Как играть с грудничком?

Содержание
  1. Игры для развития новорожденных: как играть с младенцами
  2. Детские игры с новорожденными малышами
  3. Развивающие игры для младенцев 4-9 месяцев
  4. Занятия с ребенком в 1 месяц: игры и упражнения
  5. Игры
  6. Занятия для развития речи и слуха
  7. Занятия для развития зрения
  8. Занятия для развития моторики
  9. Физическое развитие
  10. Занятия на фитболе
  11. Правила и меры предосторожности
  12. Комплекс упражнений
  13. Во что поиграть с новорожденным до 6 месяцев
  14. Первые игры: с чего начать
  15. Рефлексы грудного ребенка
  16. Как привлечь внимание ребенка
  17. Игры на первом месяце жизни
  18. Игры для малышей от 1 до 3 месяцев
  19. Чему научился малыш
  20. Игровой процесс
  21. От 3 до 6 месяцев
  22. Основные умения и навыки
  23. Развивающие игры
  24. Игры с малышом: от рождения до 3 месяцев
  25. Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира
  26. Имеется три основных момента в обучении человека:
  27. Игры для грудничков в возрасте от 0 до 3 месяцев
  28. Развивайте слух
  29. Приучайте реагировать кроху на свое имя
  30. Помогайте малютке осознать собственное тело 
  31. Приобщайте к прекрасному
  32. Формируйте зрение, внимание и способность следить за предметами
  33. Развивайте осязание (способность ощущать прикосновения)
  34. Укрепляйте ручки и ножки 
  35. Невербальное общение — передача информации без помощи речи
  36. Невербальные игры
  37. На заметку маме: все должно быть в меру

Игры для развития новорожденных: как играть с младенцами

Как играть с грудничком?

Посредством игры происходит развитие новорожденного – играя, малыш познает мир, получает первые навыки общения сначала с родителями, а потом со сверстниками.

Во время развивающих игр у младенцев тренируется мелкая моторика и двигательные навыки, развивается интеллект, внимание и память.

Родителям важно знать, как правильно играть с новорожденным ребенком, чтобы помочь его правильному развитию.

Детские игры с новорожденными малышами

Этап общения с ребенком через игры наступает в период с 3-х до 6-ти месяцев. К этому времени он уже вовсю гулит, активно пытается ползать и садиться. Поэтому ему можно предложить новые игры, которые продолжат его гармоничное развитие. В этом возрасте малыш пытается все ухватить, тренируя моторику и координацию движений.

В первое время он хватает все предметы, располагая все пальцы кисти на одной стороне, но со временем большой палец он начинает противопоставлять остальным. В ходе игры с новорожденным, для того чтобы захват всегда был правильным, следует как можно больше давать ему хватать и снабдить необходимыми предметами, удобными для хватания.

Для первых игр новорожденного подойдут погремушки с достаточно тонкой ручкой, деревянные ложки, небольшие баночки, в которые можно положить какой-нибудь наполнитель. При этом баночки должны быть надежно закрыты, чтобы ребенок ненароком не проглотил их содержимое.

Среди малышей этого возраста пользуются огромной популярностью запаянные прозрачные пакеты, в которых продают фасованные крупы и макароны. Малыш может долго наблюдать, как движутся внутри макаронины при потряхивании пакета.

Аналогичный интерес вызовет прозрачная пластиковая бутылка, в которую налито некоторое количество воды или насыпаны та же крупа или мелкие предметы.

Во время игр с новорожденным малышом, делайте так, чтобы малыш умел хватать предметвы любого положения: лежа на животе и на спине, сидя на руках у родителей. Не нужно препятствовать тому, что ребенок тянет в рот схваченный предмет, ведь это один из способов узнать свойства этого предмета.

Необходимо только внимательно следить, чтобы он не пробовал на вкус предметы небольшого размера, которые легко проглотить, с острыми краями или мелкими деталями, которые могут отломиться во рту.

На этом этапе малышу для развития мелкой моторики пальцев рук надо давать рвать бумагу, но ни в коем случае не газету, так как свинец, входящий в состав типографской краски, вреден для здоровья ребенка.

В этом возрасте дети очень любят совершать экскурсии по квартире на материнских руках, когда она показывает и называет предметы мебели, интерьера. Особенной популярностью пользуются экскурсии на кухню.

Если малыш увидит зеркало, то, скорее всего очень им заинтересуется. Ему нравится следить за своей мимикой и движениями, улыбаться и видеть в зеркале ответную улыбку.

Развивающие игры для младенцев 4-9 месяцев

В возрасте 4-5 месяцев малыш уже пробует ползать, поэтому большое внимание следует уделить развитию этого способа передвижения. Малыша надо регулярно выкладывать на животик. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время ползания опирался на ладошки, а не на сжатые кулачки. Следует также учить его переворачиваться со спины на живот и наоборот.

К 7 месяцам ребенок хорошо переворачивается со спины на живот и с живота на спину, уверенно хватает погремушки и пытается перекладывать их из одной руки в другую.

В 8 месяцев малыш полностью освоил ползание и уже старается вставать на ножки, держась за опору. Если его поддерживать под мышки, он будет пытаться переступать ножками.

В 9 месяцев он уже много времени проводит, бодрствуя, занимается со своими игрушками, собирая и перекладывая их.

В этот период жизни малыша, т. е. с 4-ти до 9-ти месяцев, можно предложить ему новые игры, направленные на его развитие. В первую очередь это должны быть игры для новорожденных, развивающие мелкую моторику рук, которые одновременно тренируют и развивают речевые центры головного мозга ребенка.

Если вы знаете, как играть с младенцем, не ленитесь целенаправленно заниматься развитием мелкой моторики, ваш ребенок начнет разговаривать раньше и внятнее своих сверстников.

Для этой цели почти универсальной развивающей игрой для грудничков является обычная пластмассовая пирамидка, состоящая из колечек разной величины, нанизывающихся на стержень.

Давать ее ребенку можно уже с полугода, но в этом возрасте он сможет только снимать колечки со стержня, а взрослому придется снова и снова надевать их. Причем в ходе игры с новорожденным ребенком рекомендуется надевать колечки правильно, от большего к меньшему, чтобы малыш приучался к порядку и усваивал закономерность.

Позже малыша надо учить листать странички книги, сначала картонной, а через некоторое время и обычной. Нужно следить и обращать внимание ребенка на то, чтобы он перелистывал странички по одной.

Как ещё играть с грудничком, чтобы развивать его мелкую моторику? Многие родители замечают, что детям этого возраста очень нравится играть с застежками-молниями и застежками на липучке.

Эти развлечения также тренируют мелкую моторику, только нужно следить за тем, чтобы пальчики малыша не попали в молнию.

Со временем малыши проявляют все больший интерес к тому, что творится на кухне. Поэтому матери могут брать с собой ребенка и на кухню, например в коляске, и заниматься своими делами. А для него наверняка найдется какая-нибудь интересная вещь.

Детей все еще занимают прозрачные бутылки, наполненные водой или крупой, пластмассовые ложки и другая одноразовая посуда.

Ребенок может учиться складывать пирамидки из пластиковых стаканчиков, греметь самодельными погремушками из баночек, наполненных различным содержимым.

Хорошей детской игрой для новорожденных являются «дочки-матери», когда нужно понарошку варить «кашу» и «кормить» игрушки. Он с удовольствием повторяет все, что делает мама на кухне: «размешивает» еду, «раскладывает» ее по тарелкам и пытается впихнуть ее в рот куклам и игрушечным зверушкам.

Когда он активно пытается ползать, лучше всего выделять время для того, чтобы тренировать навык ползания.

Лучшим местом для этого является пол, конечно, чистый, застеленный ковром и сверху одеялом, по которому малыш и должен передвигаться. Следует убедиться в отсутствии сквозняков.

Для того чтобы стимулировать малыша к ползанию, можно положить его любимую игрушку на некотором расстоянии от него, и для того чтобы ее взять, ему придется проползти.

Или привязать к игрушке ленточку, и каждый раз, когда ребенок приближается к игрушке, потихоньку отодвигать ее. Но надо обязательно дать малышу схватить вожделенную игрушку — его законную добычу.

Через некоторое время можно разложить на одеяле несколько игрушек на определенном расстоянии и предложить малышу переползать от одной к другой.

На видео «Игры с новорожденным» показано, какие первые развивающие занятия можно проводить с грудничками:

Как ещё играть с новорожденным, достигшим полугодовалого возраста? Очень полезно играть в прятки.

Вначале на виду у ребенка надо спрятать игрушку, прикрыв ее, например, пеленкой, но так, чтобы часть оставалась видна, и попросить его найти, чтобы он понял правила игры.

Потом нужно усложнить задачу и спрятать эту игрушку, когда ребенок не видит, но чтобы она по-прежнему оставалась частично видна. Малыш должен постараться найти ее, хотя с первого раза это может не получиться.

Такая игры с младенцем тренирует память ребенка, способность создать образ невидимого предмета. Потом мама может спрятаться и сама, когда ребенок отвернулся, а потом позвать его. Если малыш не смог сразу найти маму, надо выглянуть и позвать его снова.

Он будет очень рад, что мама нашлась. Конечно, малышу хочется не только постоянно искать игрушки и родителей, но и спрятаться самому, да так, чтобы его не сразу нашли. Не отказывайте ему в этом удовольствии.

Так ребенок будет чувствовать себя любимым и нужным.

В 9 месяцев малыш обычно уже хорошо ползает и пытается стоять, не держась за опору. Еще немного, и он сделает свой первый самостоятельный шаг. А пока он активно «ходит» по квартире, поддерживаемый за обе руки.

В 10-11 месяцев ребенок уже ходит, держась за одну руку, достаточно уверенно. Примерно в это же время малыш произносит свои первые осмысленные слова.

Новые развивающие игры с грудничками направлены на укрепление этих навыков.

Когда малыш активно учится ходить, очень полезно подниматься и спускаться по склонам и ступенькам.Обычно подъем дается малышу легче, поэтому с него и нужно начинать.

Постепенно ребенка следует приучать переступать через небольшие препятствия — ветки, лужицы. Когда у малыша, получается, выполнять эти задания, даже не совсем правильно, его обязательно надо хвалить.

Ведь он уже не только реагирует на ласковую интонацию, но и понимает смысл сказанных слов.

Когда малыш научится хорошо координировать свои движения игры с новорожденными младенцами должны быть направлены на развитие у них чувства ритма.

Для этого можно прохлопывать с ним ладошками или простукивать песенки и стишки.

Дети в этом возрасте просто обожают исследовать различные банки и коробки — картонные, пластиковые, с закрывающимися или завинчивающимися крышками, разных цветов и размеров. Можно положить в какую-нибудь коробочку игрушку или карандаш, закрыть и отдать малышу.

Он будет слышать звук и знать, что внутри что-то есть. Постепенно он догадается, как открыть крышку, чтобы увидеть, что же там гремит.

Эти игры способствуют развитию у младенцев мелкой моторики и в какой-то мере логического мышления, ведь надо еще догадаться, как открыть коробку.

Во время купания можно запустить в ванну несколько мячиков или «водоплавающих» игрушек и предложить малышу схватить их. В воде игрушки становятся скользкими, и взять их в руки не так-то просто.

В этом возрасте малышу уже можно покупать первые книжки. Пусть текста в них будет немного, гораздо больше его привлекают большие и красочные картинки, изображения Разных зверей и предметов.

Важно, чтобы они как можно больше соответствовали действительности. Вместе с малышом надо листать книжки и четко называть то, что изображено на картинке. Если это зверь, то можно показать, как он «разговаривает» (кошка — «мяу-мяу», коровка — «му-му»).

Скоро ребенок начнет повторять и усвоит, что и как называется. Имеется еще множество развивающих игр грудничков, их можно придумать и самим.

Регулярные занятия, проводимые вместе с малышом весело и интересно, разовьют его физически и интеллектуально и укрепят эмоциональные связи в семье.

Статья прочитана 1 897 раз(a).

Современная жизнь невозможна без телевидения, в жизни семьи и ребенка фильмы и передачи, транслируемые по центральным и кабельным каналам, играют огромную роль. Но …

Говоря о сенсорном развитии ребенка и создании предметно-развивающей среды для малыша, важно понимать, для чего это нужно. Согласитесь, вдохнув запах, вы лучше его прочувствуете, …

Знакомя детей с окружающей средой, очень важно просветить малыша в вопросах изменения климатических сезонов. Для этого можно своими руками сделать календарь погоды, …

Пропагандируя принцип «ненавязчивого обучения», Мария Монтессори разработала множество дидактических игр, направленных на развитие необходимой зрительной координации, …

Если вы думаете, что делать игрушки из подручных средств – удел тех, кто не в состоянии купить своему ребенку все самое лучшее, вы глубоко заблуждаетесь! Игрушки, сделанные …

Детские развивающие игры – это не только способ занять малыша, чтобы он не скучал, но и прекрасное подспорье для тренировки у дошколят ассоциативной памяти, логического …

Даже находясь в отпуске по уходу за ребенком, мама не может все 24 часа в сутки посвящать своему малышу. У любой женщины много домашних обязанностей, большинство из которых …

Значение детских сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка сложно переоценить. Примеряя на себя различные образы, малыш учится коммуницировать со сверстниками и взрослыми, …

Мелкая моторика способствует развитию речевого центра головного мозга – это научно доказанный факт. Поэтому игры для мелкой моторики являются оптимальным средством …

Гармоничное развитие малыша возможно только при достаточной физической подготовке. Физкультминутка для детей может стать не только разминкой, но и полноценным дидактическим …

Большинство детей в первые годы жизни не очень любят принимать водные процедуры. Исправить ситуацию и избавить ребенка от волнения можно с помощью развлечений. Различные …

Идеи для развлечения детей в различных ситуациях есть у каждого родителя. Но рано или поздно фантазия заканчивается и хочется узнать что-то новенькое, прочитать про …

Разнообразные занятия в повседневной домашней жизни малыша не только знакомят его с окружающим миром, но и позволяют развивать некоторые навыки. Использовать для занятий …

Развлечения в пределах городской квартиры могут стать увлекательным приключением в мире необычного и оригинального, если за основу взять фантазию и самый обычный …

Правильное и гармоничное развитие ребенка в домашних условиях требует от родителей максимум усилий в организации досуга. Распространенные игры со звуками только на …

Комплексное развитие малыша включает в себя физическую активность, а также сопряжённую работу мышечного аппарата и структур головного мозга. Все игры, развивающие …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=8105

Занятия с ребенком в 1 месяц: игры и упражнения

Как играть с грудничком?

Большую часть времени новорожденный спит и его взаимодействие с окружающим миром весьма ограничено, но даже в этом возрасте часы бодрствования можно провести с пользой. Развивающие игры и занятия с ребенком в 1 месяц жизни помогут малышу познавать мир и ускорят его развитие.

С чего же начать? Рассмотрим несколько игр и упражнений, доступных для ребенка в первые недели жизни.

Игры

Поскольку новорожденный не может долго концентрировать внимание и быстро устает, игры и упражнения должны быть простыми и длится всего пару минут. В развитии ребенка помогут песенки-потешки. Ими можно сопровождать активные игры, к примеру, разводить ручки малыша в стороны, затем скрещивать их на груди, а после аккуратно поднимать вверх приговаривая:

«Мы проснулись, мы проснулись,Сладко-сладко потянулись,

Папе с мамой улыбнулись»

Вместо потягушек могут быть любые другие движения – поглаживание ручек и ножек, легкий массаж стоп и ладошек. Также с ребенком полезно играть в «прятки» – прикрывать его личико пеленкой и сразу снимать ее, приговаривая: «Ку-ку! Где ты?».

Подходящие время для таких забав – момент переодевания и активного бодрствования. Важно, чтобы малыш не был голодным и хорошо себя чувствовал. Желательно, чтобы с ним играла не только мама, но и папа. Разный подход родителей к делу будет интересен малышу и поможет ему сблизиться с отцом.

Занятия для развития речи и слуха

Не менее важны занятия с ребенком в 1 месяц, направленные на развитие речи и слуха. Конечно, для обучения речи как таковой еще слишком рано, но уже сейчас можно начать развивать речевой слух. Для этого нужно больше разговаривать с ребенком, уча его распознавать интонации, например, комментировать все происходящее вокруг, петь песенки, рассказывать стишки.

Кроме того, в первый месяц жизни малыша можно учить звукоподражанию. Начните с самого простого – повторяйте отдельные гласные звуки (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и) так, чтобы новорожденный видел ваше лицо. Со временем он станет повторять их за вами – это один из первых этапов в формировании речи.

Для дополнительной стимуляции слуха детям рекомендуется включать классическую музыку, звуки природы, веселые песенки. Конечно, не стоит забывать и про погремушки. Для развития слуха и одновременного осознания своих движений, можно привязать небольшой колокольчик к ручке или ножке ребенка. Так ему будет проще обрести контроль над своим телом.

Также вы можете помочь малышу научиться определять, с какой стороны исходит звук. Просто поиграйте с ним, звеня погремушкой то с одной стороны, то с другой стороны от ребенка. Подойдут и другие игрушки для развития слуха – мягкие пищалки, мобиль на кроватку и тому подобное.

Занятия для развития зрения

Известно, что новорожденный еще не способен фокусировать зрение на предметах. Заинтересовывая малыша яркими или контрастной расцветки игрушками, вы поможете ему научиться распознавать цвета и вещи.

Простейший способ – показать ребенку погремушку, поднеся ее так, чтобы он хорошо ее видел (расстояние до глаз не более 35 см). Затем, медленно подвигать игрушкой влево и вправо, вверх-вниз, а также по кругу.

Автоматизировать процесс развития зрения у малыша можно, подвесив в кроватке погремушки. Еще одна вещь, способствующая фокусированию зрения – мобиль. Такие устройства выпускают на любой вкус – с яркими фигурками, музыкой, подсветкой.

Занятия для развития моторики

Занятия с ребенком в 1 месяц обязательно должны включать в себя упражнения на развитие моторики и осязания. В этом помогут такие игры, как «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие движения, связанные со стимуляцией тактильных ощущений.

Чтобы развивать познавательную активность ребенка, массируйте ему пальчики на руках и ногах, давайте потрогать предметы с разной фактурой – гладкое, шершавое, рельефное, пушистое. Можно щекотать ладони и стопы малыша мягкой кисточкой или перышком.

Хотя новорожденный еще не удерживает в руках предметы, можно вкладывать ему в руки легкие погремушки. Также хорошей тренировкой станет упражнение с кольцами.

Для этого возьмите два пластиковых кольца подходящего размера (можно использовать погремушки или прорезыватели), желательно с рифленой поверхностью, и вложите их в ладошки ребенка.

Убедившись, что он крепко их сжал, возьмитесь за кольца с другой стороны и попробуйте подвигать ими так, чтобы ручки малыша поднимались и опускались.

Занятие будет проходить веселее, если в такт движениям рассказывать ему потешки.

Физическое развитие

Гимнастика для ребенка в 1 месяц необходима для его физического развития и хорошего самочувствия. Она включает в себя простые упражнения – осторожные сгибания ручек и ножек, приподнимание малыша за ручки, предварительно вложив ему в ладони свои пальцы, чтобы он мог держаться сам.

Уже в этом возрасте ребенка можно учить держать головку. Для приобретения этого навыка его рекомендуется периодически выкладывать на живот. Время такого упражнения должно быть ограничено. Как только вы увидите, что ребенок устал – переверните его в привычное положение.

Также полезны аккуратные поглаживания спинки, ручек и ножек. Чтобы малыша не мучили колики, рекомендуется слегка массировать ему животик круговыми движениями по часовой стрелке.

Упражнения и массаж лучше выполнять за 30 минут до кормления, на полный желудок и перед сном физическое воздействие нежелательно. Оптимальная продолжительность занятий – 2-4 минуты.

Занятия на фитболе

Еще один вид разрешенной физической активности – занятия на фитболе, для грудничка в 1 месяц они станут и тренировкой и развлечением. Фитбол – большой гимнастический мяч, используемый для укрепления различных групп мышц, а также позвоночника.

Почему занятия на фитболе нужны новорожденному? Во-первых, это улучшает работу вестибулярного аппарата у ребенка. Во-вторых, покачивания на мяче на животике способствуют нормальной работе ЖКТ и помогают избавиться от газов.

Кроме того, такие занятия снижают гипертонус мышц, часто встречающийся у новорожденных. Упражнения на фитболе не только полезны, но и приятны – плавные покачивания напоминают малышу время, когда он находился в животике у мамы.

Правила и меры предосторожности

Приступать к занятиям сразу после выписки из роддома не стоит. Нужно дождаться заживления пупочной ранки, дать ребенку время адаптироваться дома, установить режим сна и бодрствования.

Важно, чтобы фитбол подходил для занятий с новорожденным. Оптимальным считается мяч диаметром 75 см, достаточно плотный, с впаянным внутрь ниппелем и без заметных швов. Он должен выдерживаться вес до 150 кг, это залог прочности и того, что в будущем использовать фитбол смогут все члены семьи.

Приступать к выполнению упражнений следует за полчаса до кормления или спустя час после него. Занятие на фитболе для грудничков в 1 месяц начинают с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность.

Упражнения лучше делать под спокойную классическую музыку. Хорошо, если получится выполнять их перед зеркалом, дети любят наблюдать за своим отражением.

В целях гигиены мяч накрывают пеленкой, сверху по центру кладут малыша на живот. Мама в это время сидит на диване или стуле, фитбол находится перед ней. Чтобы не травмировать ребенка, избегайте приложения усилий к его кистям и стопам. Суставы новорожденного еще не окрепли для этого.

Комплекс упражнений

На первое время малышу достаточно нескольких упражнений. Для детей в возрасте от 2 недель до 6 месяцев рекомендуется следующий комплекс:

  1. Упражнение №1. Выкладываем ребенка на животик по центру фитбола так, чтобы его грудь, головка и бедра прилегали к мячу. Затем кладем ему на спину ладонь для фиксации и аккуратно покачиваем фитбол вперед-назад, вправо-влево, а также по кругу. Это способствует отхождению газов и тренирует вестибулярный аппарат малыша.
  2. Упражнение №2. Переверните ребенка и положите на фитбол на спинку. Придерживая за грудь и животик, покачайте его на мяче из стороны в сторону. Упражнение способствует укреплению мышц спины и поддерживает позвоночник в правильном положении.
  3. Упражнение №3. Положите малыша на фитбол животиком вниз и, придерживая его за ножки, очень аккуратно нажимайте на спинку и попу, чтобы получились пружинящие движения вверх-вниз. То же самое можно делать, перевернув ребенка на спину.
  4. Упражнение №4. Малыша кладут на спину на диван или кровать так, чтобы ножки немного выступали за край. Затем, подкатывают фитбол к его ножкам и он инстинктивно отталкивает мяч. Упражнение сопровождают веселыми песенками или стишками.

Ежедневно уделяя время физическому развитию ребенка, вы укрепите его здоровье и ускорите приобретение первых навыков. Пусть и не сразу, но результат от занятий обязательно появится. Главное – выполнять упражнения при хорошем самочувствии малыша и прекращать их, как только он проявит признаки усталости.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/1-mesyac/zanyatiya-s-rebenkom.html

Во что поиграть с новорожденным до 6 месяцев

Как играть с грудничком?

Больше всего на свете дети любят играть. Таким увлекательным способом малыши познают свой внутренний мир и окружающую действительность.

В ходе игры в младенческом возрасте развиваются органы чувств и накапливаются первые ощущения, закладываются основы познавательной деятельности и физической активности, поэтому главная задача родителей – грамотно организовать этот процесс и раскрыть потенциальные возможности малыша.

Первые игры: с чего начать

В первые месяцы жизни малыша максимальное время занимает сон, а периоды бодрствования редки и непродолжительны. Поэтому планировать заранее развивающие игры для грудничков бесполезно – для этого нужно использовать любую минутку, когда ребенок не спит, не голоден и находится в хорошем расположении духа.

Рефлексы грудного ребенка

Малыш приходит в большой мир с целым набором безусловных рефлексов, необходимых для адаптации, из которых самые основные:

  • поисковый (помогает отыскать грудь мамы);
  • сосательный;
  • глотательный;
  • хватательный;
  • ползательный;
  • плавательный;
  • автоматическая ходьба (если поднять малыша так, чтобы его стопы опирались на поверхность, он автоматически начинает «шагать»).

В ходе игры с новорожденными следует опираться на эти данные и постепенно развивать осознанные умения и навыки.

Как привлечь внимание ребенка

Для первых «воспитательных» моментов малыша необходимо брать на руки (в вертикальном положении) и в ходе общения говорить спокойным голосом, максимально используя мимику. Если показываете какой-либо предмет, его лучше держать в 25 сантиметрах от лица ребенка.

Игры на первом месяце жизни

«Хватайка»

Младенцы часто сжимают и разжимают пальчики, поэтому в ходе игры с малышом до полугода можно вкладывать ему в кулачки маленькие предметы (мамины бусы, небольшие мешочки из ткани с рисом, гречкой или горохом) и детской рукой перебирать бусинки или прощупывать горошины в мешочке.

«Посмотри, послушай»

Малыши любопытны и с удовольствием рассматривают лица родителей, поэтому, начиная игры с новорожденным, основное внимание нужно уделить мимике (улыбаться, подмигивать, гримасничать). Также следует помнить об эмоциях, ласково разговаривая с малышом, рассказывать ему короткие стишки и напевать колыбельные.

«Музыкальные пинетки»

Перед тем, как играть с грудничком, к его пинеткам можно привязать маленькие колокольчики или бубенцы, чтобы, двигая ножками, ребенок реагировал на звон. Эта игра станет хорошим упражнением для тренировки восприятия звуков и физического развития.

Максимум внимания на подобных занятиях стоит уделять эмоциональному контакту. Только в этом случае игры дадут желаемый результат, и малыш будет развиваться в гармоничной и благоприятной атмосфере.

Игры для малышей от 1 до 3 месяцев

Позади самый трудный месяц жизни, и хотя ребенок еще мал и много времени проводит во сне, периоды активности становятся длиннее. Малыш уже улыбается, приветствуя родителей, а к третьему месяцу умеет открыто и заливисто смеяться.

Чему научился малыш

Среди основных достижений можно выделить:

  • умение удерживать головку и поворачивать ее на звук;
  • способность держать погремушки и легкие игрушки;
  • активное движение ручками и ножками, агуканье и «общение» посредством гласных звуков;
  • концентрацию внимания на лице мамы и предметах в поле зрения, а также способность провожать взглядом близких или интересующие предметы и тянуться к ним.

Игровой процесс

«Черно-белые картинки»

Дети любят разглядывать все черно-белое. Устраивая развивающие игры для новорожденных в 2 месяца, можно предлагать иллюстрации из журналов, абстрактные рисунки, а также черно-белые фотографии мамы и папы, которые помогут малышу фокусировать взгляд.

«Посмотри на куклу»

Также развивать зрительные способности можно при помощи куклы бибабо (погремушки). Надев игрушку на руку, нужно двигать ею вверх-вниз, вперед-назад или просто по кругу в поле зрения малыша.

Не менее удачным вариантом станут пальчиковые игры для новорожденных (ребенку следует помогать поочередно соединять и поглаживать пальчики, хлопать и так далее), в ходе которых также будет развиваться мелкая моторика и внимание.

«Игра с фонариком»

Нужно затемнить комнату, взять ребенка на руки и включить фонарик. Медленно передвигая луч, необходимо освещать предметы и называть их. Далее выключить свет и после слов «раз, два, три, фонарик, гори» включать фонарь и вместе с малышом называть предмет, находящийся в свете луча. Эта игра способствует развитию внимания и речи.

Развивающие игры для новорожденных можно проводить под классическую музыку (произведения Моцарта, Гайдна, Вивальди и Шуберта).

Это стабилизирует познавательное, эмоциональное и психическое развитие ребенка и даже укрепляет иммунитет. И все же самый лучший музыкальный инструмент – человеческий голос, поэтому с малышом нужно разговаривать и петь ему с первых дней жизни.

От 3 до 6 месяцев

С третьего месяца начинается активное нервно-психическое развитие, улучшение моторной деятельности, а также дифференциация зрительного и слухового восприятия. В этот период постепенно налаживается режим дня и родителям проще планировать ежедневные мероприятия.

Основные умения и навыки

К четвертому месяцу жизни ребенок хорошо держит головку, сидя на руках у мамы. В манеже, лежа на животе и упираясь ручками в матрас, поднимает туловище и поворачивается на бок.

В пятимесячном возрасте двигательная активность возрастает: малыш легко касается рта пальчиками ног и любит играть с ними, в положении сидя удерживает голову на одной оси с телом и координирует движение глазных яблок с поворотом головы в определенном направлении. Хороший слух позволяет ему реагировать на источники звуков и самостоятельно их воспроизводить.

Преодолев полугодовой период, ребенок уже стойко сидит на руках у родителей и без помощи перемещается в манеже, уверенно берет игрушки, перекладывает из руки в руку и подолгу играет с ними. Любит рассматривать предметы, внимательно следит за близкими и не косит глазками при взгляде в сторону, с удовольствием «болтает», имитируя собственную «речь» и посторонние звуки.

Развивающие игры

«Яркие носочки»

Необходимо надеть ребенку на ручки яркие носочки или разноцветные манжеты. Двигая ими перед глазами, он научится держать их в поле зрения. Эта игра не только радует малыша, но также способствует развитию координации движения.

«Умелые ручки»

Можно предлагать ребенку подвесные игрушки: музыкальные мобили, колокольчики, погремушки или сшитые из ткани мешочки, наполненные звенящими предметами, к которым малыш будет тянуться, пытаясь достать. Это поможет развивать координацию движений, внимание, зрение и слух.

Кроме того, с 3-4 месяцев можно знакомить ребенка с ритмами: слушать и читать стихи, попробовать хлопать в такт ладошками или использовать для этого кубики, деревянные ложки или другие предметы, с помощью которых можно создавать звук.

«Малыш в зеркале»

Младенца нужно поднести к зеркалу, чтобы он мог рассмотреть и себя, и маму. Можно погримасничать, указывать на определенные части лица и тела, касаясь их и называя, и тут же показывать на малыше. Такая игра развивает внимание и адекватное восприятие разных эмоциональных состояний, помогает запоминать названия частей тела.

«Поиграем в кубики»

Это должны быть небольшие (со стороной не больше 4 см), желательно деревянные разноцветные кубики, чтобы малыш мог легко брать и удерживать их. В 4-5 месяцев можно заменить кубики пирамидкой. Главное, чтобы ребенку было удобно хватать различные кольца и перекладывать из руки в руку.

«Маленький спортсмен»

Положив ребенка на спину, нужно поочередно поднимать и опускать его ножки, приговаривая: «Раз-два, поднимаем! Три-четыре, опускаем!». Также можно брать малыша под мышки и, повторяя те же слова, осторожно поднимать и опускать (он будет активно работать ножками). В ходе игры укрепляется мускулатура ребенка и развивается координация движений.

Эти несложные игры позволят родителям преодолеть первые трудности воспитания. В игровой форме процесс всестороннего развития малыша станет осмысленным, увлекательным и эффективным.

Источник: https://babyke.net/rebenok/razvitie/igry-do-polugoda.html

Игры с малышом: от рождения до 3 месяцев

Как играть с грудничком?

Остались позади месяцы радостного и, вместе с тем, тревожного ожидания рождения малыша на свет. И вот наконец-то вы внесли свою драгоценную ношу в родной дом. Отныне в вашей жизни начинаются новые этапы: вам предстоит познакомить кроху с окружающим внешним миром, привить новые навыки и любовь к прекрасному.

Причем лучше приступать к своим приятным обязанностям, начиная с первых дней жизни малютки. И не стоит думать, что кроха слишком мал для занятий.

Наоборот, следует помнить, что ранние впечатления играют огромную роль в формировании детского мозга. Поэтому для ребенка первых месяцев жизни не столь важно приобретение новых навыков.

Гораздо важнее, чтобы он находился рядом со взрослыми, ощущая любовь родителей, а также — свою значимость для них.

Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира

Сейчас ни для кого не секрет, что малыш, находясь еще в утробе, реагирует на эмоциональное состояние матери и звуки, поступающие извне.

Ведущая роль в этом механизме отводится головному мозгу и нервной системе, которые обеспечивают взаимодействие крохи с окружающими как внутриутробно, так и сразу после рождения.

При этом головной мозг воспринимает сигналы, поступающие извне и анализирует — формируются четкие связи, оказывающие влияние на развитие малыша.

И если какая-то связь используется часто, она становится постоянной и устойчивой. Между тем, когда связь редко или совсем не применятся, шансы на сохранение у нее невелики.

К примеру, когда кроха с самого рождения слышит вокруг речь, с большей вероятностью он быстрее научится говорить. Тогда как если с ребенком ранних лет мало говорили, редко или не читали для него, скорее всего, ему трудно будет овладеть навыком речи.    

Поэтому для того, чтобы головной мозг превратился в мыслительный и эмоциональный орган, необходимо давать ему «пищу» — яркие впечатления и положительные эмоции.

Имеется три основных момента в обучении человека:

  • Зависимость от генетически обусловленных способностей и воспитания (стимулирование обучения, поощрение и забота).
  • Особенности мозга детей первых лет жизни: из любого опыта и правильного обучения они извлекают большую пользу.
  • Процесс приобретения новых знаний продолжается всю человеческую жизнь.

Однако в стремлении дать ребенку самое лучше, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. И самый лучший способ — наблюдать за крохой, чтобы определить его предпочтения.

Поэтому окружите свое чадо заботой, родительским вниманием и лаской.

При этом помните, что малыш ощущает потребность в исследовании, которое необходимо поощрять разговором, улыбкой, физическим контактом (например, поглаживанием или поцелуями), пением и так далее. Иначе кроха быстро потеряет интерес и желание познавать неизведанное.

Итак, давайте знакомить малютку с окружающим миром, полным новых ощущений и интересных занятий.

Игры для грудничков в возрасте от 0 до 3 месяцев

Помогают заложить «фундамент» для дальнейшего развития и получения новых навыков, чтобы малыш, повзрослев, жил в гармонии с самим собой и стал полноценным членом общества.

Развивайте слух

Кроха способен различать голоса родителей с рождения. Однако слуховой аппарат все же незрелый, поэтому стимулируйте его развитие, приучая к звуковым контрастам.

Варианты игр

  • Вначале возле ребенка позвените небольшим бубенчиком (несильно), затем — колокольчиком побольше.
  • Перенесите «уроки музыки» на кухню: продемонстрируйте какой звук при постукивании ложкой (несильно) издает хрустальный стакан, а какой — кастрюля. Только не переусердствуйте, иначе напугаете кроху. А вообще, кухня — любимое место большинства детей. Ведь там столько всего интересного!
  • Пойте песни как колыбельные, так и веселые. Удивительно, но уже в месячном или полуторамесячном возрасте большинство здоровых малышей по-разному реагируют на звуки музыки: при веселой начинают «танцевать» (махать ручками и ножками), при грустной затихают.

Игра с погремушкой 

  • Возле ребенка тихонько потрясите погремушкой, затем — чуть сильнее. При этом можно напевать любую песню (например, «Топ, топ, топает малыш»).
  • Увидев, что ребенок обратил внимание на погремушку, повернув голову на звук, медленно перенесите ее немного в другу сторону. Затем повторите движение и песенку.
  • Когда кроха станет немного старше, вкладывайте ему в руку погремушку, приучая самостоятельно извлекать из нее звук.  

Детям в раннем возрасте нравится петь, поэтому несколько повзрослев, малыш попытаться имитировать звуки, которые он слышал ранее.

Интересный факт

В былые времена плачущих младенцев вносили в курятник, а куры, заслышав орущего «пришельца», начинали кудахтать и хлопать крыльями. Как ни странно, но квохтанье утешало даже самый безутешный плач. 

Конечно, кудахтать над своим чадом вы, скорее всего, не станете. Однако попробуйте применить альтернативу: вместе с ним послушайте негромкий и монотонный звук (например, шум работающей стиральной машинки).

Приучайте реагировать кроху на свое имя

  • Когда малыш находится в кроватке, подойдите с одной стороны и позовите его по имени. Продолжайте звать, пока малютка не начнет поворачивать голову либо глаза в вашу сторону для поиска источника звука. Повторяйте занятия, обойдя кроватку, с другой стороны.
  • Во время массажа или гигиенических процедур нежно разговаривайте с малышом, называя его по имени.  

Помогайте малютке осознать собственное тело 

Причем, эти игры также и укрепляют связь между вами и малышом.

Игра с «Ветерком»

Возьмите в свои руки ладошки малыша, и нежно подуйте на них, приговаривая нараспев: «это твои ладошки», а затем поцелуйте их. Точно также знакомьте ребенка с другими частями тела: ручками, ножками, шеей и так далее.

Игра «Баю-баюшки-баю»

Качая ребенка на руках, приговаривайте: «Баю-баюшки-баю, я тебя люблю». Произнося слово «тебя», целуйте часть тельца: носик, шею, щечки и так далее.

Приобщайте к прекрасному

Музыкальные вкусы у нас формируются по мере взросления, причем у всех они разные: одни, к примеру, предпочитает электронный стиль, другие — классический.  

Однако в младенческом возрасте малышам лучше слушать негромкую и успокаивающую музыку, поскольку именно такие звуки кроха слышит, находясь в утробе у матери.

Прекрасно подойдут колыбельные песни или инструментальная музыка. Причем подбирайте музыкальные произведения, в которых мелодия повторяется — укрепление связи между головным мозгом крохи и окружающим миром.

Формируйте зрение, внимание и способность следить за предметами

В этом возрасте для младенца привлекательно человеческое лицо, поэтому над кроваткой можете повесить забавную рожицу или фотографии членов семьи.

Однако самое любимое — мамино лицо. Поэтому, когда держите кроху на руках либо гуляете с ним, проявите свои актерские способности и погримасничайте: стройте смешные рожицы, открывайте или закрывайте глаза, издавайте губами различные звуки и так далее.

И не забывайте, что малютка — маленький повторяшка. Поэтому спустя немного времени, он начнет вам подражать.

Игры с предметами

Для этих целей лучше выбрать яркие и однотонные игрушки, поскольку крохе легче сфокусировать на них взгляд. При этом постарайтесь, чтобы игрушки не загромождали пространство вокруг ребенка.

Несмотря на изобилие игрушек разных форм и расцветок, неваляшка продолжает пользоваться успехом. У нее имеются явные преимущества: выразительное лицо и яркий насыщенный цвет, издает негромкий и мелодичный звук. То есть развивает как слух, так и зрение.

Чтобы заинтересовать младенца нужно совсем немного: качнуть игрушку рядом с ним. Когда кроха немного повзрослеет, привяжите к неваляшке ленточку и постепенно учите малютку пользоваться игрушкой. И это не просто забава. Такая игра развивает у ребенка способность прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Также прекрасно для малыша в этом возрасте подойдут мобили и небольшие музыкальные игрушки.

Развивайте осязание (способность ощущать прикосновения)

Поскольку это поможет крохе познать окружающий мир и себя:

  • Потрите о ладошки малютки различные виды тканей. К примеру, для таких целей прекрасно подойдет атлас, шерсть или махровая ткань. При этом четко называйте вещь или предмет, который даете ребенку потрогать (например, блуза или халат).
  • Давайте своему ребенку слышать различные запахи: апельсина, цветов и так далее. Однако соблюдайте осторожность, поскольку запахи могут вызвать аллергические реакции.

Укрепляйте ручки и ножки 

Игра для ручек

  • В ладошку крохи вложите свой указательный палец. Как правило, малыш сразу хватается за него — естественная реакция всех новорожденных (врожденный рефлекс, который по мере взросления исчезает).
  • Каждый раз, когда малютка захватывает ваш палец, хвалите его. Например, произнося такие слова: «Какая ты у меня сильная/сильный (имя)».

Причем такая игра для ручек способствует двигательному развитию ребенка, улучшает внимание и формирует способность следить за предметами. Кроме того, она развивает мелкую моторику рук, которая важна для формирования речи.

Игра для ножек

«Велосипед»

  • Положите кроху на спинку, затем двигайте его ножки подобно движениям во время езды на велосипеде.
  • Играя, можете напевать песенку на тему езды. Например, «Мы едем, едем, едем в далекие края».
  • Либо рассказывать стишок:

«Крути, крути педальки быстрей, быстрей, быстрей.

Чудесная прогулка, нам вместе веселей».

Невербальное общение — передача информации без помощи речи

Каждый из нас во взрослой жизни хотя бы раз задает себе вопрос: как относится ко мне объект моего обожания, партнер по бизнесу или коллега по работе? В большинстве случаев, мы находим ответ на него внутри самих себя.

Иногда он нас радует. Однако бывает и так, что он разочаровывает, поэтому не хотим верить в свои выводы, терзаясь сомнениями.

Ну а когда все-таки все точки над «и» расставляются, сетуем, что не прислушались к своей интуиции раньше.

На самом деле мы делаем вывод неосознанно, анализируя поведение своего партнера: его жесты, мимику, позы и так далее. То есть мы понимаем его эмоциональное состояние на «языке тела» — невербальное общение.

Точно так же и малыш на уровне подсознания ощущает, как относятся к нему окружающие.

Поэтому передавайте крохе различными способами, что вы его любите. Тогда он почувствует себя в безопасности.

Невербальные игры

  • Во время проведения гигиенических процедур, переодевания либо выполнения двигательных упражнений тихо произносите (можно напевать) простые слова: прижимаю и целую, я тебя люблю. При этом нежно целуйте носик, пальчики, ладошки, подтверждая свои слова действием.
  • Мама — самый близкий человек для ребенка, поскольку его существование зависит от вас. Ведь именно вам он посылает сигнал SOS в виде плача или кряхтения, когда появляется «опасность»: голод, жажда, боль и так далее. Поэтому, увидев ваше лицо, кроха оживляется и радуется. Так не лишайте его такого удовольствия.

     

Один из вариантов игры

Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему песенку либо нежно произнесите:

«Привет, привет, я так тебя люблю

Привет, привет, потрогать тебя могу

Привет, привет, потрогать маленький носик

Привет, привет, поцеловать твой маленький носик».

Причем, стишок можно повторять, а произнося последнюю строчку, называть другие части лица: губы, веки, глаза.

На заметку маме: все должно быть в меру

  • Чтобы укрепить связи головного мозга малыша с окружающим миром, необходимо сюжет игр повторять по несколько раз. И лишь затем переходить к другой увлекательной для малыша игре.
  • Внимательно следите за малюткой во время занятий, если увидите, что он устал, хочет спать, пить или кушать, прервите игру.

    Лучше вернуться к ней позднее либо на следующий день.

  • «Повторение — мать учения». И эту истину, пожалуй, оспорить трудно. Поэтому играйте с малышом каждый день закрепляя знания, полученные ранее.
  • За любое достижение всегда хвалите малютку.

    Поскольку, привыкнув к одобрительному восклицанию и словам, кроха с нетерпением будет ждать повторения. Ну а в следующий раз игра будет куда увлекательнее.

  • Не старайтесь привить определений навык раньше, чем ребенок сможет его усвоить согласно возрасту.

Поэтому, чтобы проще ориентироваться, прочитайте статью на нашем портале как развивается ребенок до года. «Развитие ребенка.  Динамика развития здорового ребенка до одного года».

Также ознакомьтесь с упражнениями для правильного формирования двигательных навыков у детей до года

Игры для развития слуха, зрения и осязания подготавливают ребенка к разговорной речи. Подробнее о развитии речи у ребенка до года читайте в нашей статье. 

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/development/2434.html

MyMedico
Добавить комментарий