Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Содержание
  1. Ребёнок не говорит в 1,5 года: что нужно делать
  2. Норма развития детской речи в полтора года
  3. Возможные симптомы и причины речевого отставания
  4. Как увидеть нарушение речевого развития
  5. Как можно стимулировать речь в 1,5 года
  6. Занятия с ребенком 1,5 лет для развития речи
  7. Особенности речи полуторагодовалого ребенка
  8. Как развивать речь полуторагодовалого малыша?
  9. Увлекательные игры для развития речи крохи
  10. Развитие мелкой моторики как стимуляция речи полуторагодовалого малыша
  11. Особенности развития речи у слабослышащих детей
  12. Подведем итоги
  13. Развитие речи ребенка в 1-1,5 года: как научить разговаривать, сколько слов должен знать
  14. Вопрос первый – нужен ли вам вундеркинд?
  15. Вопрос второй – первые слова
  16. Вопрос третий – что делать с «Ы»?
  17. Вопрос четвертый – что нам делать?
  18. Вопрос пятый – используем народное творчество
  19. Вопрос шестой – развиваем разговор фразами
  20. Вопрос седьмой – придумываем сказки и в них играем
  21. Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?
  22. Как научить ребёнка говорить в год: основные методики и рекомендации
  23. Какие можно выделить стадии освоения речи?
  24. Какие существуют методики развития речевого аппарата?
  25. Какие существуют типы речи?
  26. Как научить ребёнка говорить?
  27. Когда ребёнок начинает произносить первые слова?
  28. Особенности речевого обучения малыша с полугода до 1 года
  29. Особенности развития речи у детей от года до 2 лет
  30. Как научить кроху говорить простыми предложениями?
  31. Речь ребенка в 1,5 года
  32. Что должен говорить ребенок в 1,5 года?
  33. Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма
  34. Развиваем речь ребенка 1,5-2 лет: рекомендации

Ребёнок не говорит в 1,5 года: что нужно делать

Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Норма развития речи к полутора годам, причины отставания от сверстников, как их определить и что делать в случае выявления нарушения. Способы стимуляции речевого развития в этом возрасте.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов.

Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов.

Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение.

«Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» — вот несколько подобных предложений из слов-корней.

Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.

Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет.

Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей.

К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/ne-govorit-1-5/

Занятия с ребенком 1,5 лет для развития речи

Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Речь — это один из важных показателей психического развития ребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. В раннем возрасте, в 1,5 года, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления — это единый процесс.

Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи.

У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых.

Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.

Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства. Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо с детства слышать речь, принимать косвенное участие в разговоре. Только так он сможет научиться говорить самостоятельно.

Особенности речи полуторагодовалого ребенка

В 1,5 года в речи детей уже достаточно слов (около 40) для того, чтобы они с их помощью стали строить первые простые предложения, например «Хочу пить!» или «Дай ам!».  Очень часто малыши строят предложения, грамматически не связывая слова в них .

Слова в активном словаре малыша — это по большей части имена существительные и несколько глаголов. В основном это:

  • названия и имена игрушек;
  • имена родных;
  • названия животных.

Личные местоимения и прилагательные также включены в активный лексикон крохи, но в минимальном количестве. С полутора до двух лет количество слов в словаре малыша резко увеличивается с 40 до 100 и даже 300 слов!

В это время малыши начинают четко произносить основную часть гласных звуков, при этом частично некоторые из них стараются заменить искаженными звуками, зато более более простыми в артикуляционном отношении, а твердые согласные, такие как «д», «т», «з», — мягкими. Наряду с упрощением звуков можно отметить и упрощение некоторых слов за счет укорачивания, сокращения или выбора обрывка слова с ударным слогом в качестве основы, например в слове «приехал» это «еха», и так далее.

Чтобы развитие речи в 1,5 года было активным, необходимо постоянно разговаривать с малышом, используя развернутые фразы, а также предложения из более чем четырех слов, меняя грамматические формы знакомых слов, падежи. Малыши в этом возрасте уже отлично понимают речь взрослых, поэтому им можно читать сказки и коротенькие стишки, например Агнии Барто.

Как развивать речь полуторагодовалого малыша?

В 1,5 года кроха уже способен повторять за взрослыми простые двусложные слова. На этом этапе очень полезной станет игра «Телефон».  Для этого вам понадобится трубка от игрушечного или от настоящего, уже нерабочего, телефона.

Произносите в трубку слова, которые известны малышу, и просите его их повторить. Заменить трубку телефона можно обычным самодельным бумажным «рупором».

Важно в процессе игры произносить слова максимально четко, делая акцент на ударные слоги.

Когда малыш привыкнет играть в эту игру и начнет терять интерес, можно включить в нее новые слова, которые ему знакомы, но которые он пока не умеет произносить самостоятельно.

Еще один эффективный способ научить говорить малыша в 1,5 года — приучать его называть по просьбе взрослого различные предметы, животных, растения. Если в привычке у крохи повторение слов за взрослыми, при этом в самостоятельном общении он отдает предпочтение жестам и мимике, то главная задача взрослых — это создание комфортных условий, стимулирующих общение с помощью речи.

Это легко можно сделать, если организовать с крохой предметное взаимодействие, постоянно поддерживая с ним речевой и эмоциональный контакт. Не стоит слишком надолго оставлять ребенка наедине с игрушками.

Для стимуляции развития речи малыша в 1,5 года нужно наладить с ним совместные игры, пусть и с использованием игрушек.

Все нужно стараться делать вместе, описывая собственные действия, стимулируя развитие диалога.

Увлекательные игры для развития речи крохи

Важно постараться подобрать для ребенка такие игры, в которые он не сможет играть один, которые будут возможны только со словесным общением. Так, например, мальчику можно предложить поиграть в стройку, нагружая и разгружая самосвал кинетическим песком или кубиками. При этом ребенок должен будет подавать соответствующие команды типа «Вниз!», «Вверх!» или «Стоп!».

А с девочками можно поиграть с куклами, приучая их к общению с игрушкой, которая по замыслу будет мечтать о том, чтобы слышать голос ребенка перед сном, во время кормления, одевания и так далее.

Если, по мнению родителей, малыш в 1,5 года может говорить, но не хочет, потому что ленится, можно попробовать вызвать у него речь с помощью игр для «незнайки». Принцип игры простой. Кто-то из взрослых должен будет походить по дому вместе с игрушкой, например с куклой, размышляя вслух от ее имени относительно того, что ей встречается на пути, намеренно путая названия.

Малыш обязательно заметит ошибки и захочет исправить. Чтобы прибавить игре азарта, можно сказать ребенку, что игрушки, которые были названы неправильно, при этом не были отмечены малышом как ошибка, будут спрятаны в черный мешок. Ребенок обязательно захочет спасти игрушки и будет стараться исправить «незнайку».

Развитие речи ребенка ускорит игра с картинками. Суть игры крайне простая.

Чем больше он назовет названий предметов и животных по картинкам, тем ближе он приблизится к цели, например, по дорожке из кубиков к сюрпризу под носовым платком (можно положить что-нибудь вкусное, что любит кроха).

Со временем, когда ребенок будет легко называть предметы, животных и растения по картинкам, можно будет усложнить задание и попросить его найти и показать на картинке отдельные их части и детали.

Развитие мелкой моторики как стимуляция речи полуторагодовалого малыша

Каждый взрослый знает, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Именно поэтому в 1,5 года так важно уделять внимание развитию мелкой моторики малыша в процессе увлекательных игр.

Нужно понимать, что в 1,5 года малыш уже достаточно координирован. Он с легкостью удерживает игрушки в руках столько, сколько нужно, может их вертеть, кидать, сталкивать, разбирать, перемещать в разные емкости. Наблюдая за развитием моторики рук малыша, нужно продолжать делать все возможное для того, чтобы совершенствовать этот процесс.

Начинать можно с самых простых игр и упражнений: малыш может перебирать камни, крупу, игрушки из дерева или резины. Предлагая крохе заниматься с мелкими предметами, обязательно нужно обеспечить ему должный контроль, наблюдая за тем, чтобы он не проглотил или не засунул в нос какую-нибудь детальку.

Когда малыш немного освоится, можно предложить ему более сложные игры, например на основе нанизывания, застегивания, шнурования. Например, вместе с крохой можно нанизывать крупные бусины на леску, шнуровать старые ботинки или специальные игрушки со шнуровкой, застегивать и расстегивать пуговицы.

Отличный вариант для развития мелкой моторики пальцев ребенка в 1,5 года — это игры с кинетическим песком. Вместе с малышом можно лепить целые города, создавать сказочные представления из песочных фигур.

Детям в 1,5 года очень нравится рисование пальчиковыми красками. Они с удовольствием раскрашивают пальчиками бумагу, радуясь полученному результату.

С полуторагодовалым малышом также можно заниматься аппликациями, делать поделки из природных материалов и фасоли, собирать пазлы, мозаику и конструктор. Последние варианты игр очень важно подбирать, учитывая возраст малыша.

Например, пазлы должны быть крупными настолько, чтобы у него не возникло сложностей со сборкой картинки.

Конструктор должен состоять из крупных и ярких деталей, так же как и мозаика, из которой кроха пока не сможет складывать орнаменты, но сможет собирать цветное полотно.

Отличный вариант игры для развития мелкой моторики рук ребенка — это «охота» за игрушками в бассейне с кинетическим песком или крупой.

Специально для малыша можно набрать в таз крупу (подойдет гречка, горох, перловка), в которой «утопить» мелкие игрушки.

Кроха получит огромное удовольствие, доставая игрушки, а заодно и потренирует моторику пальцев, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Особенности развития речи у слабослышащих детей

Важно понимать, что для того, чтобы развитие речи у малыша в 1,5 года происходило планомерно, он должен обладать полноценным слухом.

Для ребенка важно слышать речь взрослых постоянно, чтобы подражать и учиться с ее помощью. Слабослышащие дети слышат речь в искаженном варианте, поэтому не способны овладеть ей так же хорошо, как нормально слышащие дети.

Если ребенок не слышит совсем, без специальных занятий он никогда не научится говорить.

В младенческом возрасте тугоухость или полная глухота в первые месяцы практически не оказывает влияния на голоса малышей. Они так же, как и обычные дети, гулят, кричат и плачут.

Со временем из-за неспособности воспринимать речь взрослых предречевые вокализации малыша постепенно начинают тухнуть.

С детьми, у которых диагностировано нарушение слуха, необходимо заниматься по специальной коррекционной программе под руководством опытного специалиста.

Подведем итоги

Итак, подытожим, каким же образом должно происходить развитие речи у детей в 1,5 года и какова роль родителей в этом процессе.

  1. Малыши учатся говорить путем звукоподражания. Родители должны учить их воспроизводить звуки животных, машин, техники, пополняя словарь звукоподражаний крохи.
  2. Ребенок учится говорить благодаря дыхательным упражнениям. Родителям нужно заниматься с детьми выдуванием мыльных пузырей, сдуванием шариков из ваты, задуванием свечей и так далее.
  3. Пальчиковая гимнастика, проводимая регулярно, улучшит речевые навыки крохи.
  4. Постоянное общение с крохой, описание всего, что приходится видеть и делать, обязательно положительным образом отразится на речевых навыках. Важно комментировать все действия крохи с настроением, вызывая у него интерес и позитивные эмоции.
  5. Читайте малышу книги, намеренно замолкая на последних строчках знакомых ему стихов, чтобы вызвать желание продолжить.
  6. Ставьте сценки с игрушками, распределяйте роли, побуждая ребенка говорить за героев.
  7. Занимайтесь развитием мелкой моторики рук детей, ведь это позитивным образом отразится и на развитии речи.

Источник: https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/zanyatiya-s-rebenkom-1-5-let-dlya-razvitiya-rechi.html

Развитие речи ребенка в 1-1,5 года: как научить разговаривать, сколько слов должен знать

Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 1,5 года ребенок уже задает вопросы на своем собственном… Каждый родитель должен знать особенности…

[ads-for-wp ads-id=”9157″][ads-for-wp ads-id=”9158″]

Ребенок в полтора года – настоящий исследователь. Возраст «почемучек» уже не за горами. Но и в своих 18 месяцев ваш непоседа уже задает вопросы на своем собственном языке. И для того, чтобы научить малыша скорее говорить, каждый родитель должен знать особенности развития ребенка этого возраста.

Если ваше чадо в семье уже не первое, то опыт определенно есть. Но возможно несколько советов и толика новых знаний помогут научить ребенка разговаривать быстрее.

Вопрос первый – нужен ли вам вундеркинд?

Все без исключения родители уверены, что их ребенок особенный. Оно и понятно — ведь на свете другого такого нет и никогда не будет.

А вот воплощать свои несбывшиеся мечты за счет любимого карапуза не стоит. У него свои желания, капризы и мечты.

Ведь именно в этом возрасте вы закладываете фундамент будущей жизни ребенка, как бы странно это ни звучало для родителей полуторагодовалых малышей.

Сейчас все большей популярности набирает тенденция раннего обучения ребенка иностранным языкам. Взрослые стараются научить малыша в 18 месяцев английским, немецким, французским словам. Нужно ли это делать и оправданы ли усилия? Однозначный ответ – в полтора года категорически нет.

Ваш ребенок только начинает познавать мир. Ему и родной язык еще как иностранный для вас. Он учиться разговаривать на том языке, который слышит вокруг себя повсеместно: дома, в магазине, на прогулке.

Кроме того, исследования детских психологов показали, что учить малыша в 18 месяцев иностранным языкам — тормозить его речевое развитие. Мозг еще не может воспринимать такое количество новой информации, создавать стойкие нейронные связи.

Тематический материал:

Вопрос второй – первые слова

Ребенок в возрасте от 9 месяцев и до 1 года и 2 месяцев обычно начинает активно ходить. Именно в это время появляются первые слова, первая схематическая речь. До года это существительные, обозначающие тех людей (в некоторых случаях и предметы) которые постоянно окружают малыша: мама, папа, дядя, тетя, баба, деда.

Причем карапуз говорит слова, которые заканчиваются на гласную – ему так легче. Звукоподражетельные: ав-ав (собачка), му (корова) и так далее, тоже получаются весьма легко.

Иногда слова имеют очень замысловатую форму и состоят из части слова, обозначающего предмет. Например «бака» — собака, «ися» — киска. Если это не просто набор звуков, а осмысленное слово, оно будет повторяться каждый раз, как только малыш увидит то, о чем говорит.

Проследите за тем, какие именно слова любит ваш ребенок. Есть категория детей, которые предпочитают существительные – это (по последним психологическим исследованиям) говорит о том, что у карапуза будет аналитический склад ума с уклоном в гуманитарную сторону.

Если же малыш предпочитает слова, обозначающие действие: дай, уйди – будет человек деятельный, активный, с техническим складом ума. Сколько в этом правды – увидите сами.

Зачастую дети обобщают под одно слово несколько предметов, причем совершенно далеких друг от друга. Например «ням-ням» может означать как желание покушать, так и еду или жующего человека. Важно, чтобы такие слова сопровождались жестами. Значит, ребенок осмысленно говорит и понимает сам свои слова, стараясь обратить ваше внимание.

На вопрос: «Сколько слов должен говорить ребенок в 1.5 года» мнения специалистов значительно разняться. В среднем словарный запас должен составлять около 30-40 слов, включая краткие или схематические слова.

Вопрос третий – что делать с «Ы»?

В 10-11 месяцев ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Он пытается вас спросить о том, что его интересует. А делает он это, тыкая пальчиком в заинтересовавший предмет и произнося «Ы!» — такая у него сейчас речь!

Ни в коем случае не запрещайте ему это делать. Он должен знать о том, что привлекло его внимание как можно больше. Именно с таких вопросов и ваших ответов и начинается развитие осмысленной речи.

Отвечайте на вопрос обстоятельно, а не односложно. Например: «Это большая машина. Она делает как?» и вместе с малышом воспроизведите звук бибикающей машины. И так со всеми предметами, на которые ребенок обратил внимание. Ваше чадо делает первые открытия в своей жизни – оказывается каждый предмет имеет свое название и каждое слово имеет свой смысл.

Таким образом, вы формируете пассивный словарь (слова, которые малыш понимает, но пока не говорит). При правильно развитии речевых навыков очень скоро эти слова из пассивного перекочуют в активный и вы услышите их из уст своего чада.

Это важно:

Вопрос четвертый – что нам делать?

Чтобы правильно развить речь у 1.5 годовалого малыша, родителям нужно запастись терпением и не только учить свое чадо, но и самим учиться вместе с ним.

Не переставайте разговаривать, объясняя суть простых вещей. Ребенок должен получать ответы на все свои вопросы. Причем ответ должен быть не только вербализирован, но и сопровожден действием. Так скорее и эффективнее проходит развитие речи.

Например, на прогулке не только покажите дерево или кустик, а дайте потрогать кору или сорвите листик. Маленький человечек должен ощутить еще и тактильно то, о чем вы говорите.

Дома самым интересным местом всегда была кухня или родительская спальня, где много всяких непонятных вещей, которые почему-то нельзя трогать. Но учить малыша с помощью слова «Нельзя» в таком возрасте не совсем целесообразно.

  1. Уберите с глаз предметы, которые могут принести вред малышу. В 11-14 месяцев слова запрета не воспринимаются, а лишь приводят к истерике.
  2. Выберите самые безопасные вещи и продемонстрируйте их в действии. Например, расческой проведите по волосам малыша и дайте ему самому это сделать как себе, так и вам.
  3. На кухне малыш должен видеть процесс приготовления ему самой простой кашки из молока. Налейте его в чашку или кастрюльку и покажите. Не бойтесь поднести его рученку к горячей посудине, но очень аккуратно – он почувствует неприятные ощущения и никогда не будет так больше делать.
  4. Вербализуйте все свои действия, которые вы проводите в присутствии ребенка и по возможности приобщайте его к ним. Уборка пылесосом, веником или тряпочкой поможет понять не только сам процесс, но и незнакомые слова.
  5. Никогда не разговаривайте с малышом на его «тарабарском» языке. Вы должны научить правильно говорить слова на своем примере.

После года начинайте учить делать обобщения. Это первый этап становления абстрактного мышления. И в это раз нам никуда не продвинуться без проделывания определенных манипуляций с предметами.

Например, кастрюля – покажите ее малышу, дайте потрогать, попросите открыть и закрыть крышку, перенести со стула на стол, поставить на место. Покажите все кастрюли, которые есть на кухне. После таких манипуляций ребенок сможет кастрюлю узнать из сотни других предметов.

Вопрос пятый – используем народное творчество

Еще со времен своего детства мы помним, как бабушки пели напевные колыбельные или читали нам забавные стишки, которые до сих пор «сидят» в памяти. Не знаете почему? Да потому, что все эти песенки и прибаутки сопровождались определенным действием или ритуалом.

Пойте малышу колыбельные, когда он засыпает. Затем сыграйте с ним в ролевую игру: пусть он уложит спать куклу, котика, собачку (любимую игрушку) и напевайте вместе с ним эту печенку. Развитие речи, мелодики голоса и его интонативности будет проходить очень хорошо.

Рассказывайте забавные считалочки или потешки, сопровождая их движениями:

Выкую сапожки на Мишкины ножки

Кую-кую сапожок, и по пяточке разок!

Пальчики считаем – большими вырастаем

При этом делайте массаж ножек малышку, имитирую слова песенки. Постарайтесь учить ребенка повторять все движения за вами.

Поиграйте в «Сороку-ворону», задействуя каждый пальчик, ладошку, запястье, локоток, плечико. Так вы научите ребенка не только разговаривать, но и добьетесь развития знаний о собственном теле.

Вопрос шестой – развиваем разговор фразами

От года и 3 месяцев до года и 6-7 месяцев ребенок должен разговаривать простыми односложными фразами. У девочек этот процесс происходит, как правило, на несколько месяцев раньше, нежели у мальчиков.

Сколько нужно развивать такое умение у ребенка – вопрос сугубо индивидуальный. Но развитие такой речевой активности должно происходить при непосредственном воздействии взрослого.

Обычно малыш говорит слово, которое обозначает и предмет, и действие одновременно. Например «мама» может означать «Вот мама», «Мама, дай» или любое другое.

Услышав такое слово, постарайтесь выяснить, чего же именно хочет ваше чадо. Выполняйте действие и комментируйте его вслух. После этого попросите вашего малыша повторить то же самое. Слова, подкрепленные действием, лучше запоминаются.

Вопрос седьмой – придумываем сказки и в них играем

Это могут быть не обязательно сказки, но и просто сюжетные игры, которые малыши в возрасте от года до 16 месяцев часто придумывают и заставляют играть в них взрослых. Вот тут то родитель должен контролировать развитие речи и учить через игру.

Например, садимся кушать и садим рядом куклу. Мама кормит кроху, а кроха кормит куклу. Затем вместе идем спать и поем колыбельную. Встаем и идем умываться тоже вместе. Пусть игрушка станет похожей на чучело, но зато выполнит свою «высокую» миссию – поможет вам учить маленького человечка разговаривать.

Именно в 1.3-1-8 года приходит время игр с простыми предметами:

  • кубики складываем в башенку или делаем из них дорогу;
  • разноцветные шарики закидываем в разноцветные ведерки;
  • более сложная игра – подбираем фигуры по форме и укладываем их в соответствующие прорези;
  • еще сложнее – подбираем цвета этих фигурок.

Такие игры помогают научить ребенка как говорить, так и ориентироваться в пространстве.

Полезный материал: Логические блоки Дьенеша

Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?

Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.

Самый простой способ, который подходит для малышей в 11-12 месяцев, как первый опыт тактильного познания мира путем эксперимента.

Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.

Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.

С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.

  1. Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
  2. Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
  3. Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
  4. Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.

Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.

Источник: http://RearChildren.ru/doshkolnik/odin-god/razvitie-rechi-rebenka-v-1-5-goda/

Как научить ребёнка говорить в год: основные методики и рекомендации

Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Каждый родитель с замиранием сердца ждёт, когда его дитя произнесёт первое слово. После того как это случится, перед родителями стоит задание научить ребёнка разговаривать.

У многих возникают вопросы, как научить ребёнка разговаривать и какие методики лучше всего применять?

Прочитав эту статью, вы найдёте ответ на вопрос, как учить ребёнка говорить, чтобы ему было интересно. Однако, помните, что процесс обучения сугубо индивидуальный, поэтому не стоит останавливаться на одной методике.

Какие можно выделить стадии освоения речи?

Чтобы правильно научить говорить, следует владеть теоретической информацией о том, как происходит освоение речи.

Специалисты выделяют следующие стадии:

  • на 2–3-й месяц — карапуз начинает издавать звуки и различать голоса окружающих;
  • на 7–9 месяце жизни ребёнок начинает произносить короткие слова, так как «дай-дай» или «па-па»;
  • в возрасте 1 года словарный запас малыша может составлять от 50 до 70 слов;
  • в 2 года ребёнок может говорить развёрнутые фразы, в его обиходе от 120 до 300 слов;
  • в 3 года кроха имеет словарный запас до 800 слов.

Обратите внимание на то, что указанная схема является приблизительной, поэтому совсем необязательно, то, что ваш малыш будет вписываться в эти рамки. Кто учится быстрее, а кому-то нужно время, чтобы освоить определённое количество слов.

Какие существуют методики развития речевого аппарата?

Выбирая методику для обучения крохи, помните, что этот процесс не должен утомлять ребёнка, в противном случае методика будет малоэффективной.

Чтобы развить у крохи логический и образный тип мышления, следует использовать игры, которые помогают усваивать новые знания. Для таких игр можно использовать разные геометрические фигуры, головоломки и карточки.

Какие существуют типы речи?

Речь делится на две группы:

  • активная — малыш говорит сам;
  • пассивная — кроха понимает о чём говорят другие.

В первую очередь появляется пассивный тип речи, а только потом активный. Чтобы малыш плавно перешёл от пассивной к активной речи, следует создать следующие условия:

  • Общение с малышом должно быть тёплым и эмоциональным. Старайтесь разговаривать ласковым тоном, так, вы не только передаёте свои эмоции, но и готовите малыша к речевой деятельности.
  • Как можно больше разговаривайте с ребёнком, он должен слышать правильную и грамотную речь.
  • Включайте для прослушивания разные песни или читайте сказки, со временем малыш начнёт копировать услышанные звуки.
  • Всегда сопровождайте предметную деятельность какими-либо фразами. К такой деятельности относится игра. Показывая игрушку, говорите её название со временем малыш начнёт их запоминать.

Как научить ребёнка говорить?

Главное правило гласит, что с малышом нужно как можно больше разговаривать. Во время выполнения каких-либо действий с ребёнком старайтесь компенсировать и ловить заинтересованный взгляд вашего чада.

Обратите внимание на то, что ваше взаимодействие с малышом и комментарии не должны быть исключительно звуковыми, сопровождайте вашу речь жестами, прикосновениями и другими движениями. Например, ребёнок лучше запомнить слово «кубик», если вы ему его покажете и дадите подержать в руках.

Обучая малыша какому-либо слову, старайтесь употреблять его в разных ситуациях и сочетаниях с другими словами. Например, если вы учите слово «каша», то покажите малышу её в виде крупы, потом дайте попробовать, скажите, что кашу следует варить и пр. Таким образом, больше шансов того, что кроха запомнит слово и со временем начнёт его произносить.

Для большего эффекта можно рассматривать картинки, на которых изображается предмет, название, которого вы изучаете.

Когда ребёнок начинает произносить первые слова?

Начиная с 1 года малыш начинает активно передвигаться по дому, тем самым получая новый опыт. Полученный опыт отражается на речевом развитии.

Зачастую первые слова кроха произносит в период с 9,5 месяцев до 1 года 6 месяцев. Чаще всего первые слова — это то, что он чаще всего слышит — папа, мама, баба или же дядя.

Особенности речевого обучения малыша с полугода до 1 года

В 6 месяцев малыш знает свои имя и поворачивает голову, если его произносят. Специалисты во время игры рекомендуют задавать вопросы, которые бы подталкивали малыша сказать название игрушки, которой он играет. Всегда отвечайте на его лепет и постепенно учите его произносить короткие слова, которые состоят из нескольких слогов.

Период с 8 до 9 месяцев — это лучшее время, чтобы обучить кроху имитировать звуки разных животных. Показывайте все на своём примере.

Очень часто для развития речевого аппарата используют игру, в которой нужно показать часть тела и назвать её.

Особенности развития речи у детей от года до 2 лет

То как быстро ребёнок научится говорить напрямую зависит от того, как часто родители с ним разговаривают. В возрасте 1 года дети уже не только понимают, что к ним обращаются, но и умеют говорить короткие и простые слова. По мере того как кроха начнёт ходить, его словарный запас начнёт увеличиваться.

Для эффективного развития можно использовать следующие игры:

  • Игры, которые способствуют развитию интонации. Например, перед ребёнком можно поставить игрушечного льва и кота, и дать задание, что он мяукал как кот, а потом рычал, как лев. Это упражнение хорошо способствует развитию ого тембра, а также оно учит быстро менять интонации.
  • Попросите малыша назвать и показать какие у него есть игрушки. Это отличное упражнение не только для развития речевого аппарата, но и для памяти.
  • Рассматривая с ребёнком картинки в книжке, попросите его сказать, чем занимается тот, кто изображён на картинке, и что он ещё видит.

Как научить кроху говорить простыми предложениями?

Обратите внимание на то, что связная речь формируется только к 3 годам. Чтобы детки начали говорить предложениями, родителям самым нужно говорить простым предложениями.

Просите малыша описать, то что он делать или что делают другие. Показывайте ему пример, пусть он по первому повторяет за вами простые предложения.

Старайтесь играть в такие игры, которые предполагают прямую речь малыша.

Четыре основных совета, которые помогут развить речь у ребёнка

  • Полезными будут занятия артикуляционной гимнастикой. Такие упражнения можно делать даже с младенцами. Обратите внимание на то, что такие занятия будут максимально полезными до того времени, пока малыш не научится чётко говорить.
  • Внимательно слушайте, то что хочет сказать ваш ребёнок. Дайте ему обратную реакцию ответной фразой. Активное слушание нужно для того, чтобы поправляли малыша во время речи, тем самым корректируя её. Во время коррекции используйте уточняющие вопросы, переспрашивать и просите повторить сказанное слово.
  • Читайте вслух. Дети, которые слушают разговорную речь родителей быстрее начинают сами говорить. Таким образом, малыш узнает больше слов, тем самым делая свою речь богаче.
  • Пойте песни и учите простые стихи. Так, ребёнку будет намного интереснее учиться.

Почему могут возникать задержки в речевом развитии детей?

Зачастую причиной позднего развития речи является то, что дети недополучает нужного общения. Занятые родители зачастую окружают малыша разной техникой: телевизором, планшетами, а это негативно влияет на развития малыша. Ему нужно именно живое общение. Это объясняется тем, что кроха слышит речь по телевизору, однако, он не понимает, что она адресована ему.

Иногда причиной, того, что дети долго не начинают чётко говорить, является, то, что родители хорошо понимают лепет малыша. Вместо того, что стимулировать кроху говорить правильно, родители начинают угадывать, то что он хочет сказать. Чрезмерное сюсюканье может оказать негативное влияние на развитие малыша.

Проблемы с речью могут быть вызваны также тем, что ребёнок непослушный или очень активный. Такой малыш становится рассеянным и не старается запомнить и воспроизвести новые слова. Вместо того, что выслушать, то что хочет сказать мама или папа, малыш начинает кричать и прерывать общение.

Как итог следует отметить, что у каждого ребёнка развитие происходит по-разному. Кто-то начинает говорить очень рано, а кто-то с небольшой задержкой. Несмотря на это, родители должны уделять большое внимание развитию правильной и грамотной речи. Однако, помните, что все должно происходить в игровой форме, малышу должны нравиться такие занятия.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/kak-nauchit-rebenka-govorit-v-odin-god.html

Речь ребенка в 1,5 года

Как научить ребенка говорить в 1,5 года

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок  в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребенок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня».

Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее).

  Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» – Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас.

В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком.

Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

  Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи – характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

 Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка – например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» – улица, «поси на уицу» – пошли на улицу).

Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

     Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

     1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

     2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, – одним словом, играя.

Развиваем речь ребенка 1,5-2 лет: рекомендации

  • Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит.

    В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»

  • Читайте стихи, потешки.

    Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.

  • В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова.  Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину.

    Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее.

    Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве).

    Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?».

    И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить.  Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.

  • Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова.

     Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет  обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.

  • Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности.

    Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?». Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.

  • Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!

Источник: https://rechrebenka.ru/rech-rebenka-v-1-5-goda/

MyMedico
Добавить комментарий