Как привлечь внимание детей?

Как привлечь внимание ребенка с аутизмом во время занятия?

Как привлечь внимание детей?

21.07.15

Рекомендации поведенческого аналитика по удержанию внимания ребенка с аутизмом

Тамеика Мидоус / Tameika Meadows
Источник: I Love ABA

Кто бы ни занимался с аутичным ребенком (педагог, родитель, терапевт), он понимает, как важно привлечь и удержать внимание ребенка.

Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к концу занятия.

Инструкции АВА могут включать конкретные требования в быстром темпе, и, если ребенок не сосредоточен на обучении, оценить его успехи может быть трудно.

Даже вне сессии по АВА-терапии привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом может быть непростой задачей. Когда я наблюдаю, как специалисты не из области АВА взаимодействуют с ребятами с аутизмом, то чаще всего они начинают «забрасывать» ребенка инструкциями.

Они могут предъявлять требования ребенку, который поглощен просмотром DVD, сидит к ним спиной и вокализирует. Я не виню ребенка за то, что в подобной ситуации он не выполняет их требований.

Как может ребенок выполнить просьбу «Иди ужинать», когда он, в лучшем случае, услышал «.. нать»?

То, что большинство взрослых считают признаками внимания (поддержание контакта глазами, немедленная реакция), для ребенка с аутизмом — трудное поведение. Самостимуляции могут затруднять внимание, равно как и проблемы со слуховым восприятием.

Например, если я в детском игровом центре с клиентом, и я пытаюсь дать ему инструкцию, то мне придется конкурировать с шумом других детей, которые орут и хохочут, с шумом кондиционера и звуковыми эффектами от ближайшего автомата с видеоигрой.

Моему клиенту будет трудно отфильтровать весь этот шум, чтобы сосредоточиться на том, что я говорю.

Проблемы с социализацией также мешают ребенку с аутизмом уделять внимание во время занятия.

Прямой взгляд мне в глаза может быть очень неприятен для ребенка, и если я потребую от него «смотреть мне в глаза», то полученный дискомфорт помешает ему сосредоточиться на том, что я говорю.

В других ситуациях физическая близость ко мне может быть ему неприятна, и это может затруднить понимание моих слов. Когда мы пытаемся привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом, мы должны учесть все эти факторы.

Мне кажется, что это уже всем известно, но на всякий случай напомню: если человек с аутизмом не смотрит вам в глаза, то это еще не значит, что он вас не слушает.

Я знаю, что многие учителя уверены, что если ребенок смотрит в пол, когда они с ним говорят, то это признак неуважения.

Однако ребенок с аутизмом может отводить от вас взгляд именно потому, что он пытается сосредоточиться на вашей речи.

Вот несколько идей по привлечению внимания:

Чего лучше избегать

Не окликайте ребенка по имени. Лучше вообще не называть имени ребенка, когда вы пытаетесь привлечь его внимание во время занятия. В противном случае вы можете в буквальном смысле повторять его сотни раз за два часа. В итоге, вы просто учите ребенка, что его имя всегда означает какие-то требования.

Представьте, что во время работы ваш начальник только и делает, что выкрикивает ваше имя, и каждый раз это заканчивается тем, что у вас прибавляется дел. Как быстро вы начнете вздрагивать и чувствовать раздражение каждый раз, когда начальник произносит ваше имя? Довольно быстро.

Так что очень важно не объединять имя ребенка с работой («Эйдан, покажи чашку», «Эйдан, дай желтый», «Эйдан, сколько тебе лет»).

Не прикасайтесь к лицу ребенка и не поворачивайте его голову. Помимо того, что это никак не связано с настоящим вниманием (ребенок может повернуть лицо в вашу сторону, но все равно не смотреть на вас), эти действия очень неприятны для ребенка.

Представьте, что вы заскучали, пока я рассказываю вам о своем отпуске, и я хватаю вас за подбородок, чтобы вернуть ваше внимание. Вам это понравится? Сомневаюсь.

Ребенок мог вообще позабыть о вашем присутствии и погрузиться в самостимуляции, так что внезапное прикосновение к лицу или подбородку может сильно его перепугать.

Не говорите «Посмотри на меня!» Поймите, что фраза «Посмотри на меня» не является просьбой о внимании.

Также, пожалуйста, не кричите ребенку «Смотри на меня!» Это не способ привлечения внимания.

Говорите нормальным тоном, не повышайте голос, используйте ярко выраженную мимику и скажите что-то вроде «Посмотри сюда» (одновременно показывая на учебный материал).

Не используйте однообразные напоминания и подсказки. Раньше я использовала визуальные подсказки, чтобы вернуть внимание ребенка за столом, особенно с очень маленькими детьми.

Тем не менее, такие подсказки бывает сложно обобщить или уменьшить. Я говорю о знаках типа «Руки на коленках, ноги на полу, рот закрыт, готов учиться».

Я предлагаю не полагаться на подсказки и напоминания вроде этих, потому что они не учат ребенка концентрировать внимание, они учат его зависеть от ваших подсказок.

Что можно попробовать

Используйте поведенческий импульс. Говоря кратко, поведенческий импульс означает, что вы позволяете человеку быть успешным, и только потом предъявляете более сложное задание или требование.

Так что если вы проводите сессию АВА, и ребенок не уделяет внимания, то дайте ему несколько простых заданий, которые он уже полностью освоил.

Таким образом, у ребенка будет поведенческий цикл — просто (поощрение) + просто (поощрение) — прежде чем вы перейдете к более трудным задачам, и ребенок будет более внимателен во время них.

Ведите себя весело и эмоционально. Лучший способ привлечь внимание, конечно, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Однако со многими клиентами в прошлом я дурачилась на полную катушку, и мы начинали сессию с обратного отсчета, рукопожатий и ногопожатий, гонок вокруг стола и так далее.

Для детей постарше и более высокофункциональных можно предложить сделать выбор («Сначала делаем «Куда подходит» или «Играем в цифры»?»). Таким образом ребенок будет участвовать в структуре сессии, а вы получите его внимание.

Поймайте мотивацию. Если вы правильно определили, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет к повышению внимания.

Если мне очень нужны пять долларов, и тут вы идете ко мне с пятью долларами в руках, то я, скорее всего, уделю большое внимание тому, что вы мне говорите.

А вы разве нет? Всегда начинайте работу с проведения систематической оценки предпочтений, чтобы узнать, что именно мотивирует ребенка.

Полезный совет

Внимание — это сложный навык, и не надо считать по умолчанию, что он у ребенка есть. Возможно, ребенок просто не знает, как и на чем сосредоточиться во время занятия.

В этом случае, вы можете использовать АВА для обучения этому навыку.

Вот несколько примеров программ, которые могут улучить внимание во время занятий: имитация, рецептивная речь, реагирование на имя, слежение за предметом (ребенок следует взглядом за предметом).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Методики и лечение

Источник: http://outfund.ru/kak-privlech-vnimanie-rebenka-s-autizmom-vo-vremya-zanyatiya/

Как привлечь внимание ребенка к книге или как учить малыша любить читать

Как привлечь внимание детей?

Новое поколение детей очень мало читает и это понятно – есть более доступная и упрощенная форма получения информации – телевидение, компьютер и т.д.  Но во многом виноваты родители. Ведь ребенка нужно учить всему, в том числе и чтению. Как учить детей читать?

Пока малыш еще совсем маленький нужно ввести книгу в жизнь ребенка как само собой разумеющееся.

Основные этапы развития начальной грамотности

  • Слышать маму ребенок начинает еще задолго до своего рождения, и если мама читает детские книжки своему будущему ребенку завязывает первые узелочки на пути к литературе)
  • В 3 мес можно точно определить, что нравится ребенку (из маминых рассказов) по мимике ребенка.
  • С 6-12 мес ребенок приобретает много новых навыков, Он перелистывает страницы, пробует на вкус, рассматривает некоторые картинки
  • С 12-18 мес малыш может точно показывать персонажей на картинке, более уверено листать страницы и даже выбирать более интересную книгу 9их предложенных)
  • с 18 мес можно выделить любимые книги, ребенок повторяет отдельные слова и фразы, соответствующие рисункам.

Общие советы для родителей

Чтение книг могут помочь научить малышей говорить и подготовить их слушать и учиться в школе.

Ваши дети будут учиться навыкам чтения в школе, но часто они ассоциируют чтение с работой (тем что необходимо делать без желания), не развлечением.

Лучшее что родители могут сделать, чтобы поощрять детей любить книги и чтение, это читать им вслух. И не прекращайте читать им вслух, как только они научились читать сами.

* Читайте вашему ребенку каждый день, даже если это происходит только в течение нескольких минут. Это время проведенное вместе.* Чтение должно быть веселым/увлекательным.

Вам не нужно заканчивать рассказ, если ваш ребенок теряет интерес к нему, заинтересуйте его интонациями, улыбками, эмоциями во время рассказа.* Позвольте вашему ребенку выбрать книгу, даже если это означает чтение одной и той же книги снова и снова.

* Приглашайте/зазывайте ребенка к чтению посредством предложения зачитывания уже знакомой книги, которую он запомнил из ранее услышанных.* Остановитесь и спросите об иллюстрации или о том что ваш ребенок думает, что будет дальше по рассказу. Ответы могут удивить вас.

* Читайте различные детские книги, в том числе сказки, поэзия и детские стишки.

* Принимайте во внимание интересы ребенка в выборе книг. Есть много книг на научно-популярные детские темы, такие как про океан или собак/кошек

Как приучать к чтению в возрасте 6-11 месяцев? 

Выделите несколько (5-10 минут) тихих минут (выключите телевизор!) для чтения книг, как часть вашего регулярного заведенного порядка подготовки ко сну.

Регулярные процедуры перед сном начатые в этом возрасте могут предотвратить будущие проблемы со сном.

Обучайте вашего ребенка как засыпать в одиночестве, укладывая его самостоятельно в постели, что помогает предотвратить будущие ночные просыпания.

В 6-11 месяцев дети могут:

Держаться за книгу и поглаживать фотографии.Пробовать на вкус книгу.Копировать некоторые звуки которые вы произносите, и внешний вид на вашем лице.Концентрировать внимание на книге в течение нескольких минут за один раз.

Что могут сделать родители:Найдите тихое, удобное место для чтения книгНазывайте что это указывая на изображение, заинтересовавшее вашего ребенкаПомогите вашему ребенку перелистывать страницыИзображайте картинки с помощью вашего лица, рук и голоса.

Наслаждайтесь игрой в копирование/повторение ребенком ваших действий по прочтению книг

В 12-14 месяцев дети могут:

Выбирать книгу для чтения.Указывать на картинки, которые им нравятся в книге.Подражать некоторым звукам животных, когда они смотрят на картину с этим животным.Подражать вашим реакциям во время чтения книг.Концентрировать внимание на книге в течение нескольких минут за один раз.Что могут сделать родители:Найдите тихое, удобное место для чтения книг.

Называйте что это указывая на изображение, заинтересовавшее вашего ребенкаПомогите вашему ребенку перелистывать страницы.Задавайте ребенку вопросы, на которые он может ответить, вроде: “Кто сказал, мяу?” “Где собачка?”, “Где счастливый ребенок?”

Имитируйте звуки которые делает ваш ребенок, глядя на картину.

Затем добавляйте очень короткую фразу, например, “‘МУУ, корова говорит “МУУ”.

В 15-17 месяцев дети могут:

Выбирать книгу для чтения.Смотреть на любимые картинки и придумывать свои собственные звуки для некоторых из них.Указывать на 1 или 2 животных и воспроизводить звуки этих животных.Концентрировать внимание на книге в течение нескольких минут за один раз.

Смеяться, визжать и бормотать что-то, наслаждаясь с вами любимой книгой.Что могут сделать родители:Найдите тихое, удобное место для чтения книг.Назовите и скажите несколько слов об изображении, на которое указывает или смотрит ваш ребенок.

Имитировать звуки или слова, которые произносит ваш ребенок, глядя на картину. Затем добавить еще несколько слов, например: «Да, глаза. У девушки красивые зеленые глаза “.

Пытаться играть во время разглядывания картинок, например: Где нос у девочки? Где нос мамы? Где твой нос? …”

Назовите, а затем продемонстрируйте действия в книге, например, “Смех. Посмотри на смеющегося мальчика.” Затем смейтесь вместе с вашим ребенком!

В 18-23 месяца дети могут:

Выбирать книгу для чтения и сказать вам, что они хотят “больше книг” или “другую книгу”.Показывать на любимую картину и сказать пару слов о ней.Смотреть на знакомых животных и имитировать их звуки.Заканчивать фразы из книг, которые они очень хорошо знают.Наслаждаться поездкой в публичную библиотеку где им будут читаться новые истории или поездкой к тем кто одолжит книги.

Что могут сделать родители:Найдите тихое, удобное место для чтения книг.Помогите ребенку качественнее произносить слова, повторяйте их слова, но произносите правильно и используйте их в короткой фразе.Помогите ребенку понять речь, говоря в медленно, короткими фразами, и ждите пока ребенок не попытается начать свою речь.

Используйте совместное чтение книги как способ успокоения и комфорта для вашего ребенка

2-летние дети могут:

Выбирать книгу для чтения.Любят читать одну и ту же книгу снова и снова и снова!Повторить некоторые слова и фразы, которые вы говорите, или читаете.

Задавать вам вопросы, такие как: “Что это?”Наслаждаться поездкой в публичную библиотеку где им будут читаться новые истории или поездкой к тем кто одолжит книги.Что могут сделать родители:Найти тихое, удобное место для чтения книг.

Используйте совместное чтение книги как способ успокоения и комфорта для вашего ребенка.Начать разговор, повторяя важное слово для вашего ребенка (на чем он сконцентрировал внимание), которое он только что сказал, например, можно сказать: “Воздушный шар. Много воздушных шаров.

У девушки есть множество воздушных шаров.” Затем ждать пока он еще что-то скажет.Посчитать количеств картинок и ждать пока ребенок повторит счет/числа за вами.

Отвечать с энтузиазмом на вопросы и комментарии вашего ребенка.

3-4-летние могут:

Называть книги, которые они хотят почитать с вами.Делать вид что они читают свою любимую книгу вслух для вас.Рассказывать вам в виде истории, о любимых вещах, которые они видели или с которыми они что-то делали.Задавать вам вопросы о книгах которые вы читаете вместе.

“Поправлять” вас, если вы пропустите слово или страницу в любимой книге.Рассказать вам историю из любимой книги своими словами.Что могут сделать родители:Найдите тихое, удобное место для чтения книг.Попросите ребенка рассказать вам о картинке и истории.

Отвечайте с энтузиазмом на вопросы и комментарии вашего ребенка.Попросите ребенка показать вам на картинке, вещи которые являются, похожими/однородными. Вы можете сказать: “Можешь ли ты найти все вещи синего цвета?” Или “Покажи мне все то, что может летать.

Обращайте внимание на цвета, формы, числа в его любимых книгах.

Last Updated 8/6/2013
Source: Committee on Early Childhood (Copyright © 1994 American Academy of Pediatrics)

Читайте еще:

Рецепты детского меню

-уроки о здоровье детей

Статьи о здоровье детей

Источник: https://kroha.od.ua/kak-privlech-vnimanie-rebenka-k-knige-ili-kak-uchit-malyisha-lyubit-chitat/

Гигиена: пять способов научить особого ребёнка рутинным процедурам

Как привлечь внимание детей?

Сенсорная система нашего организма помогает держать тело и сознание на том уровне возбужденности или спокойствия, который оптимален для сложившейся ситуации.

Мы спокойны именно настолько, сколько требуется, чтобы слушать собеседника, обращать внимание на его слова, делать работу и сопереживать кому-то. Будь мы чрезмерно расслаблены, мы бы уснули.

Если мы возбуждены, то мы жадно принимаем всю поступающую через органы чувств информацию и готовы реагировать на новые события, но мы не настолько напряжены, чтобы беспорядочно носиться по комнате и пинать стены.

Некоторым детям, испытывающим проблемы с концентрацией и вниманием, требуется окружение с меньшим количеством сенсорных раздражителей, поскольку они легко отвлекаются на яркие предметы или громкие звуки.

Другим детям, напротив, легче вовлечься в игру или решение задания, когда предметы сильно раздражают органы чувств.

Этим детям нужно более интенсивный сенсорный опыт, чтобы настроиться на работу и оставаться сосредоточенными.

Мы опишем, как лучше добавить новый предмет или доработать старый, чтобы игра или занятие стали более интересными для детей с сенсорной нехваткой.

Звуковые приемы привлечения внимания

Некоторые детям не хватает слуховых раздражителей. Они часто пропускают важные детали или выраженные словами объяснения. Они не отзываются, когда к ним обращается учитель, или же, чтобы сохранять внимание, им приходится издавать собственные звуки (гудеть, петь, похлопывать, хрюкать). При работе с такими детьми, попробуйте следующее:

  1. Говорите стихами или пойте песни (например, если вы хотите, чтобы ребенок оделся и почистил зубы, спойте ему об этом песню).
  2. Пусть все важные моменты ребенок повторяет за вами и пересказывает вам, как только вы прекращаете говорить.
  3. Делайте перерывы в занятиях с активными движениями под музыку
  4. Используйте сенсорные перерывы с музыкальными игрушками
  5. Используйте музыку и громкие или необычные звуки в обучении
  6. Хлопайте, топайте, щелкайте пальцами, когда вы что-то перечисляете или считаете.

Визуальные приемы привлечения внимания

Некоторым детям нужно больше задействовать визуальный канал получения информации. Они плохо понимают написанные на листе бумаги инструкции или не замечают окружающие их предметы. Им не интересны такие занятия, как чтение. Для таких детей попробуйте:

  1. Использовать учебные материалы ярких насыщенных цветов.
  2. Играть или работать на поверхности яркой раскраски
  3. Использовать цвет для привлечения внимания ребенка при выделении особенно важной информации
  4. При работе на компьютере использовать красочные программы и движущиеся предметы
  5. Давать ребенку визуальные подсказки в виде наклеек, таблиц и проверочных листов.
  6. Давать задание на сортировку предметов разных цветов, поиск лишнего предмета в группе.
  7. Задания на поиск картинки в книге, поиск задуманной взрослым страницы, составление слов из слогов.
  8. Учится на хорошо освещенном столе
  9. Сенсорные перерывы с такими визуальными раздражителями как сенсорные бутылки. Пусть ребенок ищет спрятанные в комнате бутылки, внутри которых ярко окрашенный сухой рис и различные предметы.

Тактильные приемы привлечения внимания

Многим детям легче всего сохранить концентрацию, когда задействована тактильная система. Эти дети любят касаться предметов и людей сами и чувствовать на себе прикосновения других. Для работы с такими детьми, можно использовать следующие приемы:

  1. Использовать предметы для манипуляции, а не карандаш и бумагу (например, кубики и бусины при обучении счету, наклейки и вкладыши при обучении новым словам и понятиям)
  2. Соединяйте обучающие материалы с ванночками, которые заполнены приятным для ощупывания материалом (буквы и цифры можно погружать в песок или сухой рис)
  3. Используйте игрушки с вибрацией
  4. Используйте рельефный текст для важной информации – его, например, можно сделать при помощи клеящего пистолета. Вырезайте буквы и цифры из бархатной бумаги или промокашки, чтобы их было интересно ощупывать.
  5. Делайте сенсорные перерывы – пусть малыш обнимает мягкие игрушки, купается в подушках или наполненных фасолью мешках, играет с пластилином или кремом для бритья.
  6. Давайте ребенку четки, резинки, эспандеры, игрушки, чтобы он перебирал их в руках, когда слушает вас или должен сохранять внимание длительное время.

Приемы привлечения внимания, связанные с движением

Многие, если не все дети нуждаются в движении, чтобы воспринимать и запоминать информацию. Детям просто физически тяжело сидеть длительные промежутки времени, поэтому чтобы увлечь их, нужно обеспечить им движение. Для детей, которым не хватает моторной активности, используйте такие приемы:

  1. Предлагайте им частую смену положения тела. Одна из учебных методик предлагает водить детей между различными столами в классной комнате. Предлагайте детям выполнять домашнее задание лежа на полу, сидя на набитом фасолью стуле, или даже лежа под столом с книгой приклеенной к обратной стороне столешницы!
  2. Если ребенок вынужден долго сидеть, то используйте надувные стулья, кресла-качалки и огромные мячи для фитнеса.
  3. Соединяйте обучение и движение. Пусть математический пример располагается в одной стороне коридора, варианты ответа на него – в другой, а между ними будет расположена полоса препятствий. Используйте движения тела, чтобы ребенок запомнил буквы. Приклеивайте карточки с заданиями на стене на разной высоте, и пусть ребенок тянется за ними, когда занимается.
  4. Делайте перерывы на движение – обязательно включайте сюда качание на качелях, балансирование и выполнение действий против сопротивляющейся силы (растягивания, сжимания).

Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/sosredotochennost-30-sposobov-nauchit-rebyonka-kontsentratsii-vnimaniya/

MyMedico
Добавить комментарий