Что такое дезадаптация ребенка и как помочь малышу?

Содержание

Причины и последствия дезадаптации ребенка к детскому саду

Что такое дезадаптация ребенка и как помочь малышу?

У каждого ребенка процесс привыкания к садику проходит по-особенному. Большинство детей успешно адаптируется к изменившейся обстановке за три-четыре месяца.

Но иногда происходит так, что адаптация малыша к садиковским условиям существенно затягивается или оканчивается полным крахом. В этом случае можно судить о дезадаптации.

И я сейчас говорю не о первых днях, когда сложности испытывают все дети, а о длительном сроке в полгода и больше, когда каждое утро начинается с плача и просьб крохи остаться с любимой мамочкой дома.

Полная дезадаптация – довольно редкий процесс, и только один из ста детей оказывается несадиковским.

Однако всем родителям необходимо знать признаки нарушенных адаптационных возможностей ребенка, чтобы суметь вовремя заметить тревожные «звоночки» в поведении собственного чада.

Нежелание замечать эту ситуацию может привести к нарушениям в развитии малыша и целому комплексу психологических и физиологических проблем.

Причины дезадаптации малыша в садике

Предвижу вопрос: почему один ребенок легко вливается в детский коллектив, без труда привыкает к новым условиям, а его сверстник испытывает серьезнейшие трудности? Возникает желание списать все на индивидуальные психические особенности (например, темперамент), однако огромную роль играет и готовность малыша к детскому саду, наличие или отсутствие навыков общения с ровесниками и взрослыми.

Итак, от чего же зависит низкий уровень социальной и психологической адаптации детей к дошкольному учреждению?

1. Основная причина – неумение контактировать со сверстниками, делиться игрушками, вступать в игру.

Это свойственно как «отвергаемым» детям, которые растут в излишне строгих условиях, без любви и ласки, так и избалованным малышам, привыкшим к тому, что все их капризы и шалости постоянно сходят с рук.

Таким дошкольникам в садике приходится нелегко, поскольку одногруппники не желают с ними общаться.

2. Стеснительность и робость тоже приводит к определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью для забияк.

У малыша, который не умеет за себя постоять, задиристые сверстники отбирают машинки и куклы, в том числе и принесенные им из дома.

Неудивительно, что ребенок боится идти в садик и встречаться со своими обидчиками, поскольку постоянно испытывает чувство незащищенности.

3. Еще один негативный фактор – некорректное поведение воспитателей. Излишняя придирчивость, строгость педагога способна вызвать отторжение даже у самого общительного и контактного малыша.

К сожалению, не все педагоги могут сдержать себя при виде испачканной одежды, оставленной на тарелке еды, мокрых штанишек.

Ребенок, которого постоянно ругают на глазах других детей, находится в состоянии стресса, что и приводит к дезадаптации.

4. Распространенная причина, которая частично вытекает из предыдущего пункта, – неподготовленность малыша к садику.

Трехлетнему ребенку нельзя просто так сказать, что с завтрашнего утра он станет дошкольником, его необходимо долго подготавливать к новому длительному этапу жизни.

О том, как подготовить малыша к садику мы поговорим на бесплатном аудио-курсе «Скоро в детский сад. Как подготовить ребенка?».

Признаки и последствия дезадаптации

Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад.

Повторю еще раз, я говорю не о первой неделе детей в садике, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде.

Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, а вечером жалуется, что в садике его обижают или, напротив, отказывается даже говорить об этом, это серьезнейший повод задуматься.

Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то через полгода или чуть больше у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия.

1. Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.

2. У крохи значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.

3. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в садике, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.

4. Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в садике, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.

Профилактика дезадаптации

Чтобы избежать проблем с приспособлением ребенка к новому ритмы жизни, я рекомендую начинать подготавливать его к садику заранее. Прогуливайтесь рядом с детским садом во время прогулок, обращайте внимание крохи на занятия малышей – играют в песочнице, бегают на спортплощадке, а вечером их забирают родители.

Заранее приучите малыша к горшку или туалету. Предоставьте ему больше самостоятельности: ребенок должен сам одеваться и раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами. Конечно, сначала это будет у него получаться не очень хорошо, зато в садике он не будет в числе отстающих.

Если же вы все-таки заметили те признаки дезадаптации, о которых я говорила выше, не рассчитывайте, что проблема исчезнет сама по себе или малыш справится собственными силами. Не уделив должного внимания возникшим проблемам, мама рискует вообще забрать ребенка из садика. Не очень хорошая перспектива, не так ли?

Чем раньше вы вмешаетесь в затянувшийся процесс адаптации, тем выше шанс исправить негативную ситуацию. Побеседуйте с воспитателем, проконсультируйтесь с дошкольным психологом, уделяйте больше времени ребенку. Если ситуация очень тяжелая, советую обратиться к неврологу. Дезадаптация – серьезная проблема, которая требует активного вмешательства и родителей, и специалистов.

P.s. Если Вы хотите, чтобы адаптация вашего ребенка прошла без проблем, приглашаем вас на бесплатную серию аудио-уроков, посвященных проблемам адаптации детей к детскому саду.

Зарегистрироваться на бесплатное участие

Надежда Плотникова, специально для deti-burg.ru

Источник: http://deti-burg.ru/vospitanie-rebenka-2/prichinyi-i-posledstviya-dezadaptatsii-rebenka-k-detskomu-sadu

Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Что такое дезадаптация ребенка и как помочь малышу?

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми.

Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему.

Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что такое десоциализация

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики.

Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается.

Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Пограничное расстройство личности

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин.

Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения.

Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое.

Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин.

Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию.

При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями.

При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Диагноз Дистимия — что делать и как лечить?

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/sotsialnaya-dezadaptatsiya-desotsializatsiya-prichiny-priznaki-korrektsiya.html

Адаптация ребенка в детском саду. Что должны знать об этом родители

Что такое дезадаптация ребенка и как помочь малышу?

Адаптация ребенка в детском саду — что должны знать родители

Впервые переступая порог детского сада, малыш фактически вступает в новую жизнь. И данный этап сложен не только для папы с мамой и воспитателей, но и, главным образом, для самого ребенка. Это серьезный стресс для детской психики и здоровья. Каковы особенности адаптации малыша в детском саду, и как к ней подготовиться?

статьи:

Адаптация в детском саду. Как она протекает?

Какой бы фантастикой это ни казалось, но стресс, который испытывает ребенок, впервые оказавшийся в детском саду, равен, по мнению психологов, перегрузке космонавта. Почему?

  • Он попадает в совершенно новую среду.
  • Его организм подвергается атаке болезней с удвоенной силой.
  • Ему приходится учиться жить в социуме.
  • Большую часть дня он проводит без мамы.

Проявления дезадаптации у ребенка в детском саду

  • Негативные эмоции. От легкой степени до состояния депрессии и хуже. Тяжелая степень такого состояния может выражаться по-разному – то через гиперактивность, то через полное отсутствие желания у ребенка идти на контакт.
  • Слезы. Без этого практически ни один малыш не обходится. Отрыв от мамы сопровождается то временным хныканьем, то непрерывным ревом.
  • Страх. Через это проходит каждый ребенок, и избежать этого невозможно. Разница только в видах страха и в том, насколько быстро ребенок с ним справится. Более всего ребенок боится новых людей, обстановки, других детей и того, что мама за ним не придет. Страх является спусковым крючком для последствий стресса.

Последствия стресса в процессе адаптации ребенка в детском саду

Стрессовые реакции ребенка выплескиваются в конфликты, капризы и агрессивное поведение, вплоть до драк между детьми.

Следует понимать, что малыш в этот период весьма раним, а вспышки гнева могут появиться без всякого, на первый взгляд, повода.

Наиболее разумно – проигнорировать их, не забыв, конечно, разобраться в проблемной ситуации. Также последствиями стресса могут быть:

  • Обратное развитие. Ребенок, знакомый со всеми социальными навыками (то есть, способность самостоятельно кушать, ходить на горшок, одеваться и пр.), вдруг забывает о том, что он умеет. Его приходится кормить с ложки, переодевать и пр.
  • Происходит торможение и временная деградация речевого развития – малыш вспоминает только междометия и глаголы.
  • Интерес к учебе и познанию из-за нервного перенапряжения пропадает. Увлечь малыша чем-то надолго не представляется возможным.
  • Коммуникабельность. До детского сада у малыша не было проблем в общении со сверстниками. Сейчас же у него просто не хватает сил на общение с назойливыми, орущими и невоспитанными ровесниками. Ребенку нужно время на налаживание контактов и привыкание к новому кругу общения.
  • Аппетит, сон. Привычный домашний дневной сон сменяется категорическим нежеланием малыша ложиться спать. Аппетит снижается или вовсе пропадает.
  • На почве сильного стресса, тем более — при тяжелой степени адаптации, в организме малыша рушатся барьеры сопротивляемости к различным заболеваниям. В такой ситуации ребенок может заболеть от легкого сквозняка. Причем, возвращаясь в сад после болезни, малыш снова вынужден проходить адаптацию, в результате чего снова заболевает. Вот почему ребенок, который начал ходить в детский сад, из месяца три недели проводит дома. С такой ситуацией знакомы многие мамы, и лучшее в ней – подождать с садиком, чтобы не нанести ребенку психологическую травму.

К сожалению, не каждая мама может оставить ребенка дома. Как правило, отдают малыша в сад по определенным причинам, основная из которых – занятость родителей, необходимость заработка. Да и бесценный опыт общения с ровесниками, а также жизнь в социуме, важны для будущего школьника.

Как лучше подготовить ребенка к детскому саду?

  • Ищите для малыша самый ближайший к дому детский сад, чтобы не мучить ребенка долгой дорогой.
  • Заранее (постепенно) приучайте чадо к режиму дня, которого придерживаются в детском саду.
  • Не лишней будет и консультация у педиатра по поводу возможного типа адаптации и принятия своевременных мер в случае неудовлетворительного прогноза.
  • Закаляйте дитя, укрепляйте иммунитет, одевайте, соответственно погоде. Не нужно излишне кутать ребенка.
  • Отправляя малыша в сад, убедитесь, что он абсолютно здоров.
  • Также следует убедиться, что ребенок знаком со всеми навыками самостоятельного обслуживания.
  • Водите малыша на прогулку в детский сад, чтобы он знакомился с воспитателями и сверстниками.
  • Первую неделю лучше приводить малыша в сад максимально поздно (к девяти часам утра, перед самым завтраком) – слезы сверстников при расставании с их мамами не пойдут ребенку на пользу.
  • Обязательно кормите ребенка перед выходом – в саду он может поначалу отказываться от еды.
  • Первое время (если позволяет график работы и воспитатели) лучше находиться в группе вместе с малышом. Забирать его в течение первой недели-двух предпочтительно до обеда.
  • Со второй недели постепенно продлевайте время пребывания малыша в саду. Оставляйте на обед.
  • С третьей-четвертой недели можно начинать оставлять дитя на дневной сон.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду — рекомендации родителям

  • Не обсуждайте при малыше проблемы детского сада.
  • Ни при каких обстоятельствах не угрожайте чаду детским садом. Например, за непослушание и пр. Ребенок должен воспринимать сад, как место отдыха, радости общения и обучения, но не каторги и тюрьмы.
  • Чаще гуляйте на детских площадках, посещайте центры детского развития, приглашайте в гости сверстников малыша.
  • Наблюдайте за ребенком – удается ли ему найти с ровесниками общий язык, стеснителен ли он или, напротив, излишне дерзок. Помогайте советом, ищите вместе варианты решения возникающих проблем.
  • Рассказывайте малышу о детском садике в позитивном ключе. Укажите на положительные моменты – множество друзей, интересные занятия, прогулки и пр.
  • Поднимите ребенку самооценку, скажите, что он стал взрослым, и детский сад – это его работа, почти как у папы с мамой. Только не забывайте между делом, мягко и ненавязчиво, готовить малыша к трудностям. Чтобы его предвкушение сплошного праздника не разбилось о суровую реальность.
  • Идеальный вариант, если малыш попадет в группу, в которую уже ходят его знакомые сверстники.
  • Готовьте чадо к ежедневной разлуке на определенное время. Оставляйте ненадолго с бабушкой или родственниками. Во время игры малыша со сверстниками на площадке отойдите подальше, не мешайте общению. Но и наблюдать за ним, конечно, не прекращайте.
  • Всегда выполняйте обещания, которые вы даете ребенку. Малыш должен быть уверен, что если мама пообещала его забрать, то ничто ей в этом не помешает.
  • Воспитателям и врачу детского сада следует заранее сообщить об особенностях характера и здоровья ребенка.
  • Дайте ребенку в детский сад его самую любимую игрушку, чтобы он ощущал себя более комфортно в первое время.
  • Забирая малыша домой, не следует демонстрировать ему свою обеспокоенность. О том, как он кушал, сколько плакал, и было ли ему грустно без вас, лучше спросить у воспитателя. Правильнее будет поинтересоваться, что нового узнал ребенок и с кем успел подружиться.
  • В выходные дни старайтесь придерживаться режима, установленного в детском саду.

Посещать или не посещать детский сад – выбор родителей и их же ответственность. Скорость адаптации малыша в саду и его благополучное пребывание в социуме в большей степени зависит от усилий мамы и папы. Хотя и педагоги воспитательного учреждения играют не последнюю роль.

Прислушивайтесь к вашему ребенку и старайтесь не слишком ограничивать его своей опекой – это позволит малышу быстрее стать самостоятельным и хорошо адаптироваться в коллективе. Ребенок, который хорошо адаптировался к условиям детского сада, гораздо легче пройдет период адаптации первоклассника к школе.

Источник: http://www.colady.ru/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-chto-dolzhny-znat-ob-etom-roditeli.html

Школьная дезадаптация

Что такое дезадаптация ребенка и как помочь малышу?

Термин школьной дезадаптации  существовал со времен появления первых учебных заведений.  Только раньше ему не придавалось особого значения, теперь же психологи активно говорят об этой проблеме и ищут причины ее появления.

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении. Иногда школьная дезадаптация никак не связана с процессом усвоения знаний, а проистекает из неудовлетворительного взаимодействия с окружающими.

Общение со сверстниками – важная сторона школьной жизни, которую никак нельзя обойти стороной. Иногда случается так, что внешне благополучного ребенка начинают травить одноклассники, что не может не сказываться на его эмоциональном состоянии.

В данной статье мы рассмотрим причины дезадаптации в школе, коррекцию и профилактику явления. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор.

Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Если девочка или мальчик страдают повышенной впечатлительностью, им будет трудно справиться с собой. Такие дети обычно часто подолгу тревожатся и не знают, как следует себя вести.

Ни для кого не секрет, что одноклассники больше всего подвергают нападкам именно новеньких, желая «проверить их на прочность». Насмешки лишают моральных сил, уверенности в себе, создают дезадаптацию. Не все дети могут выдержать подобные испытания. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу.

Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Учителя тоже не всегда отличаются корректностью.

Если ребенок плохо успевает по предмету, то ему ставят соответствующие оценки. Некоторые вообще не обращают внимания на отстающих, предпочитая спрашивать только сильных учеников.

Откуда может взяться дезадаптация? Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием. Известно, что учителя не любят тех, кто пропускает уроки и не выполняет домашние задания.

Дезадаптация к школе возникает чаще тогда, когда ребенка никто не поддерживает в его начинаниях или в силу определенных обстоятельств ему уделяется мало внимания.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять на себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе.

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер.

Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником.

Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать.

Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем.

Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения.

Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не  следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым.

Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему.

Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние.

Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению.

Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации.

Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация  лишает моральных сил, подрывает веру в себя.

Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится.

Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло.

Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего.

От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Профилактика школьной дезадаптации

Мало кто знает о том, что проблему в классе можно предупредить. Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций.

Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру.

Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.

Таким образом, проблема дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся малышу неразрешимыми.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/psihologicheskie-problemy-detej/shkolnaya-dezadaptatsiya.html

Адаптация ребёнка к школе

Что такое дезадаптация ребенка и как помочь малышу?

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем.

На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания.

Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях.

 Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.

Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.

  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным.

    Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель — непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/podgotovka-k-shkole/adaptaciya-rebenka-k-shkole.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.