Как найти подход к шестилетнему ребенку?

Содержание
  1. Кризис 7 лет у ребенка – признаки, психология, что делать родителям, полезные советы
  2. Специфика переходного возраста младшего школьника
  3. Особенности развития детей 6–7 лет
  4. Основные признаки кризисного периода
  5. Как наладить контакт с малышом?
  6. : как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает
  7. » Неуправляемый ребёнок
  8. Взгляд со стороны
  9. Рассмотрим причины
  10. Что делать с гиперактивностью?
  11. Модели поведения родителей
  12. Жалеем маму
  13. Что делать, если ребёнок неуправляем
  14. Смотрите видео, в котором психолог советует, как справиться с шалуном
  15. Как найти подход
  16. Если истерика случилась
  17. Выводы
  18. Системно-векторная психология. Кто первый? Как найти подход к гиперактивным детям
  19. Два брата, две противоположности
  20. Царь… Очень приятно – царь…
  21. Сместить акценты
  22. Не дать заскучать
  23. Любофф…
  24. Если не ты, то кто?
  25. И такое бывает…
  26. Хочу быть лидером
  27. Конкуренция за право первенства
  28. Разный подход
  29. Как найти подход к дочери – подростку
  30. Проблемы с внешностью
  31. Окружение любовью, заботой и вниманием
  32. Помощь по дому

Кризис 7 лет у ребенка – признаки, психология, что делать родителям, полезные советы

Как найти подход к шестилетнему ребенку?

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело. Очень часто можно услышать от мам и пап жалобы на то, что их дети стали неуправляемы, капризны и порой даже агрессивны.

А ведь ничего, кроме любви, в них не вкладывалось.

Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и одним из самых сложных считается кризис 7 лет.

Специфика переходного возраста младшего школьника

В кризисный период ребёнок ведёт себя манерно, наигранно

На протяжении жизни человек переживает пять кризисов:

  • в 1 год (происходит из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов);
  • в 3 года (конфликт выделения своего «я» в отношениях со взрослыми, которые не всегда принимают желание малыша быть самостоятельным);
  • в 7 лет (возникает на фоне начала нового этапа социализации – поступления в первый класс и осознания себя личностью);
  • в 17 лет (обусловлен необходимостью самоопределяться после беззаботной и привычной школьной жизни);
  • в 30 лет (связан с подведением промежуточных итогов жизни, анализом достижений и поражений).

Каждый из этих периодов заслуживает внимания и участия близких людей, однако в семилетнем возрасте это особенно важно. По мнению психологов, у ребёнка в 6–7 лет рождается его социальное «я».

Поэтому малышу предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.

И теперь ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенности развития детей 6–7 лет

Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников

С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.

Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться.

Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер.

Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основные признаки кризисного периода

Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет

Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:

  • манерничание на людях, в семье, попытки подражать старшим (родным, героям кино, книг);
  • кривляние (чаще всего направлено на самых близких);
  • появление сдержанности (ребёнок в 7 лет теряет свою способность непроизвольно – непосредственно – реагировать на те или иные события, теперь малыш осмысливает всё, что происходит вокруг него);
  • периодическое игнорирование просьб или указаний старших, непослушание;
  • необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • потребность признания окружающими взрослыми значимости личности.

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным».

Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе.

И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.

Как наладить контакт с малышом?

Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Юрий Энтин: «Что за дети нынче, право, никакой на них управы, Мы своё здоровье тратим, Но на это наплевать им…»

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком. Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

  1. Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
  2. Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
  3. Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
  4. Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»). Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса. Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания. Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
  5. Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
  6. Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
  8. Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
  9. Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
  10. Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

: как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает

Любой кризис – это тяжёлый период в жизни человека и всех, кто его окружает. Что касается переломного этапа в 7 лет, то он усиливается ещё и тем, что ребёнок не может найти разрешение внутренних конфликтов самостоятельно. Поэтому взрослые должны проявить всю свою чуткость, любовь для того, чтобы кризис 7 лет прошёл легко и закончился быстро.

(Visited 57 172 time, 54 visit today)

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/kak-pomoch-rebyonku-spravitsya-s-krizisom-7-letnego-vozrasta.html

» Неуправляемый ребёнок

Как найти подход к шестилетнему ребенку?

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье.

Взгляд со стороны

Кто такой неуправляемый ребёнок? Это ребёнок, не выполняющий требования и правила родителей, не подчиняющийся им.

Давайте вспомним, как выглядит со стороны неуправляемое поведение ребёнка. Например, представьте, что ребёнок несётся как торнадо по детскому психологическому центру. Кажется, что он одновременно в нескольких местах. Повсюду лезет, всё трогает, дёргает, тянет, обращается к встречным, не дожидаясь ответа.

При хватании ценных предметов и получении замечаний — реагирует неадекватно, агрессивно, бросается в драку или отмахивается и несётся дальше, угрожая опасностью что-то разбить и сломать.

В таких ситуациях мамы, обычно, в полной растерянности: не хотят быть бессердечными и жестокими по отношению к ребёнку, а что-то сделать, чтобы остановить беспорядок, не могут.

Бывает так, что ребёнок вроде бы утихомирился, проявил послушание, но спустя какое-то время всё снова становится как прежде: малыш не слушается, окружающие недовольны, родители в шоке.

А бывает, что дети вполне тихо и мирно ведут себя в детском саду, школе или в гостях, однако дома превращаются в настоящих хулиганов и практически доканывают своим поведением всю семью.

Чем же может быть вызвано столь демонстративное поведение?

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно разбрасывает игрушки, совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, — это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Что делать с гиперактивностью?

Бывает так, что причина неуправляемости ребёнка кроется в его гиперактивности. Для ребёнка с повышенной активностью состояние неуправляемости – обычное дело. Такие дети даже при всём своём желании не могут сдержать себя.

Что же делать с гиперктивностью?

  1. Изучаем вопрос гиперактивности. Вначале родителям следует разобраться в этом вопросе, узнав, какие проявления поведения присущи гиперактивным детям. Такие дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
  2. Проявляем спокойствие. Помните, что агрессия рождает агрессию. Не сдержавшись в отношении ребёнка, вы не сможете с ним договориться, а только усугубите скандал. Сдерживайте эмоции (ведь та то мы и взрослые), будьте последовательны в действиях и решениях. Увидев ваше спокойное поведение, малыш поплачет и успокоится.
  3. Вводим чёткий режим дня. Гиперактивным детям нужно быть всё время чем-то занятыми. Сделайте небольшой яркий плакат с расписанием дня и поместите его в поле обозрения ребёнка. Распишите, сколько времени отводится на каждый вид деятельности. Не забывайте напоминать ему об обязанностях.
  4. Отдаём в спорт. Лучший способ найти применение чрезмерной энергии гиперактивного ребёнка – записать его в спортивную секцию. Ребёнку должно нравиться заниматься спортом. В процессе занятий он не только выплеснет негативную энергию и скопившуюся агрессию, но и научится соблюдать дисциплину.

Если ни один из описанных способов не помогает или не подходит – лучше проконсультироваться с психологом или врачом: причина неуправляемости может крыться о врождённом заболевании мозга.

Модели поведения родителей

«А знаете ли Вы, что не существует неуправляемых детей, зато существуют родители, не умеющие справляться со своим ребёнком?».

Когда малыш подрастает, он начинает бороться за внимание к себе, за самоутверждение. Чаще всего это происходит в виде различных протестов против опеки и надзора, требований, строгости или, наоборот, безразличия родителей. Эти модели поведения родителей только стимулируют неподчинение детей и развивают их капризность.

Одной из самых распространённых причин неуправляемого и демонстративного поведения ребёнка, является недостаточное внимание родителей. То, что родители не обращают на ребёнка внимания либо же не проводят с ним достаточного количества времени, может побуждать его к не совсем адекватному поведению. Для детей нет ничего хуже, чем безразличие. Вот они и стараются обратить на себя внимание.

Проблемы возникают в тех семьях, где папа и мама непоследовательны в требованиях: не сдерживают обещания; сегодня разрешают, а завтра разрешают; папа говорит одно, мама совершенно противоположное, а бабушка третье.

Ребёнок из такой семьи будет легко манипулировать взрослыми, устраивая целые спектакли. Родители должны договориться о единой тактике воспитания, решить, что ребёнку можно, а что — нет, очертить границы позволенного.

«Совет. Взрослый должен помнить, что он — главный инициатор построения отношений с ребёнком».

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы.

Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери.

А поставив — можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое поведение ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри — сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля — далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка — это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе.

Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему.

Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой.

Малыш не кушает, не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать.

Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного.

Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону.

Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально.

С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Смотрите видео, в котором психолог советует, как справиться с шалуном

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Как найти подход

Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаем руководствоваться системой правил:

  1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные семейные правила.
  2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
  3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то – поясняйте, почему.
  4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
  5. Не кричите. Ребёнок – маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
  6. Не читайте нотаций. Лучше один раз чётко приказать или заинтересовать, чем нудно увещевать.
  7. Не задавайте вопросов, побуждающих ко лжи.
  8. Общайтесь с ребёнком чаще. Так вы найдёте общий язык.

Если истерика случилась

  • Малыша можно усадить на колени, обнять, ласково поговорить с ним, глядя в глаза, пока истерика не пройдёт.
  • Нужно отвлечь ребёнка чем-то нейтральным, использовать юмор и ласку. Когда ребёнок успокоится, нужно ему спокойно объяснить, что так делать нельзя.
  • Выйдите из комнаты во время истерики. Представление всегда рассчитано на зрителя.

Главное в работе с детской неуправляемостью то, что ваши усилия, ограничения и запреты должны быть объединены силой родительской любви, заботы и уверенности в том, что вы воспитываете ребёнка во благо.

Выводы

Столкнувшись с детской неуправляемостью, родителям нужно задуматься, что беспокоит ребёнка, в чём истинная причина такого поведения, как ему можно помочь. Если родители будут внимательны к проблемам ребёнка, его поведение придёт в норму. Не забывайте о своём поведении. Ребёнок учится всему у родителей. Поэтому старайтесь стать эталоном для подражания.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7688

Системно-векторная психология. Кто первый? Как найти подход к гиперактивным детям

Как найти подход к шестилетнему ребенку?

Наталия Свиридова, педагог

Гиперактивные дети — кто они, почему их становится все больше? Как с ними взаимодействовать, чтобы не сойти с ума? Много споров и дебатов ведется по поводу таких детей.

Медики ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), говорят о генетических и физиологических причинах данного состояния.

Ряд педагогов, учителей, родителей, а также политиков и средств массовой информации сомневается в существовании СДВГ.

Вопрос пока остается актуальным, особенно для воспитателей и учителей, работающих в больших коллективах детей.

Когда в классе или группе из 30 детей третья часть гиперактивны, то, согласитесь, проводить воспитательные и образовательные мероприятия становится достаточно трудно.

Приходится тратить много сил и нервов, чтобы поддержать дисциплину в детском коллективе. И очень часто нервы не выдерживают, возникают конфликтные ситуации, от которых страдают и взрослые, и дети.

При этом гиперактивные дети бывают разными. И даже если удалось подобрать «ключик» к одному такому ребенку, не всегда этот же «ключик» подойдет к другому, такому же шустрому и подвижному. Без специальных знаний объяснить и направить поведение этих детей оказывается очень трудным.

В этой статье я предлагаю посмотреть на гиперактивных детей с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она дает именно такие знания о человеческой природе, которые помогают глубоко понять другого человека, его психику, мотивы поведения и выстроить отношения с ним, исходя из его природных свойств и желаний.

Два брата, две противоположности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о 8 векторах, составляющих психику человека. Каждому вектору природой заданы определенные свойства и желания, которые и обуславливают поведение человека.

Наличие кожного или уретрального векторов наделяет человека такими свойствами как быстрота реакции, скорость, непоседливость, неусидчивость. Также могут возникать сложности с концентрацией внимания.

Но при всей внешней похожести ребенок с уретральным вектором будет сильно отличаться по своим природным свойствам от ребенка с кожным вектором. Следовательно, и выстраивать отношения с ними придется, используя разные методы.

Хорошо понять эту разницу мне помогло наблюдения за двумя братьями, 7-летним Ваней и 11-летним Артемом, с которыми я занимаюсь английским языком как частный учитель.

Оба очень шустрые, подвижные, живые, хорошо учатся, успевают заниматься в нескольких спортивных секциях, а также танцами и рисованием.

Но Артем является обладателем уретрального вектора, а Ваня – кожного. И это кардинально меняет все: и мое построение занятий, и то, как я оцениваю их работу, и мое поведение.

Царь… Очень приятно – царь…

Вспоминаю свой первый урок с Артемом, разговор с его мамой. «Вы знаете, Артем ощущает себя в классе царем… Да он и сам про себя так говорит… А в английской группе – особенно, потому что лучше всех успевает по языку», — обмолвилась мама.

И неудивительно: способности к овладению иностранным языком просто потрясающие. Также и с другими предметами… Но, несмотря на это, мальчик не отличник. Выполняя письменные тесты и упражнения, Артем делает очень много глупых ошибок.

Причем он их сам быстро исправляет, когда мы проверяем задания, т.е. знает он всё.

Именно этой проблемой была озабочена его мама, которая потратила очень много сил и времени на то, чтобы дать начальные знания своему сыну. На первой встрече мне была продемонстрирована огромная стопка тетрадей с упражнениями и тестами, в которых на каждой странице были ошибки. Самое интересное — одни и те же.

«Ну почему он их делает? Наверное, потому что не может усидеть долго на месте и сконцентрироваться… У меня просто руки опускаются. И ему все равно, что он получит «4» или «5»… Он даже на «3» написать может. И это при том, что знает язык лучше всех в классе.

Ему все равно получается? Ну как так можно?», — расстраивалась мама.

А вот и можно. Потому что в свойствах уретрального вектора не заложено чувство соперничества, желание во что бы то ни стало быть первым.

Ребенок с уретральным вектором уже ощущает себя таковым по определению – первым, главным, «вождем». Ему не надо доказывать свое первенство, оно уже дано ему от природы.

Конечно, ребенком это все не осознается, все это заложено глубоко в бессознательном. Но именно это бессознательное чувство руководит его действиями и поступками.

Сместить акценты

Если мы хотим, чтобы ребенок с уретральным вектором делал все на «отлично», надо возбудить в нем интерес, избегать любого давления, ограничения и указаний на его промахи.

На наших занятиях с Артемом я перестала акцентировать внимание на ошибках и даже исправлять их. Пришлось долго убеждать в этом маму.

Решающую роль сыграл довод, что, не смотря на безумное количество проделанных упражнений под ее руководством, результат остался прежним.

Мы сменили акцент с ошибок в письменной речи на его великолепную устную речь. Я не переставала восхищаться его пересказами и рассказами. Какой вождь не любит восхищения? Нет, это не банальное «умница», «молодец». Это именно восхищение: «Потрясающе, ты меня поразил!», « И как это тебе удается!». То есть снизу вверх, это важно.

Возбудить интерес в письменных заданиях я стараюсь, предлагая мальчику самые разнообразные упражнения, с «изюминкой». Нелегко, конечно, и часто вижу тоску в глазах, но ошибок все-таки стало поменьше.

Не дать заскучать

Ему трудно отсидеть занятие в 1 час. Энергия просто бьет ключом. Это мальчик-вихрь. Он заходит в комнату, и сразу все приходит в движение. Падают ручки и учебники на пол, он их начинает поднимать и тут же может задеть стул, который опрокидывается. Потом он встает и ударяется головой об стол. Все это происходит за несколько секунд.

Для Артема очень эффективна быстрая смена деятельности: записали грамматику, сделали письменное упражнение на закрепление, поговорили, сделали устное упражнение. А поговорить Артем любит. Особенно про свои любимые самолеты. Но я его прошу рассказывать на английском языке. И это он делает прекрасно.

Любофф…

Дети с уретральным вектором рано взрослеют. У них происходит раннее половое развитие. И это тоже видно по Артему. В 4 классе он мне рассказал про «свою девушку», которую пригласил на свидание. После этого я слушала рассказы про его «любовные» увлечения по нескольку раз в год.

После любой поездки (а семья выезжает раза 4 за год), посещения летнего лагеря меня ждут рассказы о его новых «девушках». В глазах – недетский огонь и страсть. Пару раз ловила его «мужской» взгляд на себе, особенно летом, когда одежда более открытая. Единственный ученик, который не зовет меня по отчеству. Как-то не сложилось, теперь я понимаю, почему. И выглядит это естественно.

Совсем не представляю, как бы это звучало в устах других учеников, не обладающих уретральным вектором.

Если не ты, то кто?

Очень важно найти правильный подход к ребенку с уретральным вектором. Избегать давления, разговора свысока, унижения. Дайте ему почувствовать, что он главный, что у него ищут поддержку и опору, что от него зависит исход того или иного дела.

В случае с Артемом, мама поступает абсолютно правильно, доверяя ему заботу о младших, говоря при этом: «Артем, ну если не ты, то кто же мне поможет».

Пару раз она говорила это при мне, и я видела, как у мальчика, образно говоря, вырастали за спиной крылья: «Конечно, мамочка, я все сделаю».

И такое бывает…

Конечно, не обходится без стрессовых ситуаций в школе и семье. Я догадываюсь об этом, когда вижу, что Артем чересчур беспокоен и руки его оказываются в неподобающем месте. Даже не представляю, что бы я думала раньше, до знакомства с системно-векторной психологией.

А сейчас мне все понятно: каждый вектор имеет свою проекцию на теле человека: кожный – кожа, мышечный – мышцы, уретральный – половые органы. Непроизвольно человек снимает стресс, воздействуя на проекцию своего вектора.

При стрессе человек с кожным вектором может начать чесаться, а с уретральным – может успокаивать себя, трогая половые органы.

Хочу быть лидером

Если говорить о Ване с кожным вектором, о его учебе, то здесь все обстоит совсем по-другому. Кожный вектор наделяет своего обладателя желанием к лидерству и соперничеству (здесь я писала о Ване).

Ваня хочет быть во всем первым и делает для этого все возможное. Старается изо всех сил. С ним легко построить учебный процесс, потому что можно стимулировать его отметками, ставить разумные ограничения.

Ваня очень хорошо поддается дисциплине.

Он тоже непоседлив и быстр в реакциях. Но если у Артема это выглядит как импульсивность, то у Вани все движения рациональны.

Конкуренция за право первенства

Интересно наблюдать отношения между двумя братьями. Ваня очень хочет опередить Артема во всем: в учебе, в плавании, в танцах, в теннисе. И это ему удается, потому что для этого он выкладывается в полную силу.

Первые места по спорту и по танцам, «5» в дневнике, дают ему ощущение, что он первый, он в лидерах. Для него это важно, и это оказывается тем давлением на его свойства, которое помогает ему развивать свой потенциал. При этом Артем абсолютно спокоен, не выиграл, ну и ладно, ничего страшного.

Он все равно главный и никогда не упустит случая поставить своего брата на место.

А Ване очень нравится, если вдруг при нем делают замечание Артему. А если это происхдит не при нем, то он найдет способ подслушать и доставить себе удовольствие: все-таки я лучше, я первый. Пару раз я обнаруживала его подслушивающим под дверью.

Разный подход

Ребенка с кожным вектором нужно научить дисциплине и ограничению. Для него вполне приемлемы такие слова: «Если ты сделаешь быстро и правильно домашнее задание, то погуляешь сегодня на полчаса больше». Но эти же слова совершенно не будут иметь эффекта в случае с ребенком с уретральным вектором. И это надо понимать.

Поэтому и на своих занятиях с этими мальчиками я веду себя по-разному. С Ваней урок проходит в четкой и деловой атмосфере, обязательно ставятся отметки за урок и домашнее задание, причем, если я вдруг забуду, Ваня обязательно мне напомнит об этом.

С Артемом урок пролетает в вихре. Обстановка совершенно не деловая, скорее творческая. Я не трачу силы на то, чтобы следовать четкому плану и во что бы то ни стало привлечь его к дисциплине. Мы можем отклониться от намеченной схемы урока и поговорить на отвлеченные темы. Мне важно, чтобы ребенок не потерял интерес и не заскучал.

Сложно представить, как я жила без знаний Системно-векторной психологии раньше, они на самом деле неоценимы и помогают мне и в жизни, и в работе.

Сравнивая свою работу с детьми до тренинга Юрия Бурлана и после, могу уверенно сказать, что четко знаю теперь и понимаю, что нужно делать и как себя вести в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком, в том числе в случае с гиперактивностью.

И родители, и педагоги могут почерпнуть для себя много полезной уникальной информации об устройстве психики человека и особенностях разных детей, подхода к ним уже на бесплатных онлайн лекциях Юрия Бурлана.

Наталия Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Педагогика

24 Авг, 2015 Комментариев: 4 1875

Источник: http://svp.expert/pedagogika/kto-pervyj-kak-najti-podxod-k-giperaktivnym-detyam/

Как найти подход к дочери – подростку

Как найти подход к шестилетнему ребенку?

Как же быстро летит время: ещё вчера мама плела косички любимой дочери и вела в детский садик. А сегодня, маленькая принцесса превратилась из ангелочка в красивую молодую леди с пирсингом в пупке, ярким мэйк-апом и парнем — байкером, скорее всего старше неё на 5 лет, встречающем её у входа в школу.

Переходный возраст девочки — подростка богат на бунтарские поступки, акты самоутверждения, исканий себя, как новой личности.

Неприятия всех правил и догм общества, отрицания принятых правил и бунта против ограничения личного пространства и свободы.

Как сгладить этот период взросления? Стать ребёнку близким другом, советником, гармонизировать отношения в паре мать — дочь подскажут советы психологов.

Для начала следует успокоиться, оставить панику в стороне и понять одну истину. Для дочери самый лучший идеал — это её мама. Она воспринимает мать в разных возрастных промежутках по-разному. Она может гордиться ею, возвышать её, как кумира. Но также, может отталкивать из-за ограничения личной свободы, посягательств на самостоятельность.

Ребёнку кажется, что на него оказывают излишнее давление, либо, наоборот, проявляют холодность, отчуждение и равнодушие. Гамма чувств между дочерью и матерью не имеет границ. Это и любовь, и бунт, и излишняя эмоциональность характеров, столкновение интересов.

Из поколения в поколение передаётся этот конфликт интересов, схожести и различия между ними. Чтобы выстроить правильную линию поведения и общения с дочерью, психологи советуют придерживаться некоторых правил.

Конечно, все сугубо индивидуально, ведь только мать знает своего ребёнка, и сможет найти к нему тот особый подход, который не подскажет ни один специалист. Сердце и материнская интуиция — лучший помощник в таком деле.

Проблемы с внешностью

Итак, самый больной вопрос переходного возраста у каждой девочки – подростка — проблемы с внешностью. Мать должна развивать в дочери уверенность в себе, в красоте, никогда не критиковать изъяны. Почаще делать комплименты. Конечно, все должно быть в меру, перехваливать слишком тоже не стоит.

Чтобы потом девочка не превратилась в самовлюблённую личность. Когда ей захочется попробовать косметику, пусть пробует. А ещё лучше сводить её на консультацию к профессиональному визажисту и научить правильно подбирать цветовую гамму под индивидуальный цветотип в декоративной косметике. Дочь обязательно оценит это.

Стоит прививать правильный вкус уже в этом возрасте.

Очень нужна поддержка от мамы, если ребёнок страдает лишним весом. Для подростка эта проблема имеет масштабы катастрофы.

Можно совместно посещать с дочерью тренажёрный зал, и ей не скучно будет, и у мамы будет возможность лучше узнать своего ребёнка, сблизится с ним.

Мама должна стать для дочери близким другом, у которого можно спросить совета, что одеть на свидание, или, где сделать хорошую и стильную стрижку.

Окружение любовью, заботой и вниманием

Второй шаг на пути сближения с ребёнком — окружение любовью, заботой и вниманием. Родители должны чаще говорить дочке, как сильно они её любят, баловать, делать маленькие приятные сюрпризы. Ребёнок будет чувствовать атмосферу любви в семье и подсознательно, когда вырастет, будет пытаться создать такую же в своей.

Все время торопясь и спеша куда — то, люди теряют важные моменты в отношениях, в постоянной гонке на работу, по делам. Придя вечером домой, как обрадуется подросток семейному чаепитию с тортом и хорошим фильмом с любимой мамой. Нужно почаще устраивать такие вечера.

За чашечкой ароматного чая, можно поделиться друг с другом секретами, мама спросит совета у дочки, расскажет о прожитом дне, вспомнит теплые семейные истории из своей молодости. Это чарующее единение двух близких сердец заряжает энергией, даёт благословение рода.

Крепкая и дружная семья — это сила.

Мать подаёт пример дочери своими поступками и взглядами, отношением к людям. Нужно воспитывать в ребёнке доброту и милосердие, научить его помогать нуждающимся людям. Чувство сострадания — редкая ценность в этом мире.

Помощь по дому

Психологи советуют приобщать ребёнка к помощи по дому и по хозяйству. Уже в подростковом возрасте следует прививать любовь к чистоте, порядку, научить вкусно готовить. Ведь девочка будет совсем скоро жить отдельно, и навыки и привычки, полученные дома в семье, сослужат ей хорошую службу.

Любому ребёнку нужна материнская поддержка в любых её начинаниях. Она — личность, которая может совершенно отличаться и взглядами, и вкусами от матери. Необходимо уважать её выбор, будь то желание заниматься верховой ездой, или пойти учиться на стюардессу.

Уважение выбора друзей дочери и её парня — очень ответственный момент. Можно устроить небольшую вечеринку, пригласить знакомых дочери и её молодого человека, чтобы лучше узнать компанию, в которой ребёнок проводит время.

И самое важное — придумать семейную традицию. Пусть это будет поход раз в месяц вместе с дочерью в бассейн или воскресный завтрак в кафе. Фантазия здесь безгранична. Подскажет ответ на любой вопрос любящее материнское сердце. Оно все знает без слов.

Источник: https://rebyonok.com.ua/kak-najti-podxod-k-docheri-podrostku

MyMedico
Добавить комментарий