Детское воспитание: как объяснить детям что такое добро и зло?

Содержание
  1. » Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка
  2. Детская доброта
  3. Доброта и забота
  4. Как стать добрым?
  5. Милосердие и сострадание
  6. Детям о милосердии
  7. Уроки доброты
  8. Сказки о добре
  9. Приёмы воспитания
  10. Выводы
  11. Расскажите детям. Что такое добро?
  12. Это зависит от нас
  13. Помогут добрые истории
  14. Что такое добро?
  15. Добро – естественная потребность человека
  16. Почему в мире есть зло?
  17. Что будет, если добра станет еще больше?
  18. Комплексное занятие с дошкольниками по теме «Добро и зло»
  19. Игра «Интервью».
  20. Первая сценка называется «Два друга».
  21. Вторая сценка называется «История с машинкой».
  22. — А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо — плохо»
  23. О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком — злое?
  24. Понятия о добре и зле для дошкольников
  25. Сказочный пример
  26. Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?
  27. Если ребенок еще мал …
  28. … или постарше
  29. Что сказать подростку?
  30. Справедливость в семье
  31. Литература в помощь

» Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

Детское воспитание: как объяснить детям что такое добро и зло?

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл.

Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.

Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым — читайте в нашей статье.

Детская доброта

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы.

Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь.

Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка.

Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят.

Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена.

А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру.

Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте.

Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки.

Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера.

Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики.

Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть.

При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания.

Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени.

Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого.

Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки.

После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам.

Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком.

Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Приёмы воспитания

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«. Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день.

Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость.

Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7643

Расскажите детям. Что такое добро?

Детское воспитание: как объяснить детям что такое добро и зло?

Чем больше в мире добрых людей, тем лучше становится мир. Учиться добру нужно всю жизнь. Иногда люди, абсолютно уверенные в своей правоте, творят чудовищные вещи. В их глазах развязанная война всегда находит оправдание.

Немало взрослых людей поддавалось и поддается сейчас идеям, которые мастерски выдаются за добро. Значит, кроме понятия о добрых и злых поступках нужно еще обладать критическим мышлением, которое поможет отличить первые от вторых.

В качестве примера возьмем гитлеровскую германию. Тогда большая часть ее населения свято уверовала в идеи, которые для нас стали воплощением зла. Но даже тогда среди них были немцы, которые не поддались пропаганде. Они остались верны здравому смыслу и идеям добра.

Приведу пример на бытовом уровне.  Скажите, велика ли вероятность того, что добрый ребенок свяжется с дурной компанией? Полагаю, она крайне мала.

Это зависит от нас

А что, если все люди на земле будут настолько разумны, что легко отличат правду ото лжи? Что если они будут следовать только идеям добра? Вопрос в том, нужно ли это тем, кто влияет на систему образования.

Уже в который раз поднимается вопрос о том, что наши школы перестали воспитывать. Они предлагают только образовательные услуги. Даже не скрывается, что задача школы вырастить грамотных потребителей. Не героев, не добрых и порядочных людей, а потребителей.

Так что мы – родители пока остаемся теми, в чьи интересы действительно входит научить детей добру.

Я знаю, что родителей волнует вопрос, сможет ли добрый ребенок защитить себя? Не будут ли его обижать? Нужно ли ребенка учить давать сдачи? У психологов есть точные ответы.

Но Сказитель сказал бы так: «Драться нельзя, защищаться можно. Но противодействие должно быть равнозначно действию. Не правильно идти с кулаками на того, кто только обзывался. Но и ругаться самому тоже не следует.

Лучше избегать конфликтов и стараться решать все мирным путем».

Согласитесь, мы сами не всегда знаем, как поступить правильно. Представьте, насколько сложно ребенку. Что же делать?

Помогут добрые истории

Мне кажется, мир держится на добрых историях. Несмотря ни на что мы ищем их в книгах и фильмах. Именно истории помогут вам воспитать добрых детей.

Нельзя относиться к художественной литературе, как к развлечению, словно она и не полезна. Польза от книг не соизмерима. Фильмы – это тоже истории. Смотрите их вместе с детьми и после просмотра обсуждайте увиденное. Кто герой, как он поступал, о чем фильм.

Если ребенок попросит вас рассказать о добре, вы можете воспользоваться этим материалом. А в конце его я дам ссылку на добрую сказку.

Что такое добро?

Одна женщина попросила друзей рассказать о своих добрых поступках. Но никто не мог ей ответить. Люди чувствовали себя странно, вроде добро было, а тут словно сразу память отрезало. Что же мы совсем ничего доброго не совершаем? А как же истории спасения животных? Или истории о добром материнском сердце?

Может быть дело в том, что добро – это норма жизни.  Оно воспринимается, как должное, и мы не придаем ему значения.

Добро на самом деле повсюду. Оно в улыбке, которую мы дарим друг другу. Оно в сострадании, когда мы оказываемся рядом с человеком, попавшим в беду. Как вещество состоит из мельчайших частиц, так и вся наша жизнь пронизана добром.

Есть поступки, которые мы называем разными именами: великодушие, милосердие, щедрость, взаимопомощь, отзывчивость, искренность, добродушие, гостеприимство. Эти качества свойственны людям. Значит, все мы добрые люди. И это не просто так, это не случайность.

Добро – естественная потребность человека

Добро необходимо для выживания всех людей. Вероятно, это качество закреплено где-то в генах. Оно есть в каждом человеке и даже приводит к выработке в организме гормонов удовольствия. Вспомните, после доброго поступка, вы чувствуете себя хорошо. На душе было радостно. Это и есть те самые гормоны.

Так что добро в природе человека. У кого-то потребность делать добро очень сильная. В качестве примера можно привести волонтерские движения.

В нашей стране действует волонтерская организация под названием Лаза Алерт. Отряды добровольцев ищут потерявшихся людей. Им никто не платит зарплату. Свою помощь волонтеры предлагают бесплатно.

Их награда – радость и умиротворение. Они чувствуют себя необходимыми.

Почему в мире есть зло?

Но что происходит с нашим всеобщим добром, когда на земле ведутся войны? Добро – это зерна человечности, брошенные в почву звериной души. Есть такое выражение: «человек самый страшный зверь». Начиная с того времени, когда люди жили в пещерах, они успешно пользовалось своей звериной сущностью.

Сначала люди сделали каменные топоры и ножи, чтобы справляться с хищниками. Потом стали драться между собой. Без добра люди рано или поздно уничтожили бы друг друга. Отдельные племена действительно исчезли, те же, кто выбрал добро и стали заботиться о своих детях и стариках, – выжили.

 Чем дальше уходит человечество в своем развитии, тем нужнее нам добро.

Что будет, если добра станет еще больше?

Хочется представить, что в будущем мы получим мир, полностью построенный на идеи добра. Например, бесплатная всемирная медицина. Нет никаких платных услуг. Жизнь человека – главная ценность. Если кто-то заболевает, его спасают всем миром. Лучшие врачи мира спешат ему на помощь.

А как ты представляешь мир полный добра? Расскажи, как бы тогда жили люди.

От автора. Мое видение темы может отличаться от вашего. В статье я постаралась опираться на науку. Если вам ближе религиозные представления о добре, то конечно, их вы и передадите своим детям. Способ не важен. Важен результат. Мы хотим, чтобы в мире было больше добра!

Читать сказку про доброе сердце

Источник: https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/read/roditel/stati/282-rasskazhite-detyam-chto-takoe-dobro

Комплексное занятие с дошкольниками по теме «Добро и зло»

Детское воспитание: как объяснить детям что такое добро и зло?

Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.

Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.

Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.

Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).

Ход занятия

На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:

— Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..

— Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок — к доброму сердечку, а плохой — к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.

Игра «Интервью».

Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3—4 ребятам и взрослым в группе.

Примерные вопросы для интервью:

— Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?

— По каким признакам мы определяем добрых людей?

— Какие определения можно подобрать к доброму человеку?

— Можно ли заставить человека быть добрым или злым?

— Почему люди уважают добрых людей?

— Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».

— Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой — плохо?

— Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.

Первая сценка называется «Два друга».

«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».

— Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

— Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?

Варианты поведения Димы.

1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)

2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.

3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке — рыбка в волне.)

В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.

Вторая сценка называется «История с машинкой».

«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».

— Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?

Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.

1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.

2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.

3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.

4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.

Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.

— А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо — плохо»

Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.
  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.
  • Перебивать говорящего.
  • Попрощаться уходя домой.
  • Громко кричать в помещении.
  • Поблагодарить за помощь.
  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.
  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

— Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Всяк хлопочет — себе добра хочет.
  • У злой Натальи все люди — канальи.
  • Сердце с перцем, душа — с чесноком. (Злой человек.)
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Ни от камня плода (не дождись), ни от вора добра.

— Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?

О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком — злое?

  • Всегда помогает людям.
  • Делает добро.
  • Не смеется над чужим горем.
  • Заботится о других.
  • Делает людям вред.
  • Смеется над чужой бедой.
  • Никогда не придет на помощь.

— И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.

Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

Источник: https://vscolu.ru/duxovno-nravstvennoe-vospitanie/kompleksnoe-zanyatie-s-detmi-na-temu-dobro-i-zlo.html

Понятия о добре и зле для дошкольников

Детское воспитание: как объяснить детям что такое добро и зло?

«Все родители мечтают, чтобы, став взрослым, их малыш не боялся зла и умел ему противостоять … Для этого он должен в детстве зарядиться уверенностью в том, что добро сильнее. Должен пропитаться верой в то, что мир справедлив. Что среди людей больше хороших, а плохих мало, и они гораздо слабее.»

(Вадим Слуцкий)

Сказочный пример

Достаточно обратить внимание на детские сказки: в них всегда побеждает добро. Так, у Астрид Линдгрен есть повесть-сказка “Мио, мой Мио!”. Ее герой, мальчик Боссе, сначала живет в приюте для беспризорников, а потом его забирают оттуда плохие, злые люди. У них никогда не было детей, и они их совсем не любят.

Новая семья не обращает внимания на мальчика, и он в свою очередь ее терпеть не может. Больше же всего он ненавидит приемных родителей за то, что те говорят: “Неизвестно, кто был твой отец, но ясно одно: это был проходимец”. Мальчик уверен: его отец непременно был замечательным человеком.

 
А дальше начинается сказка: Боссе попадает в чудесную Страну дальнюю, где находит своего отца-короля. Оказывается, малыша зовут не Боссе, а Мио. И отец его очень сильно любит …

 
Кажется фантазией? Однако страна, где цветут сказочные цветы, где папа – не кто-нибудь, а король, где все любят друг друга, – это и есть реальный мир здорового ребенка. Малыш хочет в это верить, и его нельзя разочаровывать. 

Источник: http://mbdou17tula.ucoz.ru/publ/ponjatija_o_dobre_i_zle_dlja_doshkolnikov/1-1-0-107

Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?

Детское воспитание: как объяснить детям что такое добро и зло?

/ Воспитание / Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?

Слово «справедливость» появляется в детском лексиконе очень рано. Даже не зная точного значения этого слова, они интуитивно понимают его, считая, что зло обязательно должно быть наказано, а добро – вознаграждено. Такое понимание прививается с помощью сказок с самого раннего возраста.

Если ребенок еще мал …

Малыш впервые сталкивается с несправедливостью, когда чувствует, что кого-то обидели или обделили. В этом случае он попытается исправить ситуацию, утешить обиженного.

По мнению американских психологов это происходит из-за того, что ребенок воспринимает несправедливость эмоционально. Сердцем он чувствует и понимает, что человечество сможет выжить только в том случае, если все будут равными.

В этом плане необходимость делиться с нуждающимся выступает в качестве основы счастливого будущего. Не стоит нудно объяснять малышу законы справедливости.

Лучше учить его поступать справедливо собственным примером:

  • Помочь старушке перейти дорогу или донести ее сумки и пояснить : «Ей тяжело, будет справедливо, если мы ей поможем».
  • При встрече с бездомным животным объяснить, что оно потеряло свой дом и ему сейчас некому помочь, оно больше нуждается не в ласке, а корме; а после объяснения обязательно угостить собаку или кошечку.

Оказание посильной помощи нуждающимся позволит ребенку понять, что справедливо будет поделиться с другими тем, что им нужно. Чтобы малышу было легче делиться игрушками с другими, нужно дать ему возможность наиграться ими. Тогда он с легкостью разрешит поиграть товарищам.

Нельзя ругать свое чадо, когда рядом другие дети или взрослые. Ведь он считает, что родители обязаны его поддерживать во всем. Тогда упреки при посторонних будут несправедливы, даже если он неправ. Лучше разобраться в ситуации, выслушав обе стороны, и принять решение, которое отвлекло бы всех участников конфликта.

… или постарше

Как считают психологи, справедливость в глазах ребенка приравнивается к равенству.

Малыш обижается, если у него нет таких игрушек, как у других, если ему не разрешают делать то, что разрешено друзьям. При этом он не приемлет никаких объяснений по поводу справедливости.

Лучше ему показать это на каком-либо примере:

  1. Если его друг носит очки из-за слабого зрения, то другие не обязаны делать то же самое, ведь их зрение в норме.
  2. Если одному ребенку нравится рисовая каша, то другие не обязаны разделять его пристрастия.

Справедливо, что все люди различны: каждый имеет свои способности и характеристики, отличные от других:

  • Кому-то требуется больше времени для отдыха, кому-то – меньше.
  • Один мальчик умеет хорошо бегать, другой отлично прыгает.
  • Кто-то получил в подарок на Новый год вертолет с пультом управления, но ведь и малыш без подарка не остался.

Семьи бывают разными, у каждой свои ценности. И если соседскому ребенку купили компьютер, то это вовсе не значит, что с другим поступили несправедливо. У него тоже есть немало значимых вещей, которые не имеют цены.

Что сказать подростку?

Подростка можно познакомить с точным определением понятия справедливости и что она в себя включает, учитывая различные точки зрения:

  1. Справедливость включает в себя соответствие действий и награды, которые могут представлять собой работу и вознаграждение, совершенное преступление и понесенное из-за него наказание, а в экономике – это равенство людей при распределении ограниченных ресурсов. Если такого соответствия нет, то можно говорить о несправедливости. Всемирный день социальной справедливости празднуют 20 февраля по инициативе генеральной Ассамблеи ООН.
  2. Этим же понятием называют честное и правильное отношение, идущее от сердца. Его суть заключается в возможности каждого получить, на что имеет право, и недопущении нарушения прав других людей. Таким образом, справедливость рассматривают с двух сторон: человек может делать и брать все, что хочет, но при этом не должен нарушить права других.
  3. У Платона справедливостью называлась добродетель верного отношения к окружающим. У древних греков справедливость и правосудие олицетворяла богиня Фемида. Ее глаза всегда закрывает повязка, свидетельствующая о беспристрастности, в руках – карающий меч и весы правосудия. На этих весах взвешиваются добрые и злые поступки, которые совершены человеком при жизни. Воспользуется ли Фемида мечом, зависит от того, какая чаша перевесит.

Справедливость в семье

Семья – ячейка общества, где живут близкие друг другу люди. Если в семье царит любовь и справедливость, то эта ячейка не распадается, а растет, обрастая новыми родственниками.

В каких случаях можно заметить справедливое отношение:

  • Сначала родители, а потом и дети стремятся поделить все (конфеты, печенье) поровну, чтобы никому не было обидно.
  • Поровну делится домашняя работа: один моет посуду, другой подметает пол, а третий приглядывает за малышом.

Чтобы в семье была справедливость, нужно уметь договариваться. Не требовать самое лучшее, не стремиться избежать какой-то работы, не спорить по любому поводу, а находить компромиссное решение. Ведь честный уговор позволяет избежать любого спора!

Иногда бывает, что младшие дети начинают возмущаться по поводу того, что старшим что-то можно, а им нельзя. В этом случае уместнее будет заметить, что и обязанностей у старших больше.

Поэтому положение их в семье не одинаковое, но справедливое.

Или, к примеру, старший брат, который лучше младшего играет в шашки, может начать игру без одной – двух фигур, чтобы уравнять шансы на победу, сделать игру справедливой.

Литература в помощь

Улучшить понимание справедливости помогут литературные произведения: стихи, сказки, рассказы, где персонажи делают добрые дела.

После чтения важно обсудить следующее:

  1. По какой причине герои так поступали.
  2. Справедливо ли они поступили.
  3. Могли ли поступить иначе и к чему это могло привести.

При этом важно, чтобы рассуждал, оценивал героев и делал выводы именно ребенок, а не взрослый. Только в этом случае можно получить осмысленное знание и принять его как единственно верное.

Что можно почитать:

  • Очень ярко описывается борьба добра и зла в сказках. Именно с них и начинается знакомство со справедливостью. Например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиню подвергают унижению, заставляют работать без отдыха, но, несмотря на это, она не становится злобной и мстительной. В конце она получает воздаяние за свое доброе отношение – хорошего жениха, а вот мачеха и сестры были наказаны за их злые поступки.
  • Анализировать можно и малые жанры фольклора – пословицы и поговорки. Каждая фраза несет в себе огромный смысл, который нужно разгадать. Например, «Где говорят деньги, там спит справедливость» — это намек на то, что если для человека деньги решают все, то о справедливости здесь и говорить не стоит.
  • В произведении Р.Киплинга «Книга джунглей» маленький мальчик остался один в диких джунглях. Ему посчастливилось попасть в стаю волков, которые приняли его и защищали, как родного. Ведь этого требовал «закон высшей справедливости». Ведь малыш Маугли был слабым и доверчивым, и честь волчьей стаи требовала его защитить при любых обстоятельствах.
  • В притче о Соломоне и двух матерях говорится о том, как две матери не могли поделить ребенка. И только мудрый правитель смог разрешить их спор, поступить справедливо, беспристрастно.
  • Маленьким ребятам будут интересны рассказы В.Осеевой, например, «Печенье». В этом произведении братья между собой поделили печенье, забыв угостить маму и бабушку – вопиющая несправедливость в семье!
  • Читая «Маленькие рассказы» Л.Н.Толстого, ребенок знакомится с понятиями добра и справедливости, чести и долга, учится понимать правильные вещи, уважать и ценить красивое в человеке.
  • Взрослым ребятам можно прочитать Ф.М.Достоевского – «Преступление и наказание». Вопрос о справедливости – несправедливости обозначен уже в заголовке. По мере чтения ребята знакомятся с мнением автора о том, что понятие «справедливость» каждый понимает в соответствии со своими интересами.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — слова Э.Канта, которые раскрывают один из законов справедливости. Другими словами выразился Иван Ильин, русский философ. Он утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Если в человеке есть дар справедливости, то он обладает добрым и любящим сердцем.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/vospitanie/kak-pravilno-obyasnit-rebenku-chto-takoe-spravedlivost.html

MyMedico
Добавить комментарий