Что развивает в ребенке матрешка?

Содержание
  1. Что развивает в ребенке матрешка?
  2. Первая игра. Найди матрешку
  3. Третья игра. Большая и маленькая
  4. Пятая игра. Чаепитие
  5. Шестая игра. Спортивная
  6. Седьмая. Прятки
  7. Восьмая игра. Дать имена
  8. занятия с матрешками для малышей
  9. Игра 1. Матрешка потерялась.
  10. Игра 2. Чаепитие.
  11. Игра 3. Прятки.
  12. Игра 4. Солнышко и дождик
  13. Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) —  кроватки для матрешек.
  14. Игра 6. Сюрпризы.
  15. Игра 7. Матрешки покупают платочки.
  16. Игра 8. Матрешки перепутались.
  17. Игра 9.  Топ, топ, топ.
  18. Игра 10. Играем с платочком.
  19. Игра 11. Учимся считать.
  20. Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.
  21. Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.
  22. Игра 14. Отгадай матрешку.
  23. Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза, игры с матрешками для детей
  24. Матрешка: описание игрушки
  25. Матрешка – игрушка или сувенир?
  26. История матрешки – русской народной игрушки для детей
  27. Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей
  28. Игры с матрешками для детей
  29. Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)
  30. Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет
  31. Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)
  32. Виды матрешек
  33. Мама и малыш
  34. Игры с матрешками
  35. Приятно познакомиться!
  36. Волшебная почта.
  37. Дождь и солнце.
  38. Расцвели в саду цветочки!
  39. Разминка-считалочка.
  40. Аппликация
  41. Лабиринт.
  42. Наша сказка.

Что развивает в ребенке матрешка?

Что развивает в ребенке матрешка?

Многие родители задаются вопросом, какие можно придумать игры с матрешкой. В этой статье рассказывается о том, какие есть развивающие игры с матрешкой, а также дана масса полезных советов и интересных рекомендаций.

Каждому родителю очень хочется, чтобы их любимый ребенок играл в безопасные игрушки и получал не только удовольствие от игры, но и развивал свои навыки и умения. На сегодняшний день проблем с игрушками нет. Магазины и супермаркеты завалены огромным их количеством, от маленького пупсика до огромного автомобиля.

Но многие родители предпочитают покупать безопасные и полезные игрушки, например, пирамидку, мячик, или матрешку. Эти игрушки хороши тем, что не имеют мелких деталей, а значит, и нет риска того, что малыш проглотит кусочек пупсика или машинки. Но главный плюс этих игрушек в том, что они развивают логику и мышление.

Например, матрешка помогает ребенку, прежде всего, расширить свои знания о свойствах и признаках предмета. Играя матрешкой, малыш осваивает понятие величины, высоты и толщины. Разбирая и собирая игрушку, карапуз развивает моторику, что тоже немаловажно при развитии навыков.

Деревянные игрушки хороши тем, что ребенок, как бы он не пытался, не сможет откусить кусочек. А также при очень сильных ударах матрешка не разбивается.

Игру с матрешкой рекомендуется начинать со знакомства. Попросить ребенка показать, где у куклы глазки, носик, ротик и спросить есть ли у неё ручки, ножки, в чем она одета и какое дать ей имя.

Следующим этапом может послужить разборка игрушки. Для начала нужно перед малышом достать всех матрешек. И при этом обязательно комментировать свои действия. Это поможет увеличить словарный запас ребенка и поможет установить связь между действием и словами. Затем дать карапузу самому собрать и разобрать матрешку, тем самым развивая его логику и мышление.

Поставив матрешек в ряд, от большой до маленькой, нужно попросить показать самую большую и самую маленькую. Потом всех перемешать и попросить снова показать тоже самое. Когда малыш освоит знания величины и ширины. Можно попросить из всех матрешек сделать одну.

Можно придумать огромное количество заданий для ребенка с участием данной игрушки. Игры с матрешкой ещё не одного малыша не оставили равнодушным.

Первая игра. Найди матрешку

Одну матрешку спрятать в другую. А все остальные выставить в ряд, можно хаотично. И попросить малыша определить на слух, куда запряталась однаматрешка.

Ему можно брать игрушку в руки и путем потряхивания возле своего ушка, определить есть ли в ней что-то или нет.Очень увлекательная игра. Собери матрешку.Перед ребенком разложить его игрушки (но не много) и запрятать среди них матрешек. И попросить найти всех матрешек и сложить в одну.

Третья игра. Большая и маленькая

Поставить большую матрешку в один угол комнаты, а самую маленькую в другой. А малышу рассказать историю, в которой большие игрушки ходили в гости к большой матрешке, а маленькие к маленькой. И всё это демонстрировать ребенку.

Четвертая игра. Восстановить ряд

Поставить всех матрешек по возрастанию, только обязательно, чтобы это видел малыш. Потом попросить ребенка закрыть глаза и поменять местами их. Попросить карапуза вернуть всё как было.

Пятая игра. Чаепитие

Матрешки, как известно, это игрушки женского рода. Поэтому можно их использовать как кукол. То есть раздать каждому члену семьи по матрешке и разыграть какую-нибудь сцену. Например, чаепитие всей семьи. Это помогает развить фантазию у ребенка.

Шестая игра. Спортивная

Для особо активных детей. Можно матрешки использовать в виде мячика. То есть поставить не большую емкость и по очереди кидать в неё по одной матрешке. Такая игра развивает глазомер.

Седьмая. Прятки

С матрешками возможно и сыграть в прядки. Сначала малыш прячет по всей комнате матрешек, все члены семьи разыскивают их. А потом можно и наоборот.

Восьмая игра. Дать имена

На маленьких листиках бумаги написать имена. Затем положить по одной возле каждой матрешки. То есть дать каждой имя. Попросить малыша запомнить, как кого зовут. Потом бумажечки убрать от матрешек, перемешать и отдать ребенку, с просьбой разложить их поименно. Эта игра помогает развить память.

Развивающие игры с матрешкой не рекомендуется проводить каждый день. Так как ребенку может надоесть делать одно и тоже, а также он станет воспринимать матрешку как обычную игрушку и потеряет к ней интерес.

Обучение ребенка необходимо делать только когда у него хорошее настроение, и он готов осваивать новые знания.

Также нельзя на ребенка злиться, если он делает что – то не правильно. Необходимо ему спокойным тоном, на понятно ему языке объяснить, как правильно делать то или иное действие. Давать знания нужно в игровой форме. Главное помнить, что обучение необходимо проводить не один раз, так как хорошие знания можно получить только при много кратном повторении.

При обучении малыша нужно обязательно хвалить, даже если он сделал что- то не так. Играя с ребенком, нужно обращать внимание на его сосредоточенность и внимание. Если он стал отвлекаться или капризничать, то обучение нужно прекращать и переходить к более активным играм, кувырканиям, к бегу с препятствиями и к другим подвижным играм.

Источник: http://www.webkarapuz.ru/article/chto-razvivaet-v-rebenke-matreshka

занятия с матрешками для малышей

Что развивает в ребенке матрешка?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с  1 года 9 месяцев — 2 л ет .

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1.  Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем  и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая, маленькая, а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров).

Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров).

Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) —  кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте  из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка.

Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая.

Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка.

Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой  платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету.

Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку  нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9.  Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня  развития координации движений и мелкой моторики.

Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И.

А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Игра 11. Учимся считать.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание —  взять для игры 8 матрешек.

Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте  матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Уверена, что Вы тоже придумаете много занимательных развивающих игр с матрешками для малышей! Желаю успехов!

Еще об играх и занятиях с малышами Вы можете почитать:

Пирамидка — обучающая игрушка: какие бывают пирамидки, как их выбирать, 15 идей для занятий с пирамидками, как научить малыша собирать пирамидку.

Лепка для малышей: основные способы лепки, система игровых занятий для детей с 1 года до 3 лет.

Развитие мелкой моторики — игры и упражнения для маленьких

Рассказы для самых маленьких: что и как читать ребенку

Детская книжка своими руками.

Развитие ребенка в год.

20 самых необычных и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/zanyatiya-s-matreshkami-dlya-samy-h-malen-kih/

Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза, игры с матрешками для детей

Что развивает в ребенке матрешка?

Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России.

Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка.

Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей.

Матрешка: описание игрушки

Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера.

Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю.

Всего кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!

Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном сарафане и платке. Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.

Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет, при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой.

Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Последующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину, чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей).

Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.

Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.

Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов. Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см, из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см. Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.

Матрешка – игрушка или сувенир?

До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.

На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.

К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора.

Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку.

В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

История матрешки – русской народной игрушки для детей

История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре.

В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу.

Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.

Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха.

Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.

На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.

Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы.

Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя).

Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.

Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах.

Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.

Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина».

Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16.

Похоже на нашу матрешку, не правда ли?

Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей

Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?

  • Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
  • Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
  • Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
  • Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
  • Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
  • С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
  • Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.

Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.

Игры с матрешками для детей

Матрешка сама по себе является привлекательной игрушкой для ребенка, но лучше всего родителям не просто дать ее малышу, но и научить простым играм.

Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)

  1. Научите ребенка открывать матрешку. Удивитесь и обрадуйтесь вместе с малышом, что внутри большой куклы есть еще одна, поменьше. Неужели внутри нее тоже кто-то есть?
  2. Покажите ребенку, что каждая фигурка собирается из двух конкретных половинок.

    Если же половинки не подходят, собрать целую куколку не получится.

  3. Скажите крохе: «Маленькая матрешка испугалась и просит большую спрятать ее». Пусть ребенок попробует сам вкладывать элементы игрушки один в другой.
  4. Когда малыша не будет в комнате, расставьте матрешек на видных местах.

    Предложите вошедшему ребенку разыскать потерявшихся сестричек.

Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет

  1. Попросите малыша дать вам самую большую, двух самых маленьких матрешек, матрешку среднего размера. Предложите выстроить куколок по росту – по возрастанию или по убыванию. Можете придумать историю: матрешки пошли в гости, мама впереди, а дочки за ней, от той, что побольше, до самой маленькой.

    А домой матрешки возвращаются уже в обратном порядке.

  2. Расставьте матрешек по росту, а одну «забудьте». Пусть ребенок догадается, где именно она должна стоять.
  3. Поставьте самую большую и самую маленькую матрешек на некотором расстоянии друг от друга.

    Попросите ребенка разделить несколько заранее подготовленных вами игрушек большого и маленького размера, отправив маленьких «в гости» к маленькой матрешке, а больших к большой.

  4. Предложите ребенку разместить матрешек в «кроватках» (например, колечках от пирамидки) или домиках (их можно сделать из картонных коробок разного размера).

    Для этого ему сначала нужно будет распределить матрешек и их кроватки/домики по размеру. Еще один вариант подобной игры – сделать заранее несколько картонных ворот разного размера. Ребенку необходимо найти для каждой матрешки подходящие по высоте ворота.

  5. Если у вас есть два набора матрешек, перемешайте их и попросите малыша рассортировать. А два набора из одинакового количества элементов можно предложить выстроить парами.
  6. Обведите основания матрешек на листе бумаги или картона. Пусть ребенок подберет для каждого «стульчика» свою хозяйку.

    Или можно представить кружочки как вагоны поезда, лодочки, места в кинотеатре и т.д.

  7. Объясняйте, а потом и сами задавайте вопросы о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже», «спереди-сзади», «справа-слева».
  8. С помощью матрешек можно изучать числительные, названия дней недели.

    Назовите матрешек именами, созвучными нужным понятиям. Надев верхние половинки кукол на пальцы, учите с ребенком названия пальцев руки.

  9. Спрячьте маленькую матрешку в любую из других, побольше. Попросите ребенка на слух определить, где прячется матрешка-малышка.

Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)

  1. Внутрь матрешек можно складывать бусинки/горошинки или картонные кружки, по возрастанию размера. Если вы хотите помочь ребенку освоить цифры, напишите на донышке каждой матрешки, сколько в ней горошинок. Покажите малышу цифру, а потом вместе посчитайте горошинки.

  2. Матрешка замечательно подходит для ролевых игр. Обычно самая большая матрешка – это мама, а меньшие – ее дочки. Но у кого-то большая матрешка может быть и папой. Обыгрывайте с матрешками ситуации, близкие ребенку (или детям).

    Общение мамы с ребенком, который не слушается, отношения старших и младших детей, конфликты на детской площадке. Несколько наборов матрешек смогут изобразить несколько семей.

  3. Детям старше 4-5 лет можно предложить раскрасить заготовку матрешки.

    Чем старше ребенок, тем более самостоятельной и аккуратной будет его работа.

Виды матрешек

Существуют как классические деревянные (с разными видами росписи), так и нестандартные матрешки: мягкие, пластиковые, матрешки-елочные игрушки и другие. На фото ниже представлены разнообразные вариации матрешек:

Деревянные игрушки-матрешки:

(матрешка, хохлома);

(матрешка, гжель);

(дымковская игрушка-матрешка);

(матрешка, филимоновская роспись);

(матрешка, городецкая роспись);

(вятская матрешка);

(семеновская матрешка).

Деревянные матрешки, изображающие героев сказок

Репка:

Теремок:

Колобок:

Курочка Ряба:

Мягкая игрушка-матрешка

(матрешка, игрушка-антистресс от «Смолтойс»);

(вязаная матрешка, рукодельная).

Матрешка-каталка, пластиковая

Новогодняя матрешка

Как видите, матрешка – это целый мир! Неспроста она полюбилась и «прижилась» в русской культуре… Экологичная, яркая, раскрывающая множество возможностей для игры, матрешка обязательно станет одной из любимых игрушек для вашего ребенка.

Специально для lovingmama.ru

Источник: http://LovingMama.ru/article/1089-russkaya-narodnaya-igrushka-matreshka-istoriya-vidy-matreshek-polza-igry-s-matreshkami

Мама и малыш

Что развивает в ребенке матрешка?

Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения.

Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша.

Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.

Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.

Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его.

Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую.

Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.

Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.

Во время игры попросите малыша дать вам самую большую матрешку, самую маленькую. Чуть позже усложняйте задания: дай мне матрешку, большую, чем эта или меньшую, чем эта.

А еще очень весело играть с матрешками в ролевые игры: дочки-матери, обыгрывая различные бытовые ситуации, вплетая психологические моменты (не хочет ложиться спать, кушать). Катайте матрешек на машине, кормите.

Также в играх с матрешками можно использовать веселые стихи и загадки.

Игры с матрешками

По росту. Матрешки играли и перепутались – теперь они не могут найти своего места. Предложите малышу их расположить по росту (от большой к маленькой или наоборот) и вместе идти на прогулку, в магазин. Вначале попробуйте построить их сами, «случайно» перепутав одну из них. Для первого раза будет достаточно и трех матрешек.

Чья юбочка? После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Например, пора идти на прогулку, а матрешки-модницы раскидали свои юбочки. Помогите им одеться, подбирая каждой матрешке подходящую нижнюю половинку.

Ростомер. Основное различие матрешек – рост, так почему бы не соорудить для них ростомер? Отлично подойдет пирамидка. Если оставить одно колечко, его можно свободно перемещать по стержню, замеряя рост.

Либо можно насаживать на стержень пирамидки столько колечек, сколько соответствует ее росту и их посчитать. Сравнивать матрешек можно и другими предметами – с карандашом, куклой и т.п. (кто выше, кто ниже).

Я в домике. Соорудите подходящие по размеру домики для матрешек. Подойдет согнутый пополам листок картона, любой конструктор, кубики или коробки.

Расскажите малышу, что матрешки очень дружные и любят ходить друг к другу в гости. Но вот беда: маленькая к большой может прийти, а наоборот – никак.

Поэтому еще можно построить большое кафе, просто накинув простынь на стул, где будут встречаться все подружки.

Сюрприз. В матрешек можно спрятать внутрь небольшие подарочки. Пусть ребенок сам попробует открыть матрешку. Если у него не получается, не бойтесь помочь. Можно в одну матрешку положить несколько небольших предметов. Это могут быть маленькие игрушки, орешки, крышечки. И потом их посчитать.

В дальний путь. Матрешек можно возить в кузове машины или на поезде. Это увлекательное занятие подойдет как для мальчиков, так и для девочек. Например, их можно развозить по своим домикам, в магазины или кафе.

Давай знакомиться. А почему все матрешки Матрешки? Может, самая большая – Аня, чуть поменьше –Маша, а самая маленькая – Варя? Пусть ребенок подберёт имена.

Как вариант для деток постарше, можно придумывать вариации одного имени (Матрена, Марфа). А позже можно написать одной из матрешек портрет с подписью автора и названием, например, «Любимая матрешка Маша».

Также матрешек можно посчитать. Какой по порядку стоит Маша в очереди в магазин (первая, последняя)?

Чей голос? Пусть каждая матрешка поговорит своим голосом: большая — низким, маленькая – тоненьким. Пусть малыш попробует угадать, кто пришел в гости, опираясь только на голос.

По парам. Если у вас есть два набора матрешек, возьмите их, поиграйте, а потом случайно перепутайте – дети бегали. Когда приходит пора идти домой, предложите поставить матрешки парами одинаковыми по размеру – маленькая с маленькой и т.д.

Где чей стульчик? Обведите основания матрешек. Скажите, что они поедут в кинотеатр, смотреть мультфильм. Предложите каждой найти свой стульчик.

Найдем домики. Положите внутрь матрешек небольшие кружочки или скатайте пластилиновые шарики. Когда матрешки придут домой, на каждом домике будет написана цифра – номер дома. Предложите ребенку открывать матрешку, считая кружочки и находить свой домик.

Детский сад. Расскажите ребенку, что матрешки ходят в детский сад. У них тоже есть старшая и младшая группы. Предложите ребенку разделить их (сделайте две отдельные коробки, например) – большие в старшую, маленькие – в младшую.

Пусть матрешки в садике идут гулять, выстраиваясь по росту. Поиграйте с ними в прятки, спрятав меньшую матрешку в большую. Обратите внимание ребенка, что большая не может поместиться в меньшей.

Во время обеда предложите ребенку разложить матрешкам подходящие по размеру тарелочки (кружочки из цветной бумаги или картона).

Если малыш ошибается, переведите это в шутку: что-то наша малышка проголодалась – взяла себе самую большую тарелку! После обеда детки ложатся спать. Задача, как и с тарелочками, положить матрешек на кроватки (прямоугольники из бумаги), соответственно росту.

Еще по этой теме можно почитать:

Загадки про матрешку

Стихи про матрешку

Раскраски «Матрешки»

Матрешки — шаблоны для поделок

Источник: http://mshishova.ru/kak-igrat-s-matreshkoj/

Подробности Татьяна Наливайкина 26 Март 2015

Игра для ребенка – это очень серьезное занятие. В процессе игры, ребенок познает окружающее путем восприятия, образного мышления, воображения. Развивается память, внимание, речь, изобретательность, фантазия. Дети, которые были «обделены» игрой и  сказкой, плохо адаптируются к школе, не находят контакт со сверстниками.

Желая научить ребенка чему-то, надо его заинтересовать, сделать учение интересным занятием. Желательно, чтобы инвентарь был ярким, красочным и заметным в игре. Здорово, если это игрушки, которые он может сделать своими руками или при помощи старших братиков (сестричек), хорошо когда эти игрушки можно собрать или разобрать.

В индивидуальных занятиях с ребенком трех-четырех лет, гораздо сложнее завладеть его вниманием, чем в работе с группой. Ребенка отличает быстрая смена настроения, чувств. Поэтому приходится учитывать многие возрастные и личностные особенности.

Наше занятие делится на отдельные мини-игры. Каждая игра займет от 2 до 5 минут. Мы постарались задействовать основные виды деятельности для развития ребенка трех-четырех лет. И, конечно же, непременное условие для любого занятия – это хорошее настроение, дружелюбная атмосфера и веселое времяпровождение.

Матрёшки выступают в роли «главных героинь» нашего занятия. Они помогут его объединить тематически, сделают его образным и интересным для ребенка.

Приятно познакомиться!

Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, научить ребенка рассуждать, сопоставлять и сравнивать.

К нам сегодня в гости заглянули три веселые подружки: Дуняша, Матрёна и Люша. 

Давай внимательно их рассмотрим! Чем они отличаются? А что у них общего?

Обычно, такие задания  не представляют сложности для детей трех-четырех лет. Ребенок с легкостью указывает на отличия, аргументируя свой ответ.

Волшебная почта.

Цель: закрепить счет и порядковые числа, представления: больше, меньше. Развитие внимания, речи.

Наши матрешки получили почту.

Кому мы отдадим первый конверт? Второй? Третий? Загляни в конвертики! Как ты думаешь, что это? 

Правильно – семена!

Давай сосчитаем, сколько семян в каждом конверте.

У каждой матрешки есть свой палисадник.

Помоги им посадить семена. Сколько семян ты посадила в первый палисадник? Второй? Третий? У кого семян больше? Каких семян меньше? У кого больше всех? А у кого меньше всех?

Дождь и солнце.

Чтобы ребенок не уставал и был заинтересован, необходимо чередование деятельности. Целью данного занятия является развитие координации движения. Физическая активность ребенка, не менее важна, чем умение считать или знание букв. Ребенок с удовольствием прыгает, бегает, скачет, лазает. Тем самым ребенок учится владеть своим телом, что является важным этапом в его развитии.

Что поможет нашим семенам быстрее прорасти и превратиться в красивые цветочки? Конечно же, ласковое солнышко и теплый дождик!

У нас есть солнышко и тучка.

Когда ты услышишь шум дождя– прыгай к тучке. А когда услышишь пение птичек- к солнышку! (мы нашли подходящие треки на просторах Интернета).

Предложите ребенку поимпровизировать, постараться поймать капли дождя или потянуться поближе к солнцу встав на цыпочки. Тем самым мы будем развивать воображение и одновременно физически упражняться.

Расцвели в саду цветочки!

Цель: Счет в пределах десяти. Прямой и обратный счет. Формирование навыков сложения и вычитания.

Раз матрешка…

Раз матрешка, два матрешка, Было в домике окошко, На окне стоял горшок, Расцветает в нем цветок. Красный, желтый, голубой –

Выбирай себе любой!  (автор Инна Радыгина)

Вот и распустились наши цветочки! Давай сосчитаем их! 

Матрешки решили сделать подарок друг другу. Дуняша подарила два цветка Люше. Сколько цветов у нее осталось? Матрена подарила тоже два цветочка Дуняше. Сколько у каждой из них цветов? и т.д..

Сложность и продолжительность задания зависит от терпения и уровня знаний ребенка. Мы с удовольствием «передаривали» и пересчитывали цветы минут 5.

Теперь давай соберем все цветы вместе и сосчитаем их.

А сейчас пересчитаем цветы в обратном порядке.

Разминка-считалочка.

С раннего возраста дети проявляют интерес к рифмованной речи, любят слушать песенки, прибаутки, считалки.  Хорошо, если речь сопровождается движением. Дети охотно принимают активное участие в таких играх.

Целью данного задания, является развитие речи, формирование четкой дикции. Также это занятие поможет переключиться нам от одного вида деятельности к другому.

Следующие строчки сопровождаем движениями:

-Тики-так, тики-так.

Так ходики стучат.

                                   Наклоняем голову вправо-влево.

-Туки-так,туки-так,

Так колёса стучат.

                                   Поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круги.

-Токи-ток, ток-ток.

Так стучит молоток.

                                     Стучим кулачками.

-Туки-ток, туки-ток.

Так стучит каблучок.

                                      Стучим каблучками.(автор И. Лопухина)

Аппликация

Аппликация (также как рисование, лепка или конструирование) развивает образное мышление ребёнка, которое является основным видом мышления дошкольника. В процессе подобного занятия развивается способность заранее представить себе, что должно быть сделано, у ребенка развивается способность к планированию деятельности.

Перед нами части одной аппликации. На обратной стороне каждой написана цифра. Эта цифра обозначает, что эта деталь должна быть наклеена в определенном порядке на листок с контуром.  

Какую деталь мы наклеим первой? Второй?…

На память о нашей встрече с матрешками нам останется этот замечательный портрет!

Лабиринт.

В настоящее время, игры такого типа – наше любимое занятие. Мы с большим удовольствием и усердием проходим путь от заданных точек, радуясь соей ловкости и умению!

Цель нашей игры, это развитие внимания. Закрепление порядковых чисел,  а также таких  понятий как: широкий, узкий, длиннее, короче.

Мы весело провели время, но пришла пора попрощаться с нашими новыми друзьями. Давай, проводим матрешек домой.  На картинке три дорожки, которые ведут к домикам.

Кого мы проводим по первой дорожке к первому домику? По второй?

Чем отличаются дорожки? Какая самая широкая? Узкая? Кто из матрешек добирался домой дольше всех, а кто быстрее? Почему?

Теперь наши матрешки у себя в домиках и каждая улыбается нам из своего окошка.

 Поблагодарим их за проведенное вместе с нами время.

Наша сказка.

Дошкольный возраст является решающим периодом в развитии речи. У ребенка формируется правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, закладываются основы связной речи. На эти цели и будет направлено наше завершающее задание.

Ну, вот и подошла к концу наша игра. Что тебе больше всего понравилось? А давай мы попробуем сочинить сказу о сегодняшнем дне!

У нас получилось примерно так:

Жила-была девочка. Однажды к ней в гости пришли три матрешки. Они познакомились. Затем матрешки получили конвертики с семенами. Мы им помогали расти. Их полил дождь, и согрело солнышко. А потом выросли красивые цветочки, которые мы сосчитали. Мы сделали аппликацию и проводили матрешек домой.

Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше самостоятельно пересказывал. Задавайте наводящие вопросы.

Поощряйте даже малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при его неудачах. Это поможет вам обеспечить благоприятные условия для развития личности вашего ребенка и укрепит его уверенность в себе.

Мы надеемся, наше занятие было интересным и полезным для вас. Желаем вам подрастать, играя!

Чтобы не потерять это занятие – добавьте ссылку на свою страничку в социальной сети:

Важно: Использование материалов из этой статьи (полностью или в переработанном виде) возможно только при указании активной ссылки на сайт “Играй – подрастай!” В противном случае мы будем вынуждены применить все законные меры для защиты своих авторских прав.

Что еще почитать: 

Источник: http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-zaniatia/3-goda/120-matreshki.html

MyMedico
Добавить комментарий