуется:

  • старый толстый глянцевый журнал;
  • кнопки с пластмассовыми наконечниками;
  • канцелярские резинки;
  • самоклеющаяся бумага или пленка.

Журнал обклеивается пленкой или бумагой.

На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.

С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.

Юный химик

Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.

Необходимые материалы:

  • колбочки или небольшие стеклянные стаканчики;
  • пипетка;
  • столовый 6% уксус;
  • пищевая сода;
  • краски;
  • блюдца или другие емкости.

В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.

На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.

С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.

Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.

Цифры и буквы из проволоки

Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.

Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.

Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.

Рамка на застежке

Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.

Что необходимо:

  • рамка для фото или обычные пяльца;
  • остатки старой одежды с застежками: молниями, пуговицами, кнопками или крючками.

Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки.
Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.

Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.

Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.

Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.

Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.

А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.

Источник: http://ProfyMama.com/tvorchestvo/svoimi-rukami/igry-montessori.html

Методика Монтессори раннего развития детей и занятий в домашних условиях

Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

Современная педагогика изобилует различными авторскими программами, предлагающими различные подходы к раннему воспитанию детей, чуть ли не с первых дней рождения. Однако до сих пор одной из популярных работ считается методика Монтессори, разработанная еще в начале 19 века.

Конечно, современное ее применение подверглось некоторой коррекции, но основы остались прежними. Почему же занятия по методике Монтессори не только не канули в лету, но и наоборот, все чаще используются как для домашнего обучения, так и в дошкольных учреждениях?

Немного об авторе

Мария Монтессори, методика которой оказалась столь востребованной, являлась незаурядной личностью. Работая ассистенткой в больнице, она не прекращала обучение и в 1896 году защитила диссертационную работу по психиатрии, открыла собственную практику в клинике. К слову, она стала первым врачом-женщиной во всей Италии.

По роду деятельности, ей приходилось часто сталкиваться с детьми с ограничениями способностей, что подтолкнуло Марию к разработке методов их адаптации. Ведь в то время взрослых и детей с ограничениями не разделяли.

По ее мнению, дети в большей степени нуждались в грамотном педагогическом подходе, нежели в медикаментозном лечении. Успешная работа в этом направлении принесла Марии Монтессори мировую известность.

Методика была усовершенствована, она помогала детям с особенностями адаптироваться к социальной жизни. Впоследствии ее приспособили для здоровых детей, а внучка Марии Ренильде занималась внедрением программы на территории России уже в конце 20 века.

Если вы испытываете проблемы с состоянием волос, особое внимание стоит уделить шампуням, которые используете. Пугающая статистика – в 97% шампуней известных марок находятся компоненты, отравляющие наш организм. Вещества, из-за которых все беды, в составе обозначаются как содиум лаурил/лаурет сульфат, коко сульфат, ПЭГ, ДЕА, МЕА.

Эти химические компоненты разрушают структуру локонов, волосы становятся ломкими, теряют упругость и силу, цвет тускнеет.

Также, эта гадость попадает в печень, сердце, легкие, накапливается в органах и может вызывать различные заболевания. Мы рекомендуем отказаться от использования средств, в которых находится эта химия.

Недавно наши эксперты провели анализов шампуней, где первое место заняли средства от компании Mulsan Сosmetic.

Единственный производитель полностью натуральной косметики. Вся продукция производятся под строгим контролем качества и систем сертификации. Рекомендуем к посещению официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать одного года хранения.

В чем заключается суть методики?

Если выявлять главный принцип, то методика раннего развития Марии Монтессори основывается на идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны ориентироваться на интересы малыша, создавать подходящие для его развития условия и объяснять, какими способами он может получать знания. Это и привело к появлению девиза данного обучения: «Помоги мне это сделать самостоятельно!»

В качестве основных пунктов можно выделить следующее:

  1. Занятия проводятся в подготовленной среде, разделенной зонально, оборудованной специальными приспособлениями и оснащенной пособиями;
  2. Если традиционная система обучения подразумевает то, что дети чаще всего слушают педагога и воспринимают информацию на слух, то здесь предпочтение отдается практике.
  3. Воспитатель не вмешивается в процесс, а лишь наблюдает, и, если это требуется, направляет ребенка.
  4. Группы формируются из разновозрастных дошкольников: старшим вверяется забота о малышах, а те стараются перенимать опыт у более взрослых деток.
  5. Педагогу запрещается заставлять ребенка делать что-либо, он самостоятельно решает, что ему интересно в данный момент – играть с куклой, рисовать или собирать пазлы. Малыш же определяет длительность занятия, и будет ли он заниматься в одиночестве или с товарищами.

На первый взгляд может показаться, что методика основывается на вседозволенности, однако, это не так. Детей знакомят с рядом правил:

  1. То, с чем ребенок может справиться самостоятельно, он делает без участия взрослых. Это помогает развивать независимость, малыш становится более уверенным.
  2. Дети ведут себя тихо, не доставляя неудобств окружающим. Но, для того чтобы выпустить остатки энергии, деткам обустраивают специальные комнаты для расслабления.
  3. Все предметы, которые ребенок использует в своей деятельности, он должен помыть и аккуратно положить на место. Это метод для развития в детях чувства уважения к другим людям.
  4. Если ребенок первым берет пособие или игрушки, то он ими и занимается. Таким образом, ребенок знакомится с понятием «свои и чужие границы».

Методика Марии Монтессори уделяет достаточно внимания упорядочиванию детской деятельности, это вносит в жизнь ребенка стабильность, придает уверенность. Дети более терпеливо и уважительно относятся к сверстникам и взрослым наставникам. Кроме того, во время занятий дети не слышат в свой адрес негативной критики, что избавляет их от страха перед возможными ошибками.

Особенности обучения по Монтессори

На сегодняшний день в некоторых дошкольных учреждениях и частных садиках проводят обучение по методу Монтессори, но что же в себя включает это обучение, и чем оно отличается от более стандартных программ?

Существует несколько отдельных зон:

  1. Практическая зона.
    Ориентирована на приобретение детьми бытовых навыков. Например, деткам от 1 года до 3-х предлагают подмести пол, используя веник и совок, учат справляться с расстегиванием и застегиванием пуговиц, наряжать кукол. Дети постарше (до 8 лет) чистят обувь, стирают, гладят белье, моют и нарезают овощи, готовят простые блюда.
  2. Сенсорная зона.
    Здесь малыша знакомят с различными свойствами предметов – формами, цветами, весом, размером. В качестве игрушек им предлагают мячи из поролона или с мягкой набивкой, различные крышечки для баночек и прочее. Это улучшает у деток моторные навыки, тактильные ощущения, а также развивает внимание и память.
  3. Математическая зона.
    Сюда входят материалы, помогающие деткам научиться считать, знакомят с символами и фигурами геометрии. Среди пособий можно обнаружить геометрические фигуры. Дети постарше используют счеты, деревянные дощечки с примерами, фигуры, поделенные на несколько частей, что дает представление о дробях. Занятия математикой совершенствуют абстрактное мышление, ребенок больше проявляет старания и упорства в достижении цели.
  4. Языковая зона.
    Методика развития Монтессори уделяет должное внимание и данному аспекту. В этой зоне располагаются специальные материалы, помогающие ребенку изучать буквы, слоги, расширяющие словарный запас. Например, для самых маленьких детишек приготовлены объемные буквы, кубики с изображенными на них картинками. Дети постарше уже используют кассу с буквами и слогами, книги «Учим буквы», «Знакомимся с алфавитом» и др., а также комплекты с печатными и прописными буквами. Это все позволяет ребенку научиться писать и читать.
  5. Космическая зона.
    Создается для знакомства детей со Вселенной, удивительными природными явлениями и средами, культурными и историческими ценностями и обычаями различных народностей. Малыши рассматривают фигурки и изображения представителей флоры и фауны, а дошкольникам предлагается работа с картами, а также знакомство с различными минералами.

Если рассматривать общую концепцию, то некоторые аспекты используют как педагоги, так и родители во время воспитания и прививания определенных навыков ребенку. Однако, далеко не все согласны с Марией Монтессори, методика раннего развития, которую она предложила, до сих пор вызывает споры и сомнения. Что же является причиной подобной реакции?

В чем недостаток методики монтессори?

Как уже отмечалось, основное преимущество этого подхода является в его упоре на самостоятельность ребенка. То есть у детей есть возможность развиваться, согласно собственным способностям, возможностям и особенностям. Причем вмешательство в процесс взрослых минимально.

Однако некоторые моменты современных воспитателей и методистов несколько смущают и не позволяют этой системе стать преобладающей в современной педагогике. К минусам можно отнести следующее:

  1. Большая часть подсобных материалов предназначена для развития определенных навыков и способностей, здесь задействована мелкая моторика, логическое и аналитическое мышление, интеллект. Однако должного внимания не уделяется творческой и эмоциональной сфере.
  2. Ребенок, которому дают возможность усваивать новый материал в собственном режиме, в обычном обучающем учреждении может столкнуться с менее индивидуальным подходом, причем ритм работы будет установлен учителем.
  3. Согласно мнению разработчиков системы, сюжетно-ролевая и подвижная игра – это то, в чем ребенок не особо нуждается, и она лишь затрудняет развитие интеллектуальных способностей, поэтому ее в программу не включают. Но у современных ученых абсолютно противоположный взгляд на игры, и их считают обязательным видом деятельности ребенка. В игровой форме малышу проще познать окружающий мир, познакомиться с человеческими отношениями, определить собственное место в этом мире. Такое же пренебрежение наблюдается в программе и к сказкам, а ведь именно из них дети узнают о понятиях «добро»-«зло», и в них многие жизненные ситуации разрешаются тем или иным способом.
  4. Не остались в стороне и психологи, они предупреждают родителей скромных и застенчивых деток о возможных трудностях во время обучения малыша по этой методике. Так как система ориентирована на самостоятельность ребенка, у «тихих» малышей может не хватить духу попросить помощи, если что-то им окажется не под силу.
  5. Методика Монтессори в домашних условиях вполне успешно используется, но что касается групп и атмосферы в них, то здесь могут в дальнейшем возникнуть сложности. Демократические порядки, к которым привык ребенок, далеки от правил обычных дошкольных и школьных учреждений, и ему бывает достаточно сложно к ним приспособиться.

Мария Монтессори создала уникальную методику, и в свое время она оказалась прорывом в обучении детей. Однако времена меняются и педагогические взгляды тоже. Естественно, что это касается и разработок прошлых лет, в том числе и системы Монтессори. Но если ее редко используют в чистом виде, то частично она все же остается актуальной, и некоторые ее пункты заслуживают внимания.

Источник: https://lediveka.ru/deti/razvitie-rebenka/metodika-montessori.html

Принцип метода Монтессори — как создать материалы своими руками

Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

8:40, 06 марта 2017 20   0   1352

Современная педагогическая наука включает в себя множество различных методик, в том числе достаточно эффективных и проверенных, которые рассказывают достоверно методах воспитание малыша буквально с рождения.

Наиболее перспективный из них на данный момент времени считается программа, которая была описана итальянкой Марией Монтессори. Многочисленные центры по развитию детей, находящиеся в различных странах мира, с успехом используют ее.

Разберем более подробно, в чем состоит секрет такого вида воспитания и развития детей раннего возраста, а также возможность создавать для методики Монтессори материалы своими руками.

Принципы метода

Для того чтобы построить развивающую среду в условиях дома, и сделать игрушки Монтессори своими руками, следует привести ряд примеров, чтобы родителям было понятно о чём идёт речь.

Основными принципами этой методики являются:

  1. Проведение занятий в специальной отдельно организованной среде, которое делится на несколько зон. В них размещаются пособия.
  2. В группах обычно занимаются дети дошкольного возраста, при этом старшие должны проявить заботу о младших, а последние учиться у более взрослых детей навыкам.
  3. Детям ничего не навязывается специально, только сам ребенок решает, что ему будет интересно делать. За ним остается также и решение заниматься одному или с другими детьми.

Следует отметить, что такой класс в домашних условиях предназначается для малышей, которые уже достигли возраста трех лет. Именно им полностью подходят Монтессори игры, которые делают родители своими руками В этом возрасте ребенок уже осознают свою самостоятельность, и при этом у взрослых существует только одна задача – не мешать его развитию.

Основные зоны

В методе Монтесори предусматривается наличие нескольких основных зон, на которые делится обучающее помещение или его часть.

Практическая жизнь

Для данной зоны собираются материалы, помогающие детям максимально развивать навыки по самообслуживанию. Они проходят навыки застегивать пуговицы, чистить одежду, мыть посуду, завязывать шнурки. Для набора в этой зоне необходимо приготовить:

  • баночки и емкости для переливания и перекладывания;
  • мочалку, веник и совок для мытья и уборки.

Из списка приведенного выше становится понятным, что приготовить вещи, необходимые для данной зоны, достаточно легко. Практически все их можно купить в магазине, за исключением рамок, которые родители должны сделать самостоятельно.

Развитие сенсорное

В данной зоне расположены пособия, которые в наилучшей степени характеризуют все основные свойства предметов. Малыш может познакомиться с понятием веса, цвета, запаха и температуры. С этой целью следует найти в доме и приготовить

  • подушечки с наполнителями;
  • кусочки цветного картона;
  • емкость с солью и крупами;
  • мешочки с различными безделушками.

Цифровая зона

Всё что находится в данной зоне, имеет целью сформировать у малышей первые знания о цифрах, а также о сложении и вычитании:

  • цифры с шероховатой поверхностью;
  • счеты из дерева или пластика;
  • лото с нарисованными цифрами;

Зона развития языка

Для нее необходимые материалы, показывающие буквы русского алфавита. Основная задача этой зоны научить детей чтению и письму. В этом случае понадобятся:

  • касса с буквами и слогами;
  • наборы прописных и печатных букв;
  • буквы шероховатой поверхностью;
  • книги детской литературы;
  • специальный ящичек с манной крупой для рисования пальцами;
  • карточки с написанными словами;
  • лото и домино для речевого развития.

Зона космоса

Здесь должны содержаться такие предметы, которые помогают формировать представление малыша нападающий в мире и природе. Для этого необходимо туда положить:

  • книги с описанием природы;
  • набор морских и речных камней и ракушек, привезенных из поездок;
  • энциклопедия животных, космосе, человеке, растительном мире;
  • изображение фигуры различных зверей.

Как создать данные зоны в домашних условиях

Для того чтобы активно заниматься по методике, следует разделить детскую комнату таким образом, чтобы ребенок сразу мог отыскать нужный ему предмет:

  1. Очень важно провести сортировку предметов, разместив каждый в определенное место. Это поможет оценить, каких материалов было собрано достаточно, и какие можно сделать игрушки по Монтессори своими руками.
  1. Во время оборудования каждой зоны, следует учесть, что пособия ребенок должен доставать легко. Лучше всего сделать с этой целью палочки или этажерки, соответствующие росту малыша. Однако не стоит забывать и об определенной безопасности, убрать мелкие предметы. Для совсем маленьких детей игры с ними должны проводиться только в присутствии взрослого.
  1. Важно также полностью укомплектовать каждую зону. Материалов для них требуется большое количество. Можно приобрести готовые приспособления, что может позволить себе далеко не каждый родитель, поскольку они дорогие, или найти аналоги дома, хозяйственных магазинах. А некоторые пособия Монтессори своими руками изготовить самостоятельно.

Принципы изготовления пособий

Изготовление рамки. Довольно просто можно изготовить рамки Монтессори своими руками. При помощи данного приспособления ребенок может изучать цвет, формы, размеры предметов и сопоставлять эти качества.

Начинается изготовление с того, что берется лист большого картона или обувные коробки, которые потом разрезаются на одинаковые квадраты.

После этого их следует обклеить цветной бумагой, а затем из них вырезаются различные фигуры.

Можно также изготовить геометрик из доски и штырей, сенсорный коврик из ткани, пуговиц, молний и крючков (подойдет любая фурнитура, которая залежалась в шкафу). Доску для шнуровки делать необязательно из дерева, можно взять плотный картон, заклеить его пленкой, затем выбить отверстия, которые предназначены для протягивания шнурков.

Рекомендуется также сделать Монтессори мобиль своими руками. Он подойдет для новорожденных детей, чтобы развивать у них умение концентрироваться на предмете, быть внимательным и наблюдательным. На видео ниже показано изготовление Монтессори коробочки для 6 месячного малыша самостоятельно, очень рекомендуем посмотреть:

Делая игры по Монтессори своими руками, родители помогают расширению ассортимента дидактического игрового материала, помогающего малышу осваивать в полной мере те навыки, которые кажутся взрослому человеку вполне обычными и естественными. Обучение такого рода позволит не только открывать карапузу новые горизонты познания, но и помогает приобрести уверенность в себе. А это является немаловажным фактором успеха в дальнейшей жизни.

В настоящее время методика в несколько усовершенствованном виде применяется во многих центрах развития. Преподаватели берут ее за основу и добавляют собственные наработки.

Нужно понимать, что существуют и некоторые отрицательные моменты использования такого воспитания. Оно не является разносторонним, так как не затрагивает развитие эмоционального и творческого начала.

Метод Монтессори не подходит для детей, которые имеют склонность к замкнутости, так как при возникновении трудностей, они не имеют привычки просить о помощи.

Источник: http://mymalish.ru/princip-metoda-montessori.html

Занятия по методике Монтессори

Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

Колоссальное значение в играх по методике Монтессори придается мелкой моторике. Занятия по методике Монтессори — работа с бусинами и пуговицами позволяет развивать ребенку логическое и образное мышление, которое неразрывно связано с движениями пальчиков.

Поэтому на первый план выходят различные виды детского творчества — оригами, рисование, шитье, шнуровки и многие другие. Ниже представлены игры разработанные по методике Монтессори.

Методика раннего развития Монтессори

Рамки-вкладыши со шнуровкой «Бусинки»

Игра состоит из рамки, в которую вкладываются разноцветные вкладыши в форме круга. Пособие развивает сенсорное восприятие, мышление, умение различать цвета, представление о размере (больше — меньше), представления о свойствах предмета (такой же — другой), моторику рук.

Вкладыши-бусинки имеют разный размер и окрашены в разные цвета (синий, красный, желтый, зеленый).

В каждой бусинке есть отверстие для продевания разноцветных шнурков. Также к игре прилагается набор неокрашенных бусинок и методические рекомендации по использованию игрового материала. Пособие разработано педагогом О.Н.Тепляковой.

Радужная паутинка «Звездочка»

Планшет с набором из семи рамок-вкладышей разного размера и цвета, но одинаковой формы. Игровой материал поможет познакомиться сразу с несколькими понятиями: цвет, форма, размер предмета.

Рамки-вкладыши можно различным способом соединять друг с другом при помощи шнурка.

Сравнивая рамки-вкладыши по размеру, ребенок тренирует оптико-пространственное мышление, получает навыки решения глазомерных задач, развивает наблюдательность, внимание. Используя детали в качестве счетного материала, ребенок легко освоит порядковый счет в обоих направлениях, научится решать простые задачи.

Задания на ощупывание, обведение фигур по контуру, шнурование и штриховку улучшают координацию движений, развивают мелкую моторику руки. Усвоенные в процессе игры новые понятия и знания обогатят словарный запас ребенка.

Создавая различные картины по собственным сюжетам с помощью предлагаемых контуров, можно дать волю своей фантазии: таким образом, развиваются его творческие способности.

Рамки-вкладыши по методике Монтессори

Рамки-вкладыши по методике Монтессори знакомят детей 1,5-2 лет с сенсорными эталонами формы, обеспечивают развитие мелкой моторики рук, внимания, элементов логического мышления, умения обводить по контуру и раскрашивать фигуру.

Игра в рамки и вкладыши Монтессори:

  • вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости,
  • готовит детей к овладению письмом и рисованием вырабатывает умение владеть карандашом, проводить линии по линейке, лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры,
  • знакомит с геометрической терминологией названиями фигур.

Рамки-вкладыши «Домашние животные»

Состав игры: корова, лошадь, кошка, собака, коза и свинья. Аннотация содержит интересные сведения об особенностях и образе жизни животных. Фигуры можно обвести по контуру, дорисовать и раскрасить.

Речевой центр находится в связи с центром верхней конечности руки, а потому развитие моторики рук благотворно отзывается на развитии речи и исправлении ее дефектов у ребенка.

Еще 100 лет назад такие выдающиеся педагоги, как, например, Ю.Д.Фаусек, знали, что развитие детской речи зависит в большой мере от физиологических причин.

Речевой центр находится в связи с центром верхней конечности руки, а потому, писала Ю.Д.

Фаусек, «правильное и методическое развитие… главным образом, руки, благотворно отзывается на развитии детской речи в общем и на исправлении ее дефектов в частности».

Эта игра как раз и направлена на развитие у ребенка мелкой моторики руки, утончения движений пальцев рук, концентрации внимания, способствует развитию точности его глазомера, координации и последовательности движений.

Выработка этих полезных навыков в обстановке игры является хорошей подготовкой к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения ребенка: «вышивание» условных контуров по ассоциации с реальными предметами — основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, видения «сути» предмета.

DVD «Вы и ваш малыш». Занятия по методике Монтессори

Переливание воды, просеивание крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, стирка и подметание пола действуют на кроху просто завораживающе!

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Теперь кроха — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие, появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

DVD «Творческая мастерская детского развития»

Если вашему малышу исполнилось 8 месяцев — пора уже начинать проводить с ним первые творческие занятия по методике Монтессори. Крохи, как вы сами убедитесь, могут очень многое. Важно помочь проявиться талантам.

Вы спросите: «Ну какое может быть творчество у таких крох?» Представьте себе — может быть.

Творческие занятия в Монтессори — группах направлены на обучение сразу нескольким техникам: рисования (красками, пластилином, карандашами), лепки (из соленого теста), конструирования (аппликации, резанию). Через творчество малыш самовыражается, экспериментирует, открывает для себя новое.

Все это — части непрерывного процесса познания окружающего мира.

Источник: https://razvitie-rebenka24.ru/obuchenie/avtorskie-metodiki/igry-dlya-malyshej-po-metodike-montessori.html

Инновационный подход к использованию аналогов Монтессори-материалов, изготовленных своими руками, для развития мелкой моторики рук в системе самообразования дошкольников в возрасте от 3-6 лет

Методика развития монтессори: делаем буквы своими руками

В условиях образовательных реформ, методика Марии Монтессори на базе дошкольного учреждения — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.

Эта тема на сегодняшний день является одной из актуальных.
Целью метода является самостоятельность, развитие чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и мелкой моторики. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.

Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

Важнейший элемент педагогики Монтессори — это развивающая среда.
Но Монтессори-материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести.

Выход здесь один — пришлось создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори–материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию.

Нашими руками в группе был создан кружок «Клуб маленьких Почемучек» и оборудован «Уголок экспериментирования», разработана программа, рассчитанная на 3 года для детей с 3-6 лет. В процессе использования аналогов-материалов предполагали получить результаты:

  • саморазвитие детей;
  • получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;
  • выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.

Очень важным фактором для развития самостоятельности детей является развитие бытовых и практических навыков. В настоящее время одежда и обувь снабжены липучками и застежками – молниями.

Удобно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга.

С целью развития бытовых и практических навыков, нами был изготовлен развивающий стенд с различными замочками, щеколдами, цепочками, которые можно открывать и закрывать, цветовыми кругами, объемными цифрами, которые можно ощупать, счетами, для счета и закрепления цветов, телефоном, для того чтобы поговорить с близкими людьми, тем самым у детей прекрасно формируются навыки повседневной практической жизни, он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения.

Для того чтобы помочь ребенку научиться заботиться о себе, мы изготовили из деревянного полотна специальные шнуровки и застежки, с помощью которых развивается моторика, координация движений и формируются навыки самообслуживания.

С помощью данных упражнений воспитанники с легкостью завязывают шнурки, бантики и застегивают ремешки. Они с удовольствием одевают кукол с помощью шнуровок.

Доказано, что шнуровка — идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

Очень полезны «Бассейны для пальчиков» — упражнения с сыпучими материалами, различными крупами развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов, игрушек, узнавание предметов на ощупь«Определи на ощупь», «Найди такой же», «Найди столько же» и т.д.

Переходя к играм с крупами, соблюдая принцип «от простого к сложному», постепенно вводили кодовые карточки, цифры и математические знаки, а также интегрировали эти игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, что развивает не только мелкую моторику, но и логическое и схематичное мышление ребенка.

Игры с проталкивателями, изготовленные из баночки из-под специй и пулек для пистолета, развивают точность движений рук. Основное условие — работаем двумя руками.

Особенно полюбились детям упражнения с фасолью и горохом. Если во второй младшей группе выкладывали простые элементы, кружочки и полоски «Нарисуй эмоции», «Помоги колобку добежать до домика», то в средней группе дети без труда выкладывают целые сюжеты. Условием заданий является работа двумя руками, тем самым стимулируются оба полушария головного мозга.

Модуль для ощупывания заменили мешочками, внутрь которых насыпали фасоль, горох, песок, рис, бобы, с помощью которых развивается сенсорное восприятие, осязание и мелкая моторика рук. Данные игры и упражнения с гречневой крупой, как доказали врачи, успокаивают детей тем самым снимают психологическое возбуждение.

Вместе с воспитанниками изготовили цифры и буквы из салфеток, клеёнки, манки (аналог шершавого алфавита). Через частое повторное проведение рукой по цифре и по буквам, им легче запомнить очертаниеи ассоциировать с её произношением.

У нас конечно нет золотого материала из бусин, но мы изготовили свои игры «Цепочки из бусин», направленные на усвоение состава числа и понятие четного и нечетного числа. Благодаря этим играм дети уже в старшей группе легко усваивают состав числа в пределах 10.

Широко используем игры с пуговицами и числовыми карточками «Столько-сколько», «Банки с цифрами».

Для эффективного усвоения счета мы изготовили цифровые карточки от 1 до 100.

Работу с карточками проводили в соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, чтобы дети начинали освоение материала с простого наложения на образец, затем самостоятельно накладывали цифры на пустые окошки. В процессе работы дети легко овладели различными мыслительными операциями, важными в плане предматематической подготовки.

Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус и ощутить материалы на ощупь. Чтобы научить детей различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас и тактильные ощущения мы изготовили особый дидактический материал под названием «Коробочки с запахами» (из киндер-сюрпризов) и «Лоскутки с тканями».

Усвоение цвета очень эффективно происходит с помощью упражнений с цветными прищепками, камушками, бусинами и ленточками.

Наши воспитанники с радостью играют, составляя целые картины из прищепок, с каждым разом усложняя, упражнения «Составь объемную картину», «Составь с закрытыми глазами» и т.д. Эти упражнения также способствуют развитию запястья.

Благодаря упражнениям с бусинами, камушками, ленточками и геометрическими фигурами «Найди домики», «Цветные шары», дети легко усвоили основные и смешанные цвета, понятия «узкий-широкий», «длинный-короткий» ещё во 2-й младшей группе.

Также для развития абстрактного мышления, логики, мелкой моторики, широко применяли математический планшет «Геометрик», который прост в использовании и очень функционален.

С помощью доски с кнопочками и резиночек дети научились самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Игра помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать.

На начальном этапе детям предлагались простые упражнения, состоящие из одного шага «Пройди от желтой кнопки до синей» и т.д., далее задания усложнялись «Постой елочку», «Сделай узор» , «Сложи фигуру» (работа со схемами). Работая двумя руками, стимулируются оба полушария головного мозга.

Уникальная методика «рисования резиночками» дала возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научила ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно.

В нашей работе не пропадают зря разные материалы – ни пуговицы, ни пятилитровые бутылки, ни теннисные мячи, ни бусины, мы всё используем для изготовления пособий и игр для развития детей.
Предлагаем игры на развитие точности движения рук и мелкой моторики, чувства упорядочения:

«Играем с пуговицами»

«Играем с теннисными мячами»

«Разноцветные бусины»

«Веселая гусеница»

«Выложи елочку»

«Надень резиночки»

С целью определения влияния Монтессори-материалов на развитие детей, было проведено диагностическое обследование познавательного развития детей на начальном этапе, далее через год и контрольное обследование готовности детей к школьному обучению. Для диагностики были привлечены воспитанники двух групп.

В ходе обследования были получены следующие результаты:

Ӏ. На начальном этапе во второй группе использованы методики «Кубики-вкладыши», диагностика развития речи, разработанная Е.Гольцовой: а) в группе, в которой не внедрялись Монтессори-материалы: — 22 % — с низким уровнем; — 50 % — со средним уровнем; — 28 % — с высоким уровнем.

б) в группе, в которой используются аналоги Монтессори-материалов: — 30 % — с низким уровнем; — 45 % — со средним уровнем; — 25 % — с высоким уровнем. ӀӀ.

В средней группе была проведена диагностика с использованием методик «Найди и вычеркни», «Доска Сегена»: а) в группе, в которой не внедрялись Монтессори-материалы: — 21 % — с низким уровнем; — 42 % — со средним уровнем; — 37 % — с высоким уровнем.

б) в группе, в которой используются аналоги Монтессори-материалов: — 8 % — с низким уровнем; — 42 % — со средним уровнем; — 50 % — с высоким уровнем. ӀӀӀ.

В старшей группе проводилось обследование готовности к школьному обучению по тестам Керна-Йирасека и «Кругозор»: а) в группе, в которой не внедрялись Монтессори-материалы: — 15 % — с низким уровнем; — 45 % — со среднем уровнем; — 40 % — с высоким уровнем. б) в группе, в которой используются аналоги Монтессори-материалов: — 64 % — со среднем уровнем;

— 36 % — с высоким уровнем.

Эти данные помогают увидеть в сравнении результаты обследования и наглядно доказывают, что уровень знаний и умений детей, где были внедрены аналоги Монтессори – материалов значительно превосходит развитие воспитанников контрольной группы.

Благодаря внедрению Монтессори-аналогов мы добились следующих результатов:

  • раннее развитие мелкой моторики рук;
  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • высокий уровень самообслуживания;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • умение строить программу саморазвития;
  • видеть и исправлять собственные ошибки;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

В процессе работы кружка «Клуба маленьких Почемучек» мы пришли к выводу, что система Монтессори – это не только материалы. Не только кубики, розовая башня и коричневая лестница. Прежде всего – это идея.

Это способ подачи информации ребенку и способ отношения к нему. В качестве материала можно применять что угодно, хоть камушки и палочки.

Но если есть возможность сделать красивые интересные материалы, надо ее использовать.

Опыт работы трех лет показал, что использование аналогов Монтессори-материалов — это наиболее эффективное средство для самообразования детей дошкольного возраста.

Считаем, что внедрение инновационных технологий, а именно аналогов Монтессори-материалов, помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для развития способностей детей, формирует у детей устойчивое стремление получать новые знания, обеспечивает сохранение индивидуальности. При этом наши дети могут быть свободными и разными.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функция ребенка.

Список использованной литературы:

1. Орлова Дарья. Большая книга Монтессори : система раннего
развития, которая потрясла мам.Санкт-Петербург, 2010 — 185с.

2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.

3. Пляс Мари-Элен. 60 занятий с ребенком по методике Монтессори: Клевер Медиа групп, 2014 – 192 с.

4. Тимошенко Е.И. Чудо Монтессори. Авторская методика для детей. — 248 с.

5. Мария Монтессори. Мой метод: метод научной педагогики-АСТ.2010 -269 с.

6. Монтессори клуб. Журналы № 1-2007, № 2-6 -2008 г.

Луценко Татьяна Галимжановна, воспитатель детского сада № 42, г. Талдыкорган, Республика Казахстан.

Статья размещена в авторской редакции

Источник: http://PlanetaDetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/innovacionnyj-podxod-k-ispolzovaniyu-analogov-montessori-materialov-izgotovlennyx-svoimi-rukami-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-v-sisteme-samoobrazovaniya-doshkolnikov-v-vozraste-ot-3-6-let.html

MyMedico
Добавить комментарий